В данной статье отмечается, что анализ методик формирования доходной и расходной части муниципальных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращения возникающих проблем в исполнение бюджета.
Ключевые слова: методы формирования муниципальных финансов, муниципальные финансы, местный бюджет, финансовые средства, доход, расходы.
This article notes that an analysis of the methods of forming the revenue and expenditure parts of the municipal budgets of the Russian Federation is necessary to study the process of budget formation, as well as to identify certain patterns and prevent emerging problems in budget execution.
Keywords: methods of forming municipal finance, municipal finance, local budget, financial resources, income, expenses.
В соответствии с законодательством РФ финансовые средства бюджетов местного уровня включены в муниципальные финансы. Так же отношение к ним имеют ценные бумаги принадлежащие органам муниципального самоуправления и другие средства находящиеся в их собственности.
Бюджет муниципального образования — это форма накопления и расходования денежных средств из расчета одного финансового года необходимых для решения задач и выполнения функций отнесённых к предметам ведения местного самоуправления через исполнение расходных обязательств образования [2].
Для местных бюджетов бюджет муниципального образования является основным элементом. К основным источникам формирования доходной базы местного бюджета относятся:
- Бюджетные средства, которые передаются органам местного самоуправления от вышестоящих органов власти в форме источников дохода и прав, которые предусмотрены по закону (межбюджетные трансферты).
- Собственные доходы муниципального образования.
- Заемные средства.
Направления расходования бюджетных средств на муниципальном уровне включают две основные категории:
- Обязательные расходы, к которым относятся расходы, связанные с платежами населению, в том числе полномочия, переданные на местный уровень и закрепленные за ним федеральными и региональными законами.
- Дискреционные расходы, то есть те расходы, которые направлены на содержание городского хозяйства, дорожной сети, социальных объектов, строительство, благоустройство и т. д. [4].
Также отмечается большая группа расходов, связанных с исполнением государственных полномочий, таких как, права и защита граждан на образование, организация комиссий по защите несовершеннолетних, выравнивание бюджетной обеспеченности населенных пунктов, поддержка и обеспечение пожилых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов, строительство и содержание дорог, выплата различных субсидий, предусмотренных государственными законами и многие другие.
На современном этапе экономического развития роль местных финансов значительно возросла не только в плане процесса накопления средств, но и в плане реализации утвержденных расходов и бюджетных целей.
Муниципальные финансы не только решают социально-политические вопросы, но и способствуют развитию демократических принципов в обществе, способствуют самоорганизации населения и повышению его активности в вопросах корыстных интересов.
В бюджеты поселений зачисляются доходы от местных налогов (земельный и имущественный налог физических лиц), а также часть доходов от федеральных налогов и сборов (НДФЛ и единый сельскохозяйственный налог). Также для пополнения местных бюджетов могут быть получены различные государственные субсидии, субвенции, трансферты.
Помимо налогов и сборов к средствам пополнения местного бюджета следует отнести:
1) доходы от продажи и приватизации муниципального имущества;
2) часть доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта;
3) доходы от сдачи в аренду имущества;
4) доходы от использования недр и природных ресурсов;
5) обязанности, установленные в соответствии с законодательством страны;
6) штрафы, которые по закону подлежат перечислению в местные бюджеты [3].
Деятельность местных органов власти, направленная на мобилизацию доходов бюджета, называется налоговыми усилиями. Они во многом зависят от политики государственной власти. Если помощь, оказываемая местным бюджетам из государственного бюджета, не соответствует ожиданиям по использованию местных возможностей по сбору налогов, то количество субсидий может уменьшиться.
Местные органы власти должны планировать свои доходы на основе распределения налогов. Это распределение меняется ежегодно, что снижает стимулы для муниципалитетов к увеличению налоговых усилий. В современных условиях органы местного самоуправления имеют весьма ограниченные возможности для проведения собственной налоговой политики.
Доходы местных бюджетов, а также бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых) и безвозмездных поступлений, а расходы направляются на решение социальных проблем, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры на соответствующей территории.
Налоговые поступления местных бюджетов включают:
– налоговые поступления, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (местные налоги и сборы, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на торговлю);
– регулирование налоговых поступлений местного бюджета от федеральных налогов и сборов (корпоративный подоходный налог, НДФЛ, государственная пошлина, единый налог на вмененный доход, акцизы, единый сельскохозяйственный налог) [3].
К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и деятельности муниципальных организаций; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие виды неналоговых доходов.
Безвозмездные трансферты, передаваемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включают выравнивающие трансферты (субсидии), субвенции и средства по взаимным расчетам.
Проблемы формирования доходов бюджета, как и во многих других отраслях, вызваны коррупцией в сфере налогообложения. Этот вид коррупции достаточно специфичен, поскольку для его предотвращения требуются особые, более изощренные меры сопротивления и противодействия. Кроме того, благоприятные условия для возникновения коррупции возникают и на стадии исполнения бюджета, это связано с неполной или непрозрачной информацией. Этому также способствует отсутствие контроля за доходной и расходной частями бюджета и безнаказанность за любые отклонения.
Еще одна возможная проблема — несовершенство налогового контроля. Несовершенство системы налогового контроля — это проблема, которая должна решаться на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном. Эта проблема связана с нежеланием уполномоченных органов контролировать действия налогоплательщиков, а также с низкой эффективностью выездных налоговых проверок, проверок учета и отчетности.
Местные налоги, неналоговые доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, составляют около трети всех доходов местного бюджета. Остальные доходы поступают в бюджеты муниципальных образований в виде нормативных налогов, субсидий, трансфертов, субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации [6].
Введение местных налогов и сборов направлено на пополнение доходных источников местных бюджетов, содействие их сбалансированности, обеспечение социально-экономических потребностей муниципального образования.
Налоговый потенциал муниципального образования характеризуется его экономической структурой и наличием налогооблагаемых ресурсов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований могут самостоятельно управлять процессом формирования собственного налогового потенциала путем изменения налоговых ставок в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о региональных и местных налогах и сборах, а также путем предоставления в соответствии с действующим законодательством отсрочки по платежам в свои бюджеты.
Средства, полученные в виде неналоговых доходов бюджета, являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников.
Формирование и исполнение местного бюджета органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с Уставом муниципального образования (муниципального района). Планирование, утверждение и исполнение бюджета, оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, который называется бюджетным процессом, регламентированным бюджетным законодательством.
Бюджет муниципального образования (муниципального района) — это финансовый план. Он составляется в виде перечня доходов, расходов и источников финансирования на очередной бюджетный год. Муниципальный бюджет на очередной финансовый год принимается решением муниципального собрания и публикуется в официальном печатном издании муниципального образования. В плане утверждены указанные целевые показатели, структура доходов, расходов, перечень главных администраторов доходов, внутреннее финансирование дефицита бюджета, объем межбюджетных трансфертов для муниципальных образований и др. [5].
Для бюджета любого уровня бюджетной системы Российской Федерации его сбалансированность имеет первостепенное значение. Принцип сбалансированности бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Сбалансированный бюджет предполагает полное соответствие объема бюджетных расходов совокупным доходам бюджета и поступлениям от источников финансирования дефицита. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным с точки зрения доходов и расходов. Дисбаланс бюджета может быть выражен как превышение доходов над расходами (профицит бюджета) или превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) [7].
При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размера бюджетного дефицита.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что сегодня проблема дефицита стоит достаточно остро и необходимо принимать меры по его устранению. Таким образом, решением могут стать: реорганизация налоговой системы; усиление контроля за расходованием бюджетных средств; обеспечение максимальной прозрачности бюджета и совершенствование бюджетного процесса; устранение возможности коррупции.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 — ФЗ (в редакции от 26.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс».
- Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / И. М. Александров. — М.: «Дашков и К», 2014. — 448 с.
- Ермасова Н. Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник /Н. Б. Ермасова — М.: Высшее образование, 2015. — 225 с.
- Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации /Т. М. Ковалева. — М.: ЮНИТИДАНА, 2015. — 166 с.
- Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Е. И. Пшенникова — СПб.: С-Петерб. 67 Ун-та, 2016. — 196 с.
- Тишкина, Л. Е. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях / Л. Е. Тишкина. // Финансы. 2014. — 223 с.
- Финансы и кредит: учебник /под ред. Проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2017. — 125 с.