Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.10.2019

Статья просмотрена: 3237 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Г. М. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения / Г. М. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 263-267. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63316/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: ребенок, зрительный контроль, упражнение, нарушение зрения, занятие, коррекционная гимнастика, лечебно-восстановительная работа, амблиопия, косоглазие, коррекционная направленность упражнений, окклюзия.

Координация движений — это согласование между собой двух или нескольких отдельных движений таким образом, чтобы они представляли собой единое двигательное действие, двигательный акт. Итогом координации движений становится превращение сложного движения в согласованную, хорошо управляемую систему. По мнению Н. А. Берштейна, который был пионером в исследованиях движений координации, она осуществляется за счет преодоления мышечной системой организма так называемых избыточных степеней свободы.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением, наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе, и прежде всего в сохранении прямолинейности движения.

Часто нарушение зрения обуславливают вторичные отклонения в двигательной сфере:

– нарушение координации движений;

– точности;

– функции равновесия;

– пространственной ориентировки.

В связи с этим выявлены специфические особенности координации движений у детей с косоглазием и амблиопией, проявляющиеся в асимметричности движений рук и ног, несформированности зрительно-двигательных связей, вызвавшие необходимость индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Проводить которые следует поэтапно, учитывая возрастные и специфические особенности физического развития детей.

К специфическим особенностям следует отнести:

– различия в состоянии остроты зрения и степени нарушения зрительных функций (фиксации, прослеживания, локализации, остроты зрения);

– индивидуальный характер лечебно-восстановительной работы в зависимости от степени косоглазия и амблиопии;

– длительности и периодов лечения;

– уровень овладения координацией движения.

В силу того, что у детей с косоглазием и амблиопией, в период лечебно-восстановительной работы процесс компенсации еще находится в стадии становления, выделена роль компенсаторных факторов — сохранных анализаторов — речи, мышления, слуха.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук, нарушена координация пальцев, следует провести пропедевтический курс гимнастики для рук.

Коррекционная гимнастика для рук у детей с косоглазием и амблиопией является основой ориентировочной деятельности, без которой невозможно формирование целостного образа движения.

Обязательным условием почти каждого упражнения гимнастики для пальцев рук, является зрительный контроль и анализ движений пальцев, что в свою очередь является упражняющим действием для амблиопичного глаза.

Содержание упражнений должно предусматривать развитие умений у детей выполнять движения пальцами, кистями рук одновременно и поочередно. Для активизации мышечного контроля, как важного компенсаторного средства, над мелкими движениями рук введены упражнения без зрительного контроля.

На первом этапе занятия коррекционной гимнастикой проводятся индивидуально с показом и объяснением каждого элемента в медленном темпе. Руки взрослого при показе находятся на расстоянии 30–40см от глаз ребенка, при выполнении вместе с ребенком — на расстоянии 1–1,5м от него. Оптимальное исходное положение для взрослого сидя на стуле. Дети выполняют упражнение из разных исходных положений стоя, сидя (на стуле, на полу).

На втором этапе обучения гимнастике, когда упражнения в целом выполняются правильно и не наблюдается ошибок в зрительном контроле — движения рук и сопровождающие их движения глаз согласованны — гимнастику проводим с 3 -4 детьми. На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях.

После того как дети усвоят упражнения индивидуально и подгруппами, их можно (по 1 -3) включать в утреннюю гимнастику, физкультминутки между занятиями.

На данном этапе координированные отношения переводятся в сложные локомоторные акты.

По структуре индивидуальные занятия просты и значительно отличаются от общепринятых физкультурных занятий и включают набор специальных упражнений трех групп:

– коррекционные упражнения для рук;

– коррекционные упражнения для ног;

– коррекционные упражнения для рук и ног.

Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног у детей с косоглазием и амблиопией.

Введение таких упражнений в систему коррекционных занятий диктуется тем, что амблиопичному глазу необходима тренировка для активизации его деятельности, и в тоже время в процессе зрительного анализа и контроля за выполнением движений формируются зрительно- двигательные взаимосвязи, которые у наших детей отстают от нормы.

Весьма эффективно в методике индивидуальных занятий на координацию используют слуховой анализатор — дети выполняют движения под счет, удары в бубен, звуки музыкальных игрушек, с открытыми и закрытыми глазами.

Желательно проводить коррекционные занятия у зеркала, для самоконтроля движений в упражнениях на координацию.

Обучение следует начинать с простых заданий поэтапно, в медленном темпе — упражнения для рук, а затем для ног — из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку). В положении лежа расслабляются мышцы шеи, плеча, груди, ног — это весьма важно для снятия мышечного напряжения, характерного для наших детей.

Показ взрослого, на данном этапе, проходит на близком расстоянии (т. к. зрительное восприятие в окклюзионный период снижено) это позволяет своевременно оказать помощь, исправить ошибку.

Когда в упражнении отрабатывается правильность сосредоточения взгляда на движении, рука ребенка и взрослого должны находиться на одном уровне (сесть на стул, либо ребенок встает на специальную подставку) это стимулирует качественное выполнение заданий.

При повторении уже знакомых упражнений применяются команды: «Из и. п. стоя одновременно подними правую руку вверх, левую ногу поставь в сторону» или «Из положения лежа одновременно разведи руки и ноги в стороны».

Все разучиваемые упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок сможет их выполнить в различных вариантах:

– по словесной инструкции;

– по показу;

– в разном темпе;

– при участии зрительного контроля и без него;

– из разных исходных положений;

Одним из методов является словесное описание движений детьми, это активизирует представления о движении, о создании зрительного образа движения.

Система упражнений способствует формированию согласованной деятельности рук и ног, повышению внимания к координированным действиям, успешному осуществлению связи с лечебной работой, развитию фиксации взора и глазодвигательных функций у детей с косоглазием и амблиопией.

Кроме этого занятия на координацию позволяют детям овладеть основами координационных механизмов в сложных локомоторных актах, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и свободную деятельность.

Координация движений — это согласование между собой двух или нескольких отдельных движений таким образом, чтобы они представляли собой единое двигательное действие, двигательный акт. Итогом координации движений становится превращение сложного движения в согласованную, хорошо управляемую систему. По мнению Н. А. Берштейна, который был пионером в исследованиях движений координации, она осуществляется за счет преодоления мышечной системой организма так называемых избыточных степеней свободы.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением, наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе, и прежде всего в сохранении прямолинейности движения.

Часто нарушение зрения обуславливают вторичные отклонения в двигательной сфере:

– нарушение координации движений;

– точности;

– функции равновесия;

– пространственной ориентировки.

В связи с этим выявлены специфические особенности координации движений у детей с косоглазием и амблиопией, проявляющиеся в асимметричности движений рук и ног, несформированности зрительно-двигательных связей, вызвавшие необходимость индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Проводить которые следует поэтапно, учитывая возрастные и специфические особенности физического развития детей.

К специфическим особенностям следует отнести:

– различия в состоянии остроты зрения и степени нарушения зрительных функций (фиксации, прослеживания, локализации, остроты зрения);

– индивидуальный характер лечебно-восстановительной работы в зависимости от степени косоглазия и амблиопии;

– длительности и периодов лечения;

– уровень овладения координацией движения.

В силу того, что у детей с косоглазием и амблиопией, в период лечебно-восстановительной работы процесс компенсации еще находится в стадии становления, выделена роль компенсаторных факторов — сохранных анализаторов — речи, мышления, слуха.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук, нарушена координация пальцев, следует провести пропедевтический курс гимнастики для рук.

Коррекционная гимнастика для рук у детей с косоглазием и амблиопией является основой ориентировочной деятельности, без которой невозможно формирование целостного образа движения.

Обязательным условием почти каждого упражнения гимнастики для пальцев рук, является зрительный контроль и анализ движений пальцев, что в свою очередь является упражняющим действием для амблиопичного глаза.

Содержание упражнений должно предусматривать развитие умений у детей выполнять движения пальцами, кистями рук одновременно и поочередно. Для активизации мышечного контроля, как важного компенсаторного средства, над мелкими движениями рук введены упражнения без зрительного контроля.

На первом этапе занятия коррекционной гимнастикой проводятся индивидуально с показом и объяснением каждого элемента в медленном темпе. Руки взрослого при показе находятся на расстоянии 30–40см от глаз ребенка, при выполнении вместе с ребенком — на расстоянии 1–1,5м от него. Оптимальное исходное положение для взрослого сидя на стуле. Дети выполняют упражнение из разных исходных положений стоя, сидя (на стуле, на полу).

На втором этапе обучения гимнастике, когда упражнения в целом выполняются правильно и не наблюдается ошибок в зрительном контроле — движения рук и сопровождающие их движения глаз согласованны — гимнастику проводим с 3 -4 детьми. На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях.

После того как дети усвоят упражнения индивидуально и подгруппами, их можно (по 1 -3) включать в утреннюю гимнастику, физкультминутки между занятиями.

На данном этапе координированные отношения переводятся в сложные локомоторные акты.

По структуре индивидуальные занятия просты и значительно отличаются от общепринятых физкультурных занятий и включают набор специальных упражнений трех групп:

– коррекционные упражнения для рук;

– коррекционные упражнения для ног;

– коррекционные упражнения для рук и ног.

Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног у детей с косоглазием и амблиопией.

Введение таких упражнений в систему коррекционных занятий диктуется тем, что амблиопичному глазу необходима тренировка для активизации его деятельности, и в тоже время в процессе зрительного анализа и контроля за выполнением движений формируются зрительно- двигательные взаимосвязи, которые у наших детей отстают от нормы.

Весьма эффективно в методике индивидуальных занятий на координацию используют слуховой анализатор — дети выполняют движения под счет, удары в бубен, звуки музыкальных игрушек, с открытыми и закрытыми глазами.

Желательно проводить коррекционные занятия у зеркала, для самоконтроля движений в упражнениях на координацию.

Обучение следует начинать с простых заданий поэтапно, в медленном темпе — упражнения для рук, а затем для ног — из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку). В положении лежа расслабляются мышцы шеи, плеча, груди, ног — это весьма важно для снятия мышечного напряжения, характерного для наших детей.

Показ взрослого, на данном этапе, проходит на близком расстоянии (т. к. зрительное восприятие в окклюзионный период снижено) это позволяет своевременно оказать помощь, исправить ошибку.

Когда в упражнении отрабатывается правильность сосредоточения взгляда на движении, рука ребенка и взрослого должны находиться на одном уровне (сесть на стул, либо ребенок встает на специальную подставку) это стимулирует качественное выполнение заданий.

При повторении уже знакомых упражнений применяются команды: «Из и. п. стоя одновременно подними правую руку вверх, левую ногу поставь в сторону» или «Из положения лежа одновременно разведи руки и ноги в стороны».

Все разучиваемые упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок сможет их выполнить в различных вариантах:

– по словесной инструкции;

– по показу;

– в разном темпе;

– при участии зрительного контроля и без него;

– из разных исходных положений;

Одним из методов является словесное описание движений детьми, это активизирует представления о движении, о создании зрительного образа движения.

Система упражнений способствует формированию согласованной деятельности рук и ног, повышению внимания к координированным действиям, успешному осуществлению связи с лечебной работой, развитию фиксации взора и глазодвигательных функций у детей с косоглазием и амблиопией.

Кроме этого занятия на координацию позволяют детям овладеть основами координационных механизмов в сложных локомоторных актах, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и свободную деятельность.

Литература:

  1. Сековец, Людмила Сергеевна Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. — Н. Новгород: Нижегород. гуманитар. центр, 2000, 13.01.2001. — 141, [2] с.: ил., табл.; 21 см с.
  2. Сековец, Людмила Сергеевна Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. — Н. Новгород: Николаев, 2001, 11.01.2002. — 164, [2] с.: ил., цв. ил., табл.; 20 см с.
  3. Немов, Роберт Семенович. Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007, 23.11.2005. — 559, [1] с.: ил.; 26 см с.
  4. Плаксина, Любовь Ивановна. Физическое воспитание детей с нарушением зрения, лекции. —:,. — с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, зрительный контроль, упражнение, нарушение зрения, занятие, нога, коррекционная гимнастика, лечебно-восстановительная работа, медленный темп, словесная инструкция.


Ключевые слова

упражнение, ребёнок, занятие, коррекционная гимнастика, нарушение зрения, окклюзия, зрительный контроль, лечебно-восстановительная работа, амблиопия, косоглазие, коррекционная направленность упражнений

Похожие статьи

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией

В данной статье рассматривается сочетание такой патологии, как гипертоническая болезнь I-II степени с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с цервикальгией. Рассмотрены особенности течения гипертонической болезни осложненной головными б...

Похожие статьи

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией

В данной статье рассматривается сочетание такой патологии, как гипертоническая болезнь I-II степени с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с цервикальгией. Рассмотрены особенности течения гипертонической болезни осложненной головными б...

Задать вопрос