Статья посвящена одним из важных конфуцианских книг (канонов) по которым осуществлялся процесс обучения в школах феодального Китая. «Четырехкнижие» которое в свою очередь делилось на такие каноны как «Лунь-юй», «Да-сюэ», «Чжун-юн» и «Мен-цзы» и «Пятикнижие» — «Ши-цзин», «Ли-цзы», «Шу-цзин», «И-цзин» и «Чунь-цю». Искажение и не следование данным книгам являлось преступлением и строго наказывалось.
Ключевые слова: Конфуций, образование, обучение, каноны, воспитание, книги, философия.
Основа духовного воспитания в маньчжурское время лежала в основании девяти наиболее известных канонов, написанных Конфуцием и его последователями «Четырехкнижие» и «Пятикнижие». Так что же они представляют из себя? Попробуем в этом разобраться. В «Четырехкнижие» входят такие каноны как «Лунь-юй», «Да-сюэ», «Чжун-юн» и «Мен-цзы», к «Пятикнижию» относятся «Ши-цзин», «Ли-цзин», «Шу-цзин», «И-цзин», «Чунь-цю» попробуем разобраться в каждом более детально.
Канон «Лунь-юй» в переводе звучит, как «Рассуждения и беседы» в данной работе Конфуций отвел очень много внимания вопросу этического воспитания, морали и государственного устройства, всему этому, по его словам, необходимо начать учить детей в первую очередь. Так же тут Конфуций затрагивает идею бытия создания мира, вселенской справедливости и высшего блага. Благодаря ученикам Конфуция, которым удалось собрать воедино все мысли своего учителя, до нас дошли каноны «Лунь-юй». Конфуций считал, что каждый человек просто обязан знать именно эти каноны, чтобы жить праведной жизнью и понимать, как устроен этот мир.
Следующий канон «Да-сюэ» или в переводе «Великое учение» в основу данной работы легли взгляды Конфуция на формирование, становление и совершенствование личности человека в семье и обществе, а так же были затронуты такие вопросы как устройство государства и власти в нем, каким образом необходимо правильно управлять империей и как должны строиться семейные отношения. По словам Конфуция выполняя добросовестно все его предписанные правила, человек способен достигнуть высшего уровня совершенствования, а значит является праведным и способен не только построить дом и создать семью, вспахать землю, но и возможно сможет стать правителем (императором).
«Чжун-юн» («Соблюдение середины») в данной работе Конфуций делает акцент на связь человека с природой, нам необходимо советоваться и прислушиваться к ней. Если человек позволяет гневу, печалям или неудачам поглотить себя, значит рано или поздно он потеряет равновесие, а значит и связь с природой не сможет гармонично с ней существовать, этот факт может пагубно отразиться на нём. Человеку необходимо гармония и равновесия для полноценной жизни и существования в ней.
«Мен-цзы» каноны получили такое название от одного жившего в 4–3 вв. до н. э. философа. Суть данного канона сводится к справедливому правлению, если государь не праведен и не справедлив, то его народ смело может свергнуть его и поставить на его место более добродетельного человека. Опираясь на идеи Конфуция о Небесном правлении государя, Мен-цзы, развил их, но при этом добавил, что не только высшие силы способны распределять власть кому править, а кому нет, но и у подданных императора есть такая власть, в случае если тот не выполняет свои обязанности и ведет себя как то не праведно по отношению к ним.
«Четырехкнижие» в маньчжурском Китае считалось авторитетным и главным эталоном образования, те кто не следовал ему или подвергал критике строго наказывались. Не зная данных канонов, было нереально поступить на государственную службу.
Переходя к «Пятикнижию», стоит начать с «Ши-цзин», или как она звучит в переводе, «Книги песен». Данная работа представляет из себя сборник из 304-х стихотворений, считающихся жемчужиной китайской поэзии, а также народных песен, сам сборник делится на четыре раздела:
– «Нравы царств» («Гофын»).
– «Малые оды» («Сяо-я»).
– «Великие оды» («Да-я»).
– «Гимны» («Сун»)
Первый раздел книги песен больше похож на лозунги против жестоких правителей (тиранов) побуждающие народ к их свержению. Второй раздел посвящён дворцовому церемониалу. Третий раздел рассказывает об исторических событиях, а четвертый посвящен праведному государю, которому необходимо воспевать хвалы и благодарить небеса за него.
Следующим каноном является «Ли-цзин» («Книга ритуалов»). В которую со временем постепенно с каждой новой династией добавлялось, что-то новое, ритуалы, праздники, обряды и т. д. Каждый был обязан ознакомиться со всем этим и неукоснительно соблюдать, таков был порядок.
«Шу-цзин» или («Книга истории») представляла из себя прозу или мудрые речи правителей древнего Китая. В которых выражалась вся мудрость правления государством.
«И-цзин» («Книга перемен») сложная по содержанию и пониманию книга, обычно ей пользовались оракулы и прорицатели, видя в ней будущее человека. В основе книги лежат восемь триграмм (багуа) согласно приданию один из правителей Фу Си увидел, как из реки Хуанхэ вышла на берег страшная черепаха на спине которой были какие то странные начертания, вглядываясь в эти знаки, Фу Си удалось создать восемь триграмм:
– Первая триграмма обозначает небо («цянь»).
– Вторая — водоем («дуй»).
– Третья — огонь («ли»).
– Четвертая — гром («чжень»).
– Пятая — ветер («сюнь»).
– Шестая — вода («кань»).
– Седьмая — гора («гэнь»).
– Восьмая — земля («пунь»).
К основной идее создания «Книги перемен» можно отнести изменчивость всего сущего на земле. Связанные с натурфилософией и со столкновением космических сил между силами света (Ян) и силами тьмы (Инь).
Рис. 1. Так изображали легендарного Фу Си — изобретателя китайских иероглифов
Последний канон в «Пятикнижие» «Чунь-цю» («Весна и осень»). Текст книги разбит на 64 раздела которые посвящены событиям царств Лу и других княжеств Китая. В работе проводится критический анализ правителей их поступков и решений.
Все вышеперечисленные книги являлись основными пособиями для обучения в феодальных школах Китая. Человек считался грамотным, если знал все каноны чуть ли не наизусть. Несмотря на всю трудность изучения данных работ, мысли, изложенные в них, связанные с моралью и нормами поведения широко распространялись в народе.
Литература:
- Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. — Смоленск: Русич, 2010.– 544с.
- Троесловие (Сань-Цзы-Цзин), Галенович Ю. М., 2012. — 426c.
- Ткачёва А. В. Религиозная трансформация китайского сознания в конфуцианстве и школьном образовании при маньчжурах // Молодой ученый. — 2019. — № 23. — С.575–578. — URL https://moluch.ru/archive/261/60127/ (дата обращения: 18.10.2019).