Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии / А. С. Селиверстов, Д. Ю. Уткин, В. В. Постнов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63222/ (дата обращения: 15.11.2024).



В этой статье будет рассмотрен мозговой штурм, как один из возможных инструментов управления качеством. Его влияние на решение поставленных задач, выявленных проблем и создания интересных мыслей для компании. Также будут рассмотрены правила, которые необходимо соблюдать при проведении мозгового штурма, выявлены все этапы и виды данного инструмента, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: мозговой штурм, участник, SCAMPER, генератор идей, распределение задач, решение проблем, команда

Мозговой штурм является актуальным в наши дни, так как он способствует эффективной командной творческой деятельности, приводящей к решению поставленных задач [1]. Такая методика применяется во многих отраслях деятельности и на многих производствах. В процессе командной работы создаются новые идеи, выдвигаются не стандартные решения возникших проблем. Впервые о мозговом штурме написал исследователь Алекс Осборн в 1953 году. Его книга породила новое направление неординарного мышления, которое стали использовать.

Мозговой штурм хорошо работает в команде. Количество участников тоже играет свою роль. Так если команда состоит из маленькой группы, то, скорее всего некоторые идеи просто не будут озвучены и разобраны в ходе процесса. При слишком большом количестве участников есть вероятность потерять контроль процесса, и начнется хаос. Данный метод хорошо используется на различных предприятиях для решения каких-либо ситуаций, например возникновение бракованной продукции. Команда компетентных работников, которые имеют необходимые знания и во время проведения мозгового штурма генерируют нетривиальные и важные решения проблемы.

Правила мозгового штурма.

Чтобы процесс протекал в положительной динамике необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Можно выдвигать абсолютно разные идеи, даже если они со стороны выглядят совершенно нелепыми;
  2. Стараться избегать критических замечаний по идеям;
  3. Необходимо предлагать как можно большее количество идей, даже если они не будут хорошими;
  4. Выдвинутые предложения нужно видоизменять и комбинировать с другими идеями, чтобы прийти к лучшему решению проблемы [2].

За исполнением правил следит руководитель мозгового штурма. Также в его обязанности входит предупреждение критики при обсуждении разных предложений. Вообще руководитель стремится создать хорошую психологическую обстановку в коллективе. Не делать перерывы в работе, это может значительно сказаться на эффективности выдвигаемых идей.

Этапы мозгового штурма.

Весь процесс в основном состоит из трех важных этапов, которые необходимо соблюдать, чтобы сам процесс прошел успешно.

1) Проблема, сбор участников и распределение задач между ними

Для успешного проведения мозгового штурма необходимо на первом этапе подготовиться со всей ответственностью. Сначала выдвигается некая проблема, возникшая в организации и требующая оптимального варианта решения. Желательно суть проблемы составить заранее и нужно, чтобы ее поняли все будущие участники. После усвоения поставленной задачи можно приступать к подбору людей для ее решения.

Дальше идет подбор участников. Желательно искать таких людей, которые смогут без проблем сотрудничать между собой. Чем лучше будет психологическая обстановка в коллективе, тем качественнее пройдет мозговой штурм. Принимать участие должны участники со всех сторон, люди, которые будут влиять на решение поставленной задачи. Также люди, на которых повлияет принятое решение. Оптимальное количество участников должно быть в пределах от 5 до 9 человек.

После сбора всех участников между ними идет распределение ролей. Распределение задач должны выполнять люди, которые хорошо знают их и имеют предрасположенность к ним. Основные роли мозгового штурма: ведущий команду, вдохновитель, генератор идей, аналитик, изыскатель, гармонизатор. Если нет возможности распределить все роли, то можно использовать, хотя бы основные, это ведущий, вдохновитель, генератор идей и контролер.

2) Создание идей

Эффективность работы команды во многом зависит от опытности главного ведущего. Ведь мозговой штурм подразумевает интересную командную работу. В начале процесса включаются люди ответственные за генерирование предложений. После уже другие члены команды. Куратор следит участниками, чтобы все они влились в процесс. После того как все участники включатся в работу генерировать новые идеи можно в произвольной последовательности. Очень важно, чтобы команда предложила как можно больше идей. Так для сообщества из 5 или 8 человек, 100 идей вполне нормальный результат. В процессе выдвигания идей они должны фиксироваться ответственным человеком за ведение записей. Записывание идей ведется на доске или флипчарте и все участники должны видеть эти идеи. Присутствие критики недопустимо и куратор должен следить за этим.

При длительной деятельности мозга могут перестать появляться новые предложения или будут озвучиваться те идеи, которые уже были. В этом случае стоит сделать следующее:

− остановиться на более перспективных идеях, обсудить их;

− сделать небольшой перерыв в мозговом штурме, отложить на несколько часов или дней;

− все участники заблаговременно перед штурмом составляют список и в процессе вычеркивает уже озвученные идеи [5].

Также в помощь можно использовать некоторые методы: Post-up, ТРИЗ, метод шести шляп, SCAMPER. При внедрении этих шпаргалок можно придумать нестандартные решения проблемы.

  1. Отбор, группировка и оценка предложений

Последний этап мозгового штурма очень важен для принятия нужного решения. Именно на данном этапе выделяют самые подходящие идеи, которые приводят штурм к общему итогу. Успешный итог 3 этапа зависит от общих усилий команды, направленный на поиск решения проблемы.

На данном этапе ответственные люди проводят оценку всех записанных идей на эффективное исполнение, расчет рисков, предлагают возможные идеи для воплощения их в реальность. Если при обсуждении какой-то хорошей идеи часть команды не согласна, то проводят голосование. Окончанием мозгового штурма можно считать полное согласие всех участников с отобранным решением из всех существующих. При правильной организованной работе можно будет найти решение проблемы, с которой будут согласны все члены команды и организовать ее эффективное претворение в жизнь.

Виды мозгового штурма.

Существует множество разных видов, которые подходят для принятия решений по разным задачам. Визуальный мозговой штурм, при быстром потоке предложений необходимо успеть их записать на доску. Принцип визуального штурма сводится к быстрой реакции, отсутствий критики и гибкому мышлению. Брейнрайтинг: основная суть сводится к письменному написанию предложений на листе бумаги [4]. Далее все участники меняются своими листами. Вновь рождаются идеи у соседа, который ее записывает и передает дальше. Такой обмен информацией длится около 15 минут. Обратный мозговой штурм: такой метод штурма больше подойдет для создания какого-то нового товара или его улучшение. Основная суть состоит со списка всех отрицательных свойств товара или услуги. Далее в процесс включается ничем не ограниченная критика. Таким образом, в итоге создается полный список дефектов, недостатков проблем. Благодаря этому списку можно составить портрет конкурентоспособности.

Преимущества мозгового штурма.

Мозговой штурм имеет преимущества по сравнению с обычной коллективной работы. Самый основной плюс этого штурма в том, что к решению задачи можно подойти с творчеством. Обсуждение и придумывание идей проходит в комфортной психологической обстановке. Весь коллектив полностью увлечен процессом поиска предложений и их обсуждений. В этом методе поощряется воображение, раскованность, выход за рамки обычного мышления, чувствование ситуации. Недопустимо использовать четкий план действий при поиске идей, отсутствие эмоциональности. В процессе выдвинутые участниками идеи дорабатываются, обсуждаются и вносятся дополнительные поправки.

Недостатки мозгового штурма.

Кроме плюсов в штурме есть и некоторые минусы, которые следует учесть. К ним относятся:

  1. недостаточный опыт куратора;
  2. проблемы с генерированием новых идей;
  3. трудность выбора из большого количества предложенных идей самой эффективной [3].

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. Данный метод играет важную роль в любой организации. Развитие творческого потенциала сотрудников увеличивает ценность ресурсов компании, улучшает разговорные навыки у руководителей и сотрудников. Руководитель должен всегда использовать этот метод для более рационального принятия решений. Также данный метод способствует решению сложных проблем и задач, выход из сложных ситуаций.

Литература:

  1. Васин С. Г. Управление качеством. всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
  2. Антохина Ю. А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю. А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 c.
  3. Вдовин С. М. Система менеджмента качества организации: учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 299 c.
  4. Better Brainstorming // Harvard Business Review. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html.
  5. 4 Steps to Successful Brainstorming // Forbes. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.forbes.com/sites/susanadams/2013/03/05/4-steps-to-successful-brainstorming/#6e6fa3c05992.
Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, SCAMPER, участник, генератор идей, распределение задач, команда, поставленная задача, решение проблемы, член команды.


Ключевые слова

команда, мозговой штурм, решение проблем, участник, SCAMPER, генератор идей, распределение задач

Похожие статьи

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

В статье проводится анализ метода смешанного обучения, его преимуществ и недостатков; освещаются проблемы, возникающие при реализации данного метода. На метод смешанного обучения возлагается много надежд, и он призван решить комплекс задач, связанных...

Решение проблем на предприятии по методике QC-Story

В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости применения методики QC-Story для успешной деятельности современных предприятий. Раскрыты такие понятия, как «QC-Story», «проблема». В ходе исследования проведен обзор этапов, из которых ...

Формирование команды в проектах

Команда проекта — это необходимый элемент в создании проекта, при формировании команды необходимо учесть все аспекты, при которых участники будут взаимодействовать друг с другом, какие барьеры и конфликты могут возникать и как их можно разрешить. В д...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты

В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...

Применение результативных методик для создания инновационных идей в процессе дизайн-мышления

В статье автор рассматривает особенности дизайн-мышления. Проанализирована результативность методик для создания инновационных идей, охарактеризован формсторминг как разновидность визуального мышления, одного из эффективных инструментов дизайнера. Ра...

Проблемы коммуникаций и способы их решения внутри организации на примере салона красоты «Prive 7»

Для того чтобы люди могли слаженно работать вместе, они должны одинаково понимать что, как, кому, когда нужно делать для получения общего результата. Качественному прохождению и обработке информации в сознании отдельных участников процесса коммуникац...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Похожие статьи

Развитие успешной командной работы в организациях

Статья посвящена теме развития команд в организациях. Это важная тема в нынешнем деловом климате, поскольку организации ищут командные структуры, которые будут стимулировать дальнейшее повышение их производительности, прибыльности и качества обслужив...

Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения

В статье проводится анализ метода смешанного обучения, его преимуществ и недостатков; освещаются проблемы, возникающие при реализации данного метода. На метод смешанного обучения возлагается много надежд, и он призван решить комплекс задач, связанных...

Решение проблем на предприятии по методике QC-Story

В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости применения методики QC-Story для успешной деятельности современных предприятий. Раскрыты такие понятия, как «QC-Story», «проблема». В ходе исследования проведен обзор этапов, из которых ...

Формирование команды в проектах

Команда проекта — это необходимый элемент в создании проекта, при формировании команды необходимо учесть все аспекты, при которых участники будут взаимодействовать друг с другом, какие барьеры и конфликты могут возникать и как их можно разрешить. В д...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты

В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...

Применение результативных методик для создания инновационных идей в процессе дизайн-мышления

В статье автор рассматривает особенности дизайн-мышления. Проанализирована результативность методик для создания инновационных идей, охарактеризован формсторминг как разновидность визуального мышления, одного из эффективных инструментов дизайнера. Ра...

Проблемы коммуникаций и способы их решения внутри организации на примере салона красоты «Prive 7»

Для того чтобы люди могли слаженно работать вместе, они должны одинаково понимать что, как, кому, когда нужно делать для получения общего результата. Качественному прохождению и обработке информации в сознании отдельных участников процесса коммуникац...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Задать вопрос