На сегодняшний день каждый десятый человек на планете (в сумме это свыше 500 млн. людей) страдает от тех или иных ограничений в повседневной жизнедеятельности. Они могут касаться психических, физических нарушений и дефектов.
Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость [4].
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВР) — это особая категория детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и образования. Они минимизируют ограничения и адаптируют к социальной жизни. Создание условий для обучающихся с нарушениями — приоритетная задача государства.
Согласно всеобщей классификации, можно выделить несколько групп детей с ограниченными возможностями [2]:
− страдающие нарушениями общения и поведения;
− с комплексными нарушениями;
− с нарушениями слуха (позднооглохшие, глухие, слабослышащие);
− с нарушениями зрения (слабовидящие или слепые);
− с речевыми отклонениями;
− с задержкой умственного развития (всевозможные нарушения интеллекта);
− с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
− с задержкой психического развития.
Помимо общепринятой, существует и психолого-педагогическая классификация, позволяющая выбрать наиболее оптимальную программу обучения и подходящее заведение, потому что от наличия конкретных нарушений будет зависеть выбор методики преподавания.
Кто в нее входит [2]:
− Дети с нарушениями в развитии, полученными в результате поражения мозга, ЦНС, а также слуховых, зрительных, речевых и двигательных анализаторов. Их возможности ограничиваются в частичной или полной мере, ведь такие заболевания считаются серьезными;
− Дети с отклонениями в развитии. В отличие от вышеперечисленного, нарушения отмечаются лишь частично и несущественно ограничивают возможности по здоровью, что практически не сказывается на их способности усваивать и анализировать информацию.
− Также есть отдельная категория детей с нарушениями здоровья, которые имеют сочетание сразу двух заболеваний, ограничивающих их умственные или физические способности.
Сотрудничество родителей, педагогов и всех специалистов образовательных учреждений позволяет создать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к ребенку.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию в социум [4].
Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ — это деятельность, активизирующая коррекционно-развивающие ресурсы семьи, обеспечивающая эффективность ее функционирования.
Основными задачами сопровождения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья является [1]:
− нормализация родительско-детских отношений;
− повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания;
− содействие в создании условий для успешной социализации ребенка.
Процесс сопровождения осуществляется на основе следующих принципов:
− рекомендательный характер советов;
− приоритет интересов сопровождаемого;
− непрерывность сопровождения;
− мультидисциплинарность сопровождения;
Взаимодействие всех специалистов, участвующих в сопровождении семьи с ребенком с ОВЗ, необходимо реализовать через коррекционно-развивающую службу образовательного учреждения.
Необходимо создание маршрута сопровождения каждой семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствуют следующие мероприятия [1]:
- Совершенствование нормативно-правовой базы коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе должны участвовать специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед (дефектолог, олигофренопедагог), администрация и специалист по физической реабилитации образовательного учреждения;
- Создание банка данных о детях с ОВЗ, обучающихся образовательного учреждении;
- Мониторинг потребностей родителей с помощью индивидуальных бесед, анкетирования и тестирования.
Индивидуальный маршрут сопровождения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья должен включать в себя [5, с. 123]:
− план работы всех специалистов, работающих с семьей;
− результаты контрольных срезов диагностики семьи с ребенком ОВЗ в начале работы и планируемые показатели;
− направления и программы коррекционной и развивающей работы в разрезе каждого специалиста, работающего с семьей;
− направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой [4]:
− перспективный план работы;
− разработка рекомендаций, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
− работа по индивидуальному плану;
− обследование.
Комплексный подход в осуществлении психологической поддержки семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ, позволяет оптимизировать внутрисемейную атмосферу, гармонизировать детско-родительские, родительско-детские, супружеские и межличностные взаимоотношения и, следовательно, оказать дифференциальную и адресную помощь проблемным детям.
Рассмотрим основные этапы в модели сопровождения в условиях инклюзивного образовательного процесса.
- Этап знакомства. Может быть заочным (педагоги и специалисты учреждения изучают материалы личного дела ребенка, родителям предлагается тоже познакомиться с работниками учреждения) и очным (происходит на первом родительском собрании).
- Просвещение. Информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно-образовательной работы. Оформление различных стендов, где в доступной для родителей форме предлагается информация: списки литературы, выдержки из научных статей, рекомендации специалистов и т. д.
- Наглядное обучение родителей. Открытые занятия специалистов и педагогов, праздники, утренники и другие общие мероприятия образовательного и учреждения играют ведущую роль в обучении родителей.
- Консультирование. Проводится по запросам родителей. Предусматривает адресную помощь родителям по вопросам коррекции, обучения, воспитания, социализации, организации в семье коррекционно-развивающей среды [3, с. 129].
- Мониторинг. Анкетирование и опросы проводятся по планам администрации, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей и по мере необходимости.
- Перспектива развития ребенка. Задача учителя-дефектолога — помочь родителям увидеть перспективу в развитии ребенка: программ основного и дополнительного образования, возможности выбора профессии.
- Рефлексия. Этап рефлексии помогает родителям и педагогам оценить успешность проведённой работы, проанализировать результаты, исправить ошибки [3, с. 130].
Таким образом, комплексная помощь детям с особенностями развития — непременная задача и один из главных аспектов формирования инклюзии. Эта разветвленная система, включающая в себя медицинские, психологические, образовательные, социальные и многие другие практики, требует слаженной и профессиональной работы всех специалистов и учреждений, имеющих отношение к данному сегменту.
Работа по сопровождению родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, при наличии всех составляющих взаимодействия в комплексном сопровождении предполагает развитие ребенка с положительной динамикой.
Литература:
- Воронцова Т. Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования / Т. Н. Воронцова // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — № 23(43). — URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 14.03.2019).
- Льготы и привилегии для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — URL: https://posobie.center/subsidii/lgoty-invalidam/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/ (дата обращения: 14.03.2019).
- Пазухина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2 (42). — С. 128–136.
- Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Образование. — URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-detei-s-ovz.html (дата обращения: 14.03.2019).
- Стругова В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — № 3. — С.124–130.