Информационно-коммуникационные технологии в воспитании кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Марковская, Е. А. Информационно-коммуникационные технологии в воспитании кадет / Е. А. Марковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63282/ (дата обращения: 18.12.2024).



Речь не о лаврах и цветах,

И не о пригоршнях салюта.

О тех, кто, сгинув на фронтах,

Лишён последнего приюта!

Едва ли наша в том вина

(ответ, присущий посторонним).

Нет, не окончена война

Пока солдат не похоронен.

В. Трусов

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый обучающийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т. е. приобрести ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.

В Санкт-Петербургском кадетском корпусе было проведено воспитательное занятие на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто…». Целью данного занятия было формирование у воспитанников активной гражданской позиции посредством ознакомления с поисковой деятельностью по увековечиванию памяти защитников Отечества, погибших в борьбе за независимость нашей Родины.

Особую значимость работа по данному направлению приобретает сегодня, когда время все дальше отодвигает от нас события истории, и, конечно, человек как Гражданин не состоится, если он не будет истинным патриотом своей страны, своей Родины.

При проведении занятия использовались интерактивные технологии: моделирования и технологии web-квест.

Взаимодействие на занятии было организовано частично в форме работы в группах и докладов о выполненной работе. В завершении занятия воспитанники получили представление о поисковой деятельности, научились работать с локальным сайтом и находить информацию по данному вопросу в Интернете, смогли выразить свое отношение к проблеме и обобщить мнения других по данной теме.

Представленные фрагменты из фильма «Мы из будущего» создали проблемную ситуацию и стали своеобразным шоковым моментом, направленным на мотивацию воспитанников принять активное участие в занятии и самостоятельно найти ответ на поставленные вопросы, понять, «а сам-то я какую позицию выберу?»

Беседа в начале занятия о проблеме увековечивания памяти защитников отечества, погибших в борьбе за независимость нашей Родины, сопровождаемая показом слайдов и просмотром выставки экспозиции личных предметов военнослужащих, обнаруженных поисковым отрядом «Память», созданным из числа сотрудников и воспитанников Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса настроила воспитанников на работу, затронула у них чувство идентичности и самосознания, принадлежности к Великой стране, заставило задуматься о своем месте и сравнить свою деятельность с деятельностью ровесников, которые занимаются таким важным делом. Материал, представленный таким образом, позволяет подростку самоопределиться, что очень важно в соответствии с новыми Федеральными стандартами обучения.

На следующем этапе воспитанники работали в группах с авторским локальным сайтом «Никто не забыт, ничто не забыто…». На этом этапе была применена технология работы с web-квестом.

Web-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Web-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:

− введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять обучающиеся;

− задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть web-квеста. Задание направляет обучающихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;

− процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно обучающиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);

− заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме.

Таким образом, был смоделирован третий этап поисковой деятельности, что позволило воспитанникам непосредственно поучаствовать в проведение архивной работы и рассмотреть найденные личные вещи военнослужащего, останки которого были найдены непосредственно в ходе поисковых работ.

В этом заключается один из аспектов занятия направленный на подключение эмоциональности ребят, на понимание того, что война — это серьезно, она уносит человеческие жизни. Заключительный этап занятия построенный на докладах воспитанников о проделанном исследовании и дополнении информации о судьбах военнослужащих этот эффект усиливают.

Кадры презентации, где говорится о предании памяти останков погибших и о результатах деятельности поискового отряда, позволил воспитанникам провести дальнейший процесс самоопределения и формирования личностной и гражданской позиции. Заключительный проблемный вопрос позволяет им окончательно определиться в своем выборе и высказать свое мнение по данному вопросу.

Использование интерактивной доски и ноутбуков воспитанников позволило сразу вовлечь ребят в обсуждение темы. Применение ИКТ повышает у воспитанников мотивацию и интерес к теме, а воспитателю предоставляет широкие возможности для создания собственных материалов. Это было продемонстрировано полностью — создана интерактивная презентация и авторский локальный сайт «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Как видно, основной методической задачей воспитателя на пути создания хорошего web-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании web-квеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным особенностям обучающихся, или создания своего сайта со ссылками на интернет-ресурсы.

Литература:

  1. Горбунова, О.В., Кузьминова, Н. С. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения. / Школьные технологии, № 2, 2013. — С. 59–66.
  2. Магич, Е.А., Скулачёв, А. А. Образовательный квест и как его создать. / Школьные технологии, № 1, 2015. — С. 135–141.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, поисковая деятельность, авторский локальный сайт, обучающийся, память защитников отечества, поисковый отряд.


Задать вопрос