В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая туристический бизнес, начиная с принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. Автором отмечены наиболее значимые федеральные законы, сыгравшие роль в становлении современного внутреннего, выездного и въездного туризма в России. Особое внимание уделено вопросам сотрудничества гражданского общества и государства в деле развития данной отрасли экономики, которая имеет немаловажное значение как для страны в целом, так и для отдельного гражданина.
Ключевые слова: международный туризм, нормативно-правовой акт, Конституция Российской Федерации, ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», НКО, гражданское общество.
В период Советского Союза, как известно, наша страна была закрытой для массового выездного и въездного туризма. Отечественный путешественник мог позволить себе при наличии средств выехать в страны так называемого Восточного блока. Однако и подобное путешествие было сопряжено с многочисленными трудностями, такими как бюрократические препоны в оформлении заграничного паспорта, получении визы, дороговизны авиабилетов и т. д. Выезд советского туриста в страны Западной Европы, Северной Америки или Японии казался в тот отрезок времени событием особой важности. Лишь в 90-гг. прошлого века ситуация в сфере международного туризма стала кардинально меняться. Изменения затронули, в том числе, и российское законодательство, регулирующее правовые отношения в сфере международного туризма.
Как известно, согласно установившейся в нашей стране иерархии нормативно-правовых актов, наибольшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г. Основной документ страны провозгласил базовые свободы граждан, в том числе и право на выбор места жительства, свободное передвижение по стране и на выезд за пределы отечества. Туристический бизнес в 90-е гг. прошлого столетия переживал настоящий бум. Однако выездной туризм приобрел цивилизованные формы не сразу, а лишь с вступлением в силу иных нормативно-правовых документов, которые, как известно, не могут противоречить Конституции РФ.
Главную роль в реализации конституционных положений и законодательном обеспечении современного туризма сыграло принятие Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 24 ноября 1996 года [1]. В нем реализовалась насущная потребность народа в демократизации общественного строя, расширении личных, гражданских, социальных и культурных прав и свобод. Закон легализовал право граждан на свободу передвижения и осуществление внутренних и внешних путешествий. Одновременно была предпринята попытка сблизить отечественное законодательство с международным правом на свободу поездок и путешествий. Важным положением данного Закона можно отметить, пожалуй, тот факт, что Россия признала туризм «одной из приоритетных отраслей экономики», что было отмечено в ст. 3 этого документа. Также впервые в истории страны водился единый реестр туроператоров, что можно оценить, как важный шаг в развитии отечественного права, регулирующего туристическую деятельность.
Безусловно, важную роль в распространении организационно-правовых форм туристических предприятий сыграли федеральные законы «О производственных кооперативах» (1996), «Об акционерных обществах» (1995), «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (2002) и др. Это объясняется тем, что туризм, как особая отрасль экономики, имеющая помимо прочего и стратегическое значение, требует разнообразных форм самоорганизации бизнеса. Более того, в ряде случаев, когда речь идет о сопутствующих туризму отраслях экономики, как, почтовая и иные формы связи, общественный транспорт и логистика, крайне важно государственное участие в развитие данных сфер народного хозяйства. Поэтому организация и широкое распространение государственных и муниципальных унитарных предприятий, как нам видится, также во многом способствовало становлению выездного туризма в России.
Конечно, важную роль в деятельности появляющихся турфирм сыграли федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (2001), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2011), изменения и поправки в Закон «О сертификации продукции и услуг». Особый интерес, на наш взгляд, вызывает вопрос о лицензионном или разрешительном обеспечении туризма. Примечательно, что в настоящее время для осуществления функций туроператора или турагентства отдельный разрешительный документ не требуется. Таким образом, отечественный законодатель вернулся к практике, установленной еще в 1996 г., в момент принятия ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Тем не менее, для субъектов туристического бизнеса необходимо соблюдение двух важных условий. Во-первых, туроператор должен быть внесен в реестр, о котором говорилось выше. Во-вторых, на балансе туроператора должна числится достаточная сумма денежных средств на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, в частности в деле защиты прав туриста [2].
Конечно же, невозможно обойти вниманием и такой документ, как Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006). Данное обстоятельство объясняется тем, что в туристическом бизнесе необходимо создать все условия для свободного, беспрепятственного вхождения в данную отрасль всех потенциальных игроков на равных условиях [3]. Как известно, международный рынок тризма достаточно сложен, он плохо контролируется или регулируется на правовом уровне. Подобная ситуация может принести дивиденды одним субъектам туристического бизнеса в форме неосновательного обогащения, и, наоборот, нанести другим туроператорам существенный ущерб. Разработанный законодателем механизм защиты конкуренции, как нам видится, будет нивелировать подобные противоречия.
Принимая во внимание конституционное положение о приоритете международного права, национальное законодательство в области туризма постаралось, насколько это возможно, реализовать положения ряда международных конвенций и договоров. Например, особую актуальность с данной точки зрения приобретает Манильская Декларация о мировом туризме (1980), широко известная Гаагская Декларация о туризме (1989), Киотское соглашение об охране окружающей среды (2005) и другие документы.
Инициативы отечественного законодателя повлекли существенные изменения и в системе управления поездками. Так, например, был ликвидирован государственный комитет СССР по иностранному туризму (Госкомитет СССР), который долгое время являлся инструментом организованного политико-экономического идеологического контроля ЦК КПСС за состоянием туризма в СССР. Примечательно, что с сектором туризма достаточно плотно начало сотрудничать и гражданское общество. В последние годы мы становимся свидетелями открытия многочисленных некоммерческих организаций и союзов, таких, как, например, Российский союз туриндустрии, Ассоциация российских туристических операторов, Российская гостиничная ассоциация и др. Известно, что комитет по предпринимательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) наладил конструктивный диалог между деловыми кругами России и правительствами Ближнего и Дальнего зарубежья о формировании благоприятных условий для развития туризма. Тот факт, что гражданское общество плотно сотрудничает как с государственными компаниями, так и с органами власти в сфере организаций международного туризма, свидетельствует о зрелости рассматриваемей нами отрасли экономики. Немалую роль развитию российского туризма оказал и отечественный законодатель.
Литература:
1. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111996-n-132-fz-ob/ (дата обращения 15.10.19).
2. Исоков Н. К. К вопросу о защите прав туриста // Молодой ученый. — 2019.- № 41.
3. Теммоева З. И. Модель прогнозирования развития курортно-туристского комплекса в условиях возрастающей конкуренции // Terra economicus (Экономический вестник Ростовского государственного университета). — 2009. — № 2. — С.236–240