Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Маланов, В. И. Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами / В. И. Маланов, М. О. Ванчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63270/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и роль бюджетирования при планировании муниципальных финансов. Определяются особенности функционирования местных бюджетов, выявляются проблемы, возникающие при формировании и использовании бюджетов муниципальных образований. Новизна исследования заключается в выявлении достоинств и недостатков применения бюджетирования при планировании доходов и расходов местных бюджетов.

Ключевые слова: бюджетирование, муниципальные финансы, финансовое планирование, местный бюджет, муниципалитет.

This article discusses the theoretical aspects and the role of budgeting in planning municipal finances. The features of the functioning of local budgets are determined, the problems that arise during the formation and use of the budgets of municipalities are identified. The novelty of the study is to identify the advantages and disadvantages of budgeting in the planning of revenues and expenditures of local budgets

Keywords: budgeting, municipal finance, financial planning, local budget, municipality.

Муниципалитет заинтересован в максимально эффективном использовании финансов, а также в увеличении доходов бюджета при одновременной экономии средств. Сущность муниципальной политики заключается в целях и методах разумного использования средств образования в интересах населения.

Бюджетный процесс — это деятельность в муниципальном образовании, направленная на подготовку и рассмотрение проектов муниципального бюджета, а также его утверждение, последующее исполнение и контроль за ним. Бюджетный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляемыми самим муниципальным образованием. Чем эффективнее организован бюджетный процесс, тем больше возможностей для привлечения дополнительных источников финансирования, а также обеспечивается более экономное расходование финансов [1].

Муниципальные финансы — это совокупность средств, находящихся в распоряжении муниципального образования для решения возложенных на него задач. В России ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. Согласно ей, муниципалитеты могут иметь собственные финансы, свободно распоряжаться ими в рамках национальной политики.

В состав муниципальных финансов могут входить:

1) средства муниципального бюджета;

2) ресурсы муниципальных учреждений;

3) кредиты и займы;

4) поступления от реализации муниципального имущества, ценных бумаг.

Основой всех финансов муниципального образования является бюджет. Контроль за исполнением местного бюджета возложен на органы местного самоуправления. Финансовые ресурсы можно классифицировать по следующим категориям:

1) внебюджетные и бюджетные;

2) неналоговые и налоговые (доходы, полученные от использования муниципального имущества);

3) заимствованные и собственные;

4) средства образования и средства учреждений;

5) средства, полученные от государства в бюджетном порядке и по целевому назначению (по определенной программе) [1].

Можно выделить следующие направления использования муниципальных финансов: на нужды и капитальные затраты (это может быть и бюджет развития), на разрешение вопросов муниципального образования, а также на выполнение отдельных полномочий.

Муниципальный бюджет — это совокупность экономических процессов, которая формируется между органами государственной власти и органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для формирования и использования средств, выступающих в качестве финансовой базы муниципального образования. Для получения субсидий муниципалитеты участвуют в конкурсе. С этой целью программа финансового развития муниципального образования представляется в финансовый орган администрации субъекта. В его основе лежит финансовая стратегия, которая разрабатывается Администрацией субъекта. По итогам конкурса право на получение субсидий предоставляется 3–5 муниципальным образованиям, для которых представлены лучшие показатели. В течение месяца после завершения программ результаты конкурса доводятся до сведения субъектов.

В настоящее время назрела необходимость разработки муниципальных финансовых механизмов, которые стимулировали бы развитие экономики и производства, экономили бы финансовые ресурсы, обеспечивали разумное использование средств.

Многие исследователи считают, что наиболее эффективным и рациональным способом для этого должно стать бюджетирование, основанное на программно-целевом подходе. Это один из методологических подходов в современной экономике, предполагающий четкое определение проблем, формирование комплекса мероприятий, направленных на их реализацию. Такой подход позволяет программам увязывать цели главных распорядителей бюджетных средств с имеющимися ресурсами. Преимуществом такого планирования расходов является достижение стратегических целей, организация контроля, координация действий всех участников этого процесса. Данный метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами, способствует повышению эффективности и прозрачности, а также повышению ответственности и подотчетности в расходовании средств [4].

Непременным условием бюджета, как финансового плана, является сбалансированность его доходной и расходной частей. Таким образом, особенностями формирования и исполнения бюджета на муниципальном уровне являются:

1) местный бюджет необходим органам местного самоуправления для осуществления их функций;

2) процесс формирования и использования местного бюджета устанавливается законом и является единым для всех местных образований;

3) доходами местных бюджетов являются налоговые поступления, неналоговые доходы и безвозмездные поступления;

4) расходы местных бюджетов связаны с деятельностью органов местного самоуправления и направлены на улучшение жизнеобеспечения граждан;

5) может иметь место профицит или дефицит при формировании и использовании местного бюджета;

6) зачастую местные бюджеты получают финансовую помощь из вышестоящих бюджетов;

7) роль местных бюджетов огромна — они финансируют большую часть социальной жизни города и частично поддерживают экономическую сферу муниципального образования [5].

Таким образом, рассмотрение и решение проблем финансирования бюджетных расходов становится важной задачей органов местного самоуправления. Направлением решения некоторых проблем в этом случае может стать бюджетирование, ориентированное на результат. Необходимо оптимизировать бюджетные расходы. Данный метод заключается в том, что важным условием достижения поставленной цели является не только обновление концепции бюджетного планирования, но и изменение управления в этой сфере. Такой подход, применяемый при планировании расходов местных бюджетов, позволяет с помощью программ увязывать цели главных распорядителей бюджетных средств с имеющимися ресурсами. Планирование бюджетных расходов на основе программно-целевого подхода позволяет сконцентрироваться на достижении стратегических целей развития, организовать контроль, взаимодействие всех участников этого процесса.

Расходы местного бюджета состоят из расходов на реализацию муниципальных программ и «непрограммных» расходов. Как правило, большая часть — расходы на программу (75 % от общего объема) [2].

По мнению некоторых исследователей, «чрезмерная детализация госпрограмм грозит утратой последовательности в решении социально-экономических задач, а чрезмерная сложность позволит регионам манипулировать финансированием подпрограмм».

Анализ и оценка планирования формирования и использования муниципальных бюджетов выявляет частичное решение «старых» проблем, но в то же время появление «новых»:

1) планируется сокращение доходов в целом, как налоговых, так и неналоговых, а также безвозмездной помощи;

2) планируется увеличение расходов по всем статьям;

3) заранее запланированные муниципальные проекты, направленные на поддержку экономики и социальной сферы.

Для реализации всех проектов, на наш взгляд, необходимо ужесточить контроль со стороны органов местного самоуправления.

Основными проблемами применения бюджетирования в системе управления муниципальными финансами являются:

1) трудности в объективной оценке эффективности и результативности использования бюджетных средств;

2) отсутствие эффективной системы мониторинга результатов реализации бюджетных ресурсов, персональной ответственности руководителей органов власти за невыполнение ранее запланированных показателей [3].

Однако бюджетирование на муниципальном уровне, по мнению некоторых исследователей:

1) обеспечивает связь между выделенными ресурсами и результатами их использования;

2) регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами;

3) способствует повышению эффективности и прозрачности, а также большей подотчетности в расходовании средств.

Таким образом, использование бюджетирования при планировании формирования и расходования муниципальных финансов, в конечном счете, должно привести к социально значимому эффекту (повышению уровня благосостояния граждан, повышению доступности государственных и муниципальных услуг, увеличению продолжительности жизни граждан, снижению безработицы и др.).

Литература:

  1. Арбатская, Ю. В. О совершенствовании системы муниципального планирования финансов как основы бюджетирования / под ред. Е. В. Гриценко, Э. Маркварта, В. П. Мохова. Пермь. Изд-во: Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. — 529 с.
  2. Белоусов, Ю.В., Тимофеева, О. И. Направления совершенствования программно-целевых инструментов муниципального бюджетного планирования и управления бюджетными расходами // ГосМенеджмент (электронный журнал), 2015. — 409 с.
  3. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. М.: Центр фискальной политики, 2016. — 430 с.
  4. Климанов, В.В., Михайлова, А. А. Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы // Финансы, 2016. — 599 с.
  5. Чулков, А. С. Программный бюджет: проблемы и перспективы развития на региональном и местных уровнях // Финансы и кредит, 2014. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, местный бюджет, бюджет, бюджетный процесс, муниципальный бюджет, расход, ресурс, финансы, муниципальное имущество.


Похожие статьи

Анализ системы финансового планирования в ГУП

В условиях нестабильности экономического развития все большее внимание уделяется повышению качества управления финансами в секторе государственного и муниципального имущества, в составе которого функционируют государственные и муниципальные унитарные...

Сравнительный анализ и оценка методов формирования муниципальных бюджетов

В данной статье отмечается, что анализ методик формирования доходной и расходной части муниципальных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращен...

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Бюджетное инвестирование

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного инвестирования. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов бюджетных инвестиций, их влияния на финансово — инвестиционные п...

Реформирование системы местных бюджетов на основе принципа самостоятельности: опыт стран и перспективы для России

В статье автор исследует сущность и реализацию на практике закрепленного законодательно принципа самостоятельности бюджетов муниципальных образований.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Пути решения проблем бюджетирования в системе управления муниципальными финансами

В данной статье отмечается, что в условиях нестабильности мировой экономики, которая в прямой мере находит свое воздействие и на российскую экономику, проявлением чего является недостаток финансовых ресурсов, грамотная организация финансового процесс...

Похожие статьи

Анализ системы финансового планирования в ГУП

В условиях нестабильности экономического развития все большее внимание уделяется повышению качества управления финансами в секторе государственного и муниципального имущества, в составе которого функционируют государственные и муниципальные унитарные...

Сравнительный анализ и оценка методов формирования муниципальных бюджетов

В данной статье отмечается, что анализ методик формирования доходной и расходной части муниципальных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращен...

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Бюджетное инвестирование

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного инвестирования. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов бюджетных инвестиций, их влияния на финансово — инвестиционные п...

Реформирование системы местных бюджетов на основе принципа самостоятельности: опыт стран и перспективы для России

В статье автор исследует сущность и реализацию на практике закрепленного законодательно принципа самостоятельности бюджетов муниципальных образований.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Пути решения проблем бюджетирования в системе управления муниципальными финансами

В данной статье отмечается, что в условиях нестабильности мировой экономики, которая в прямой мере находит свое воздействие и на российскую экономику, проявлением чего является недостаток финансовых ресурсов, грамотная организация финансового процесс...

Задать вопрос