Формирование готовности к оценочной деятельности требует системного подхода к исследованию и раскрытию данных философских, психологических и педагогических наук, позволяющих понять и обогатить опыт вузовской практики. Именно поэтому одним из методологических подходов в нашем исследовании выбран системный подход, который является теоретической основой для рассмотрения и решения педагогических проблем.
Системное миропонимание, стремление к целостному постижению исследуемого феномена, как позволяет убедиться обращение к истории отечественной мысли, было одной из принципиальных позиций российских философов и ученых как дореволюционного, так и советского периодов в том числе В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров, А. А. Богданов, П. А. Флоренский, Л. С. Выготский.
Методология системного подхода рассмотрена в трудах А. Н. Аверьянова, И. В. Блаугера, Э. Г. Юдина, в педагогических исследованиях, интерпретирующих системный подход в сфере образования наиболее известны труды В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Серикова, В. А. Якунина и др.
Системный подход предполагает рассмотрение педагогических явлений как единых систем и их системных отношений со средой, это отдельное направление методологии научного познания и социальной практики.
Под системным подходом в педагогике понимается отдельное направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как единых систем [4].
Для рассмотрения сущности системного подхода необходимо остановиться на категории «система», под которой понимается:
1) комплекс взаимосвязанных элементов;
2) совокупность взаимодействующих объектов;
3) модель интегративного свойства объекта, выделяемого субъектом, представляющая совокупность элементов, находящихся в таких отношениях, которые воссоздают интегративное свойство;
4) единство отдельных частей, образующих новое качество, которому присущи свои специфические свойства.
В качестве рабочего определения нами будет использоваться первая трактовка, то есть мы будем изучать систему формирования готовности к оценочной деятельности обучающихся экономических направлений высшего учебного заведения, исходя из понимания комплекса взаимосвязанных объектов.
Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними возникают связи, то есть реальные взаимодействия, которые характеризуются типом, силой, характером и степенью постоянства.
Главная концепция системного подхода состоит в следующем: изучение (познание — анализ) некоторой системы необходимо проводить не только, изучая его части, а и в «обратном» направлении, — определив основные свойства системы как целого, интерпретировать функционирование и развитие ее частей (подсистем) с точки зрения системы в целом [1].
При характеристике системного подхода как способа научного познания нужно опираться на его основные положения:
– процесс образования должен рассматриваться как образовательная система, то есть с выявлением системных свойств и учетом влияния факторов внешней среды;
– любая система — это элемент метасистемы;
– система всегда должна быть определена основаниями, то есть целевым заказом, который исходит от государства, но при этом сочетает в себе и региональные потребности субъектов образования;
– система характеризуется этапностью и проходит все основные стадии;
– всегда должны быть учтены предельные возможности системы;
– основополагающие методы системного подхода — индукция и синтез, при этом другие методы не противоречат ему.
В рамках нашего диссертационного исследования системный подход был использован как инструмент и как способ научного познания.
Системный подход, как и любая другая научная методология, опирается на эксперимент и ориентирована на выявление закономерностей, непосредственно следующих из наблюдений и экспериментов.
Эксперименты ставятся на основе принятой теоретической концепции, исходя из целей и задач исследователя, поэтому они заведомо носят прагматический и ситуационный характер. На основании выявленных факторов и закономерностей создается модель объекта, среды и ситуации. В дальнейшем исследователь имеет дело с моделью. Модель заменяет ему теорию, модель ориентирована на потребности исследователя и становится источником последующих выводов и гипотез [5].
Любая система функционирует на основе определенных механизмов, структурную основу которых составляют отдельные элементы, каждый из которых предназначен для выполнения той или иной конкретной функции. В нашем исследовании мы реализовали систему формирования готовности к оценочной деятельности средствами дисциплин базовой и вариативной части.
Нами процесс рассматривается как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие преподавателя и обучающегося, конечной целью имеющее формирование определенного уровня готовности к оценочной деятельности, соответствующего социальному заказу.
Формирование готовности к оценочной деятельности имеет управляемый и контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленной целью и задачами.
В нашем исследовании формирование готовности к оценочной деятельности обучающихся по экономическим направлениям понимается как социально- педагогическая система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, которые объединены общей целью и единством управления, обеспечивающих развитие личности обучающегося.
Важнейшим принципом системного анализа является то, что построение системы начинается с формулирования цели, которая является конечным результатом, а далее происходит процесс разработки модели формирования готовности к оценочной деятельности обучающихся экономических направлении в условиях ВУЗа и определение цели и возможностей ее функционирования. Значимость этого этапа определяется тем, что любая система определяется целью, которая в свою очередь влияет на содержание, выбор методов, форм, значит и на сам процесс и конечный результат.
Предлагаемая нами к реализации система определяется социальным заказом на выпускников экономических направлений, обладающих готовностью к оценочной деятельности, поэтому в качестве конечной цели выступает формирование определенного уровня готовности к оценочной деятельности.
При разработке задач нами были определены следующие требования:
– все предложенные задания представляют собой единую систему, определенную элементами, каждый из которых является частью целого;
– при определении специфики заданий необходимо учесть личные качества обучающихся, их возрастные особенности и коммуникативные ситуации, в которых организован процесс обучения;
– все задания должны быть взаимосвязаны и построены по принципу возрастания уровня сложности;
– система заданий должна способствовать приобретению новых теоретических знаний и навыков, необходимых для реализации практической деятельности;
– новые знания должны активизировать потребность в применении полученных умений;
– все предлагаемые задания должны способствовать развитию мотивационных, ориентационных, волевых качеств личности обучающегося, процессам саморегуляции, самопознания и рефлексии.
Социальный заказ, предлагаемой системы, определен потребностью общества в выпускниках экономического профиля, обладающих готовностью к оценочной деятельности.
Основная цель определяется как достижение каждым обучающимся высокого уровня сформированности готовности к оценочной деятельности.
Функционирование системы предполагает: определение преподавателем значимости блока дисциплин базовой и вариативной части, установление контрольных точек.
Все элементы системы формирования объединены в одно целое посредством разнообразных межпредметных связей в соответствии с рисунком 1.
Система формирования готовности к оценочной деятельности может рассматриваться как фактор повышения качества профессиональной подготовки бакалавра экономического направления.
Гносеологический компонент определяет систему знаний как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определенное целостное образование, полученное в рамках высшего образования.
Праксиологический компонент процесса формирования включает в себя профессиональные умения и навыки, учебный, практический и жизненный опыт.
Аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, ценностные ориентации, мотивы учебной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.
Рис. 1. Система готовности к оценочной деятельности
Реализация системного подхода показала, что формирование оценочной деятельности у обучающихся экономических ВУЗов:
– обладает системными свойствами, элементами являются педагогические задачи, решаемые в рамках исследуемого процесса;
– характеризуется целевой направленностью, целостностью, универсальностью, гибкостью, вариативностью;
– требует учета специфических принципов.
Система, предполагаемая к внедрению, должна обеспечить качественное образование в системе подготовки бакалавров экономических направлений.
Процесс формирования навыков оценочной деятельности является сложным и многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную систему.
Наиболее точно оценить уровни сформированности управленческой культуры студентов экономического ВУЗа в процессе их подготовки возможно с помощью следующей совокупности критериев:
- количество правильно выполненных действий;
- качество выполнения действий;
- интерес к оценочной деятельности, знания теоретического блока, их полнота и качество.
Эти критерии, возможно, использовать, наблюдая за самостоятельной аудиторной работой студентов во время практических занятий и во время консультаций, анализируя результаты отдельных действий студентов при выполнении ими каждой конкретной работы, а также применяя систему вопросов по теории и практике.
Варьируемые условия опытного обучения:
1) содержание дополнительного учебного материала;
2) характер, содержание и количество заданий;
3) организация учебного процесса.
Неварьируемые условия:
1) одинаковое время проведения опытного обучения (количество аудиторных часов);
2) одинаковое базовое образование;
Подготовленный материал использовался при организации опытно — поисковой работы.
Литература:
- Багирова, З. К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: [Текст] / З. К. Багирова, Г. М. Гаджиев // Омский науч. вестник.- Омск, 2007. — № 4.- С. 23–26.
- Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике(опыт/ проблемы, перспективы) [Текст]// А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко.- Екатеринбург, УрГПУ, 2009.
- Выготский, Л. С. Конкретная психология человека [Текст] // Л. С. Выготский. — М.: Вестник МГУ.- 1986.- № 1.- С. 45. — (Серия 14. Психология).
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Ши-янов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2004. 512 с.
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 368 с.
- Ходюкова, Т. А. Диагностика степени сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе [Текст] / Т. А. Ходюкова // Вестник Бурятского ун-та.– Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006.- № 3. — С. 234–242. — (Серия 15: Социальная работа).