Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Е. В. Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63295/ (дата обращения: 16.10.2024).



При организации работы ДОО с семьями воспитанников необходима согласованность социально- культурных и государственно- общественных ожиданий относительно уровня дошкольного образования. Для этого необходимо построить новые отношения семьи и ДОО, которые определяются понятиями- «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие взрослых является одним из самых важных «элементов» образовательной среды ДОО. Взрослые — это педагоги, специалисты, сотрудники, а также родители.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1, «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»; ст.44 п.2 говорит о том, что «… образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей» [1].

Во ФГОС ДО также определены задачи участия родителей в деятельности ДОУ, например, сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, работа по нравственному развитию детей складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным.

В п.1.6. мы видим направление работы на решение следующих задач:

  1. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Также, в ФГОС ДО нравственное воспитание отражено в двух образовательных областях: «Социально–коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». «Социально–коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

«Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [3].

Анализируя «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», можно выделить приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания детей- развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

Данная Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Согласно Стратегии, можно выделить основные направления развития воспитания: содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми [2].

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Электронный ресурс). — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Электронный ресурс). — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Основные термины (генерируются автоматически): личностная культура, Российская Федерация, ценность, духовно-нравственное развитие, воспитание детей, дошкольное детство, дошкольный возраст, коммуникативное развитие, ребенок, семья.


Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Задать вопрос