С появлением необходимости проведения в Российской Федерации судебной реформы и некоторые практические шаги по ее реализации повлекли за собой большой пласт коренных изменений как в конституционном, так и в уголовно-процессуальном и прокурорско-надзорном законодательстве. Конституция Российской Федерации являясь основным законом страны, повлияла на взаимоотношения субъектов права посредством изменения мировоззренческой установки в соотнесении приоритетов по образцу «личность — общество — государство». Действенным механизмом борьбы с преступностью как социальным явлением является деятельность по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления.
Одной из основных функций прокурора, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре», является «уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» [1].
Уголовно процессуальным законодательством установлено, что от имени государства уголовное преследований по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется прокурором в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с полномочиями, возложенными на него ст. 37 УПК РФ [2]. Подробно такие полномочия урегулированы ст.ст. 221, 226 и др.
Под уголовным преследованием, осуществляемым прокурором, уголовно-процессуальным законодательством понимается совершение определенных действий, которые направлены на изобличение лица, совершившего преступное действие и назначение ему наказания. Применение данной функции зависит от формы содержания и субъекта.
Подробно осуществление прокурором уголовного преследования раскрывается в работах Л. А. Андреевой, В. И. Баскова, С. Г. Березовской, АД Берензона, А. Д. Бойкова, С. И. Викторского, Ю. Е. Винокурова, В. Г. Даева, А. Ф. Кони, В. В. Клочкова, М. П. Кан, А. Ф. Козлова, A. M. Ларина, В. З. Лукашевича, П. А. Лупинской, М. Н. Маршунова, В. Г. Мелкумова, Н. В. Муравьева, Л. А. Николаевой, В. И. Рохлина, В. П. Рябцева, В. М. Савицкого, К. Ф. Скворцова, Ю. И. Скуратова, В. К. Случевского, А. Б. Соловьева, М. С. Строговича, И. Я. Фойнйцкого, А. Г. ХаЛиулйна, М. А. Чельцова, В. И. Шинд, П. С. Элькинд, Н. А. Якубович, В. Б. Ястребова и других ученых-правоведов.
На сегодняшний день в соответствии с уголовно процессуальным законодательством прокурор это ни что иное, как специальный субъект, именно то должностное лицо которому доверено осуществлять уголовное преследование от имени государства. Он является неким логическим завершением всего процесса уголовного преследования на досудебной и судебной стадиях.
Уголовное преследование, осуществляемое прокурором на досудебных и судебных стадиях, имеет единообразный характер. Однако в зависимости от стадий действия прокуроров различны, на разных стадиях имеют свои особенности и выразительность, однако следует учитывать, что если в судебной стадии уголовного преследования такая функция отчетливо просматривается это отнюдь не указывает на то, что в предыдущих стадиях уголовное преследование отсутствовало.
Структура уголовного преследования прокурора неоднозначная, в научных кругах ведется много споров по поводу его субъектного состава, пределов и содержания [1. С. 27].
Также следует учитывать и такой спорный вопрос как понятие уголовного преследования прокурором. С одной стороны, в данное понятие должны быть включены действия, которые надлежит совершать прокурору и правовые акты, которыми он руководствуется при совершении этих действий [5. С. 144]. С другой же стороны нет необходимости нагружать данное понятие, когда можно урегулировать подзаконными актами [1. С. 31].
Ели раскрывать участие прокурора на досудебной стадии уголовного преследования, то здесь прокурор ставит свою «финальную точку», обличенную в такую процессуальную форму. как обвинительный акт (постановление) или обвинительное заключение. Он как бы стоит над всеми должностными лицами, которые непосредственно совершают необходимые процессуальные действия для изобличения лица, совершившего преступное действие. В этом состоит основное содержание досудебного прокурорского уголовного преследования.
Тем не менее, на досудебной стадии уголовного преследования необходимо контролировать такой вопрос как, например, обеспечением правового положения личности, которая вовлечена в уголовный процесс, а также совершать иные действия предусмотренные ст. 21, 37, 221, 226 и др. В связи с чем полномочия прокурора подразделяются на:
1) утверждением обвинительного заключения или обвинительного акта (постановления).
2) полномочия, необходимые прокурору для реализации досудебного уголовного преследования, например избрание меры пресечения.
Также нельзя не учитывать тот факт, что действия прокурора являются гарантией законности и обоснованности уголовного преследования.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ\\«Российская газета», N 249, 22.12.2001
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»\\ «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
- Баев О. Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. М.: Юрлитинформ, 2006.144 с.
- Кожевников О. А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. 180 с.
- Крюков В. Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2016. 51 с.
- Тушев А. А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2016. 325 с.
- Воронин Олег Викторович Прокурорское уголовное преследование в различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2013. № 1 (7).