В статье рассматривается понятие транспортной безопасности. По мнению автора, на первом месте необходимо обращать внимание на соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности согласно Федеральному закону № 16 от 09.02.2007, а также на статью 11.15.1 и на статью 19.5 ч. 10 Кодекса об административных правонарушениях.
Ключевые слова: закон, транспортная безопасность, требования, административный штраф, нарушение, лица.
Соблюдение транспортной безопасности — это выполнение физическим, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, следующими либо находящимися на объекте транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации [1].
Понятие транспортной безопасности следует понимать, как степень защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности — это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства [4].
Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым и Государственной думой был принят Федеральный закон № 16 «О транспортной безопасности» с целью соблюдения физическим, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обеспечения транспортной безопасности [7].
Также предусматривается внести в целом усиление административной ответственности для тех, кто нарушает требования законодательства в области транспортной безопасности, «расширяется круг лиц, которые несут административную ответственность как должностные лица и юридические лица за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил, а также за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств» [17].
К ним предлагается отнести совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных документов или административно-хозяйственных функций руководителей организаций, арбитражных управляющих, физических лиц, являющихся учредителями, собственников объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств [24].
Транспортная безопасности имеет три вида направления:
− железнодорожный транспорт (Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 N 495);
− водный транспорт (Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 678);
− автомобильный транспорт (Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 N 924).
В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности. Нарушение требования в области транспортной безопасности — один из видов административных правонарушений, за совершение которых ответственность предусмотрена в соответствии с действующими нормами КоАП РФ [4].
Перевозка людей и опасных грузов — это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков» [2].
Согласно статье 4 ФЗ № 16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами» [6]. Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требования по обеспечению транспортной безопасности. Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.
В соответствии со статьей 11.15.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например: у субъекта не сформировано и не привлечено подразделение транспортной безопасности, не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ, не разработаны организационно-распорядительные документы, отсутствует лицензия на перевозку людей, грузов и т п д. [5].
В случае выявления нарушений у субъектов, надзорные органы составляют акт проверки, выписывают предписание об устранении выявленных нарушений, составляют протокол об административном правонарушении, и в заключении составляют Постановление о назначении административного наказания в отношении физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Статья 19.5 ч. 10 КоАП РФ предусматривает Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей [10].
Согласно статьи 11.15.1 КоАП РФ — неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа за нарушение субъектом транспортной безопасности на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток [5].
Подводя итог, необходимо отметить, Состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы и личности и общества и государства, интересы всех физических и юридических лиц причастных к деятельности транспортного комплекса. Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности не могут интересовать только органы государственной власти, а должны касаться всех и каждого. Только единая сила сможет обеспечить стабильную и крепкую безопасность. Как показывает практика, государство не может и не должно решать эту проблем, что называется, в одиночку, поскольку для этого требуются значительные материальные, финансовые и кадровые ресурсы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).
- О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1–ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. –1995. — № 47. — ст. 4472.
- О транспортной безопасности: федеральный закон от 9.02.2007 № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 7. — Ст. 837.
- Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. — 2012. — № 12 (192). — С. 5–12.
- Махина С. Н., Попова М. А. Транспортная безопасность как правовая категория: теоретико-правовой анализ // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2016. — № 3. — С. 115–118.
- О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — № 1. — Ст. 2.
- О противодействии терроризму: федеральный закон от 6.03.2006 № 35 // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.