Основные понятия профессионализма педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.10.2019

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Фузаилова, Г. С. Основные понятия профессионализма педагога / Г. С. Фузаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63064/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Также рассматриваются вопросы о «компетентности» и «квалификации» — основных критериях профессионализма.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, квалификация работников образования, инновации, самообразование.

В настоящее время система образования во многих странах претерпевает существенные изменения. Тем не менее, все реформы, происходящие в данной сфере, фокусируются на одном исполнителе — преподавателе. И для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним целей и задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма и квалификации. Н. В. Гоголь в свое время писал: «чтобы воспитать другого, мы должны воспитать себя». Преобразования, происходящие в системе образования, внедрение инноваций — всё это формирует новые образовательные потребности педагогов.

Что такое профессионализм? Это особое свойство людей систематически и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Также необходимо добавить, что важным элементом профессионализма человека является профессиональная компетентность и грамотность.

Также необходимо различать смысл понятий «квалификация» и «компетентность». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий человеку выполнять работу на определенном рабочем месте.

Наличие у человека диплома, подтверждающего уровень его квалификации — это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Профессионализм — это навык, приобретаемый годами, а также его реализация во время практической деятельности. Ни для кого не секрет, что именно эта составная педагогического процесса является гарантией качественного образования выпускников школ и вузов.

По мнению Андреева А. А., «качество интеллектуального развития отражает собой развитость интеллекта человека, его интеллектуальных способностей и умений, в первую очередь качество мышления, гностических умений, владение алгоритмами познания, уровень владения процедурами классификации, систематизации, проблематизации, распознавания, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа и т. д». [1, 201].

Для профессионала также важна результативность деятельности и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), т.е. при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности труда профессионала [2, 69]. Профессионализм, которым должен обладать каждый преподаватель, включает в себя схожие критерии: профессиональные знания, умения и навыки, а также самообразование и креативность.

Как отмечает Ясвин В. А., «Одной из приоритетных задач системы повышения квалификации в современных условиях является активизация разработки новых средств, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений» [3, 248]. Действительно, в последнее время выпускается множество литературы для самообразования педагогов, проводятся мероприятия по повышению квалификации работников образования. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Также следует отметить, что одарённый учитель владеет педагогической ситуацией и, как следствие, в состоянии контролировать и направлять учебную деятельность учеников. С другой стороны, сложность и многоаспектность данной проблемы влечет за собой множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры, а также методам изучения и средствам её формирования. Данной проблеме посвящено большое количество монографий. В результате своей трудовой деятельности педагог развивает свои потенциальные способности, изыскивает оптимальные варианты использования внутреннего ресурса, применяя их на практике.

Актуальность данного направления совершенствования методической работы в учебных заведениях объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки [4, 5].

Также по мнению многих ученых-педагогов, внедрение инноваций является необходимостью для повышения качества образования, поскольку модернизация и нововведения в образовательной системе повышают уровень эффективности работы и саморазвития.

Что же касается теоретических знаний и практических умений учителя, то к сожалению, зачастую между ними остается большой разрыв; это обусловлено отсутствием у педагога практических навыков и умений. Это также объясняется тем, что преподаватель готов к своей деятельности лишь теоретически и даже во время трудовой деятельности опыт приходит к нему очень медленно. Тут возникает вопрос: в чем причина, порождающая отставание практики от теории? Ответ прост: педагог стремится активировать свои действия лишь в плане своего предмета, пренебрегая педагогической культурой, а также он не владеет достаточными знаниями о современных смыслах образования.

На сегодняшний день обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Условием успешной социализации учащихся школ является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.

Литература:

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. М. 2002.

2. Дружилов С. А. Профессионализм педагога: психологический ракурс // Педагогика. — 2012. № 6.

3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. 1997.

4. Проект «Создание эффективной структуры методической работы с целью повышения качества образования». (на базе Лицея № 78 им. А. С. Пушкина.) Набережные Челны. 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внедрение инноваций, педагог, система образования, трудовая деятельность, умение.


Ключевые слова

компетентность, профессионализм, инновации, самообразование, квалификация работников образования

Похожие статьи

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Похожие статьи

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Задать вопрос