Проблемы покрытия дефицита регионального бюджета Ярославской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, А. Г. Проблемы покрытия дефицита регионального бюджета Ярославской области / А. Г. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63239/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: бюджет, областной бюджет, долговая политика, кредит, прогнозный план, источник финансирования дефицита, приватизация имущества.

В соответствии с долговой политикой Ярославской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 28.09.2017 № 729-п (ред. от 11.05.2018) [1] (далее — долговая политика Ярославской области), основные направления указанной политики «определяется текущими особенностями развития экономики области и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации».

Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита областного бюджета, в том числе в целях погашения долговых обязательств области.

Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации предусматривает «обеспечение в 2018–2020 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год».

Планом мероприятий по сокращению государственного долга Ярославской области на 2018–2020 годы, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.04.2018 № 320-п в редакции от 28.09.2018 (далее — План мероприятий по сокращению государственного долга) в рамках мероприятия по сокращению дефицита областного бюджета предусмотрен аналогичный показатель.

В соответствии с законом об областном бюджете на 2018 год в первоначальной редакции был утвержден бездефицитный бюджет. В процессе исполнения бюджета законами Ярославской области о внесении изменений в бюджет объем дефицита был увеличен до 1 877,2 млн. руб.

Утвержденные бюджетные назначения по источникам финансирования дефицита на 2018 год в сводной годовой отчетности по состоянию на 01.01.2019 отражены в объеме 1 877,2 млн. руб., что соответствует плановому значению, утвержденному законом об областном бюджете.

Вместе с тем, сводной бюджетной росписью расходов и источников финансирования дефицита областного бюджета с внесенными в нее изменениями в соответствии со вступившими в силу законами Ярославской области о внесении изменений в закон об областном бюджете и по иным основаниям, установленным Бюджетным кодексом РФ, по состоянию на 01.01.2019, предоставленной в Контрольно-счетную палату 11.03.2019, бюджетные назначения по источникам финансирования дефицита на 2018 год утверждены в объеме 1 609,4 млн. руб., то есть за исключением утвержденных законом об областном бюджете изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 267,8 млн. руб.

Согласно представленному отчету об исполнении областного бюджета за 2018 год, бюджет в 2018 году исполнен с дефицитом 1 190,4 млн. руб., что составляет 63,4 % от утвержденного законом о бюджете дефицита.

Уровень дефицита бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2018 год составляет 2,1 %, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Указанный показатель ниже соответствующего показателя за 2017 год (4,3 %), но ниже планируемого законом о бюджете на 2018 год.

Уровень дефицита не превышает целевой индикатор в размере «не более 10 процентов» по показателю «отношение объема дефицита бюджета Ярославской области к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений», установленному как долговой политикой, так и Планом мероприятий по сокращению государственного долга.

В качестве источников внутреннего финансирования дефицита в отчете об исполнении бюджета отражены:

– средства по операциям с государственными ценными бумагами в размере (-)233,0 млн. руб. (получено от размещения — 3 000,0 млн. руб. или 100,0 % от плана размещения; погашено — 3 223,0 млн. руб. или 99,2 % от бюджетных назначений);

– кредиты кредитных организаций, полученные в валюте РФ от кредитных организаций, в размере 1 983,8 млн. руб. (получено — 21 411,8 млн. руб. или 86,5 % от годового плана заимствований, погашено — 19 427,9 млн. рублей или 88,5 %);

– бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере (-)725,8 млн. руб. (получено — 19 218,0 млн. руб. (375,6 %), средства на погашение бюджетных кредитов составили 19 943,8 млн. руб. (341,43 % от годового плана погашения);

– бюджетные кредиты из бюджета субъекта в сумме (-)96,1 млн. руб. (предоставлено — 669,6 млн. руб. или 85,4 %; возврат — 573,6 млн. руб. или 100,5 %);

– средства от операций по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов в сумме 146,0 млн. руб., в том числе:

a) за счет увеличения финансовых активов в собственности за счет средств организаций, учредителями которых является субъект, на 146,0 млн. руб.

b) за счет увеличения финансовых активов в собственности за счет средств, размещенных на депозитах, — 0 млн. руб.

– изменение остатков средств областного бюджета на счетах бюджета в сумме 105,4 млн. руб. при планируемом сальдо 267,8 млн. руб., в том числе:

a) увеличение на счетах по учету средств областного бюджета 110 297,5 млн. руб. (104,9 %);

b) уменьшение на счетах по учету средств областного бюджета 110 402,9 млн. руб. (104,7 %).

В законе об областном бюджете в 2018 году поступление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Ярославской области, в качестве источника финансирования дефицита не предусматривалось.

При этом, законом Ярославской области от 30.11.2017 № 54-з «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2018 год» [2], предусматривалась приватизация во 2 полугодии 2018 года 100 % доли акций ОАО «Ярославский хлебозавод № 4».

Планируемый объем поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Ярославской области, в 2018 году, не отражен в законе об областном бюджете. Ранее размер поступлений от указанного источника оценивался не менее 20,0 млн. руб.

Информация о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2018 год (приложение к письму Правительства области в Ярославскую областную Думу от 20.03.2019 № ИХ.01–02890/19), размещенная на официальном сайте департамента имущественных и земельных отношений области, не содержит сведений о реализации акций ОАО «Ярославский хлебозавод № 4».

Согласно информации о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества, полученной по запросу Контрольно-счетной палаты в виду отсутствия своевременно размещенной, «реализация пакета акций ОАО «Ярославский хлебозавод № 4» приостановлена в связи с необходимостью стабилизации его финансового состояния».

Исполнение по источнику финансирования дефицита «Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта» составляет 0 млн. руб.

Кроме того, в целях реализации прогнозного плана (программы) приватизации приватизированы государственные предприятия Ярославской области «Ярдормост» и «Ярославское автотранспортное предприятие» путем преобразования в акционерные общества. В отношении ГП ЯО «Аптека № 95 «в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием и невозможностью осуществления приватизационных мероприятий департаментом здравоохранения и фармации принято решение о ликвидации предприятия».

Размещенная на официальном сайте департамента имущественных и земельных отношений информация о выполнении прогнозного плана приватизации не содержит указанных сведений.

Общий объем задолженности по бюджетным кредитам на начало отчетного периода по состоянию на 01.01.2018 года составлял 2 000,6 млн. руб., в том числе предоставленным из областного бюджета муниципальным образованиям — 1 060,5 млн. руб., юридическим лицам — 940,1 млн. руб.

В составе задолженности по муниципальным образованиям числились централизованные кредиты — 2,5 млн. руб., на частичное покрытие прогнозируемого дефицита — 709,8 млн. руб. и на поддержание платежеспособности бюджетов муниципальных образований области — 348,2 млн. руб.

В 2018 году законом о бюджете в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита областного бюджета в сумме до 784,0 млн. руб. предусмотрено предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям на срок, выходящий за пределы финансового года.

В 2018 году из областного бюджета муниципальным образованиям области было выдано бюджетных кредитов на частичное погашение дефицита на сумму 669,6 млн. руб. Погашено муниципальными образованиями бюджетных кредитов 574,6 млн. руб., в том числе согласно отчетности департамента финансов списана задолженность по централизованным кредитам в сумме 1,1 млн. руб. в связи с признанием организаций, получивших кредиты, банкротами.

В соответствии с информацией департамента финансов о бюджетных кредитах, предоставленных муниципальным образованиям, установлено, что общая сумма задолженности на 01.01.2019 года снизилась на 95,0 млн. руб. (9,0 %) и составила 1 155,5 млн. руб., из которой централизованные кредиты — 0,4 млн. руб., на частичное покрытие прогнозируемого дефицита — 1 036,0 млн. руб. и на поддержание платежеспособности бюджетов муниципальных образований области — 119,1 млн. руб.

Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета, сократилась на 2,3 млн. руб. и составила 937,8 млн. руб.

Согласно информации департамента финансов о бюджетных кредитах, предоставленных из бюджета области юридическим лицам, общая сумма задолженности за отчетный год сократилась на 2,2 млн. руб. (произведена частичная оплата процентов) и на 01.01.2019 составила 937,8,0 млн. руб.

В 2018 году бюджетные кредиты юридическим лицам не выдавались.

Общая сумма задолженности по бюджетным кредитам из областного бюджета, указанная в приложениях к проекту закона, подтверждена данными баланса исполнения бюджета.

В 2018 году продолжалось использование механизма привлечения на единый счет областного бюджета средств бюджетных и автономных учреждений области с лицевых счетов, открытых в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта. По данным годовой отчетности по расчетам по остаткам средств указанных учреждений, перечисленных со счета департамента финансов, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации для отражения операции со счетами этих учреждений, в областной бюджет, по состоянию на 01.01.2019 числится кредиторская задолженность в сумме 2 941,0 млн. руб. При этом, согласно Порядку перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений Ярославской области со счета, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений Ярославской области, в областной бюджет, а также их возврата на указанный счет, утвержденному приказом департамента финансов Ярославской области от 16.11.2010 № 16 н (в редакции от 02.12.2011 № 17 н) [3], обеспечение департаментом финансов перечисления в областной бюджет остатков средств со счета департамента финансов, а также их возврата из областного бюджета на счет осуществляется до 31 декабря текущего финансового года.

Предусматривалось увеличение и уменьшение финансовых активов в собственности за счет средств бюджетов субъектов, размещенных на депозитах в объеме 3 000,0 млн. руб. Фактически механизм размещения временно свободных денежных средств областного бюджета на депозитах в 2018 году не использовался.

Средства на едином счете бюджета в органе Федерального казначейства на начало финансового года составляли 264,4 млн. руб. С учетом изменения остатков средств областного бюджета на счетах бюджета на 105,4 млн. руб. в сторону уменьшения, средства на едином счете бюджета на 01.01.2019 составили 163,0 млн. руб. (сведения подтверждены данными баланса исполнения бюджета).

По итогам исследования. проведенного в данном параграфе работы, необходимо признать политику дефицитом бюджета мало эффективной. Несмотря на постоянное сокращение дефицита бюджета, тревожным остается тот факт, что область не использует доступные средства покрытия дефицита бюджета, такие как приватизация имущества.

Так, неудачная приватизация ОАО «Ярославский хлебозавод № 4». лишила бюджет области 20,0 млн. руб., которые могли бы пойти на покрытие дефицита области. По мнению автора такая ситуация связана с низкой предпринимательской активностью Ярославской области.

Литература:

  1. Постановление Правительства Ярославской области от 28.09.2017 № 729-п (ред. от 11.05.2018). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW086;n=102476#05644462255904066 (Дата обращения: 17.08.2019).
  2. Ярославская областная дума [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.duma.yar.ru/service/acts/z17054.html (Дата обращения: 18.08.2019).
  3. Департамент финансов Ярославской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.yarregion.ru/depts/depfin/tmpPages/docs.aspx (Дата обращения: 18.08.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): областной бюджет, Ярославская область, кредит, Российская Федерация, долговая политика, источник финансирования дефицита, приватизация имущества, прогнозный план, Ярославский хлебозавод, муниципальное образование области.


Ключевые слова

бюджет, кредит, областной бюджет, долговая политика, прогнозный план, источник финансирования дефицита, приватизация имущества

Похожие статьи

Роль регионального бюджета в социально-экономическом развитии территории (на примере Московской области)

Доходы и расходы региональных бюджетов РФ

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Экономическая сущность регионального бюджета и его функции

Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Анализ бюджета города Севастополя

В статье приведена характеристика и проведен анализ бюджета города Севастополя.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Похожие статьи

Роль регионального бюджета в социально-экономическом развитии территории (на примере Московской области)

Доходы и расходы региональных бюджетов РФ

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Экономическая сущность регионального бюджета и его функции

Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Анализ бюджета города Севастополя

В статье приведена характеристика и проведен анализ бюджета города Севастополя.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Задать вопрос