Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.
Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, дошкольники, художественно-эстетическое образование.
Актуальность исследования обоснована тем, что в основу содержания художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция когнитивной и творческой деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам обучения. Личностно-ориентированные технологии художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, реализуемые в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, способствуют формированию личности, способной к развитию своих возможностей.
Важность образования, ориентированного на личность, обосновали ученые Е. М. Беспаленко, Е. В. Бондаревская, М. В. Богуславский, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, Е. И. Казакова, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, А. С. Фетисов, И. С. Якиманская и др.
Личностно-развивающие функции обучения отражены в работах З. И. Васильевой, Л. А. Кунаковской, Т. И. Мальковской, А. П. Тряпициной и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения о теории личности Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.
Процесс художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В. И. Андреева, В. И. Волынкин, В. А. Запорожец, Столяров и др.).
Проблемы художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста на современном этапе определяются условиями, характеризующими жизнь современного общества: реализация ФГОС ДО, возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношения к духовно-эстетическим ценностям, утрата духовно-нравственного потенциала из-за насаждения псевдокультуры с Запада. Поэтому на первый план выдвигается задача первостепенного развития общекультурных компонентов в содержании дошкольного образования с целью формирования мировоззрения личности ребенка.
В связи своевременным является реализация личностно-ориентированного образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, реализация которого предполагает формирование нового мировосприятия детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Исходя из этого, возникает необходимость формирования начальных многофункциональных ключевых компетенций детей дошкольного возраста как интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизни и деятельности (А. Г. Гогоберидзе) [3].
Художественно-эстетическое образование дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др. (И. А. Лыкова) [4].
Таким образом, сформулирована цель исследования — разработка педагогических условий реализации личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом образовании дошкольников.
Объект исследования — художественно-эстетическое образование дошкольников.
Предмет исследования — личностно-ориентированные технологии, реализуемые при художественно-эстетическом образовании дошкольников.
В соответствии с целью исследования выделены следующие особенности реализации личностно-ориентированных технологий при художественно-эстетическом образовании:
а) обеспечение условий, способствующих развитию и саморазвитию личности ребенка, основываясь на диагностике его индивидуальных особенностей как субъекта познания и игровой деятельности;
б) предоставление каждому ребенку возможности реализовать себя в художественном творчестве;
в) выбор содержания, средств образования таким образом, чтобы ребенок мог проявить инициативу к образовательным событиям;
г) организация педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления.
Методы исследования ииспытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 57» г. Воронеж и дошкольники средней группы МК ДОУ Воронцовский детский сад, Воронежская область.
Методы исследования: разработка модели художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.
Рис. 1
Личностно-ориентированные технологии в модели опираются на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности, и личностно-ориентированные технологии, должны нести в себе целенаправленное влияния на ребенка в процессе художественно-эстетического образования.
Личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников представляет собой целостную, системно организованную деятельность воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, позволяющую ребенку в наиболее благоприятной форме совместить решаемые им задачи собственного развития, художественно-эстетического образования через образовательные события.
Реализация Модели позволила сделать следующие выводы: личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании, управляемые целенаправленной мотивацией, способствует развитию личностных качеств дошкольников; конструктивная возможность реализации личностно-ориентированных технологий раскрывается в создании условий, отраженных в модели.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
- Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
- Гогоберидзе, А. Г. Образовательная область «Музыка» [Текст]: как работать по программе «Детство» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2013. — 247 с. — ISBN 978–5–89814–816–4
- Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0