Определение исторической реконструкции раскрывает её суть как воссоздание совокупности материальной и духовной культуры прошлого, так как для сохранения «исторической памяти» мы должны исключительно комплексно подходить к вопросу сохранения и популяризации культурного наследия. Для реконструкции материальной части эпохи или конкретного исторического периода используются такие элементы как археологические, изобразительные и письменные (нарративные) источники. Но для демонстрации нематериальной (духовной) составляющей того или иного времени нам нельзя обойтись без добавления человека в реконструируемый образ. В связи с этим, мы можем говорить, что историческая реконструкция способна принимать различные формы: такие как музейная реконструкция (ансамблевая экспозиция), которая может помочь раскрыть материальную составляющую (предметы быта, одежда, вооружение) реконструируемого периода, или фестивали исторической реконструкции, включающие в себя, помимо материальной, ещё и духовную (обычаи, ритуалы), военную и социальную составляющие. В настоящее время, на фоне разнообразия отдельных проявлений этих форм, появилось множество различных движений, объединенных под термином «историческая реконструкция»: «Школа Исторического Средневекового Боя» (ИСБ), «Клуб Исторического Фехтования» (ИстФех), «Клуб Исторической реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК). Но, не смотря на определённое внешнее сходство, часто неотличимое для неопытного глаза, как таковой исторической реконструкцией является лишь определенная её часть ‒ только та, что основана на исторических источниках, участники которой строго придерживаются принципа достоверности (или аутентичности), пользуясь перекрёстными письменными и/или археологическими источниками.
Ключевые слова: исторический источник, маркер исторической реконструкции, историческая память, культурное наследие, историческое знание, достоверность, аутентичность.
The definition of historical reconstruction reveals its sense as the re-creation of the totality of the material and spiritual culture of the past, since in order to preserve “historical memory” we must take a comprehensive approach to the issue of preserving and promoting cultural heritage. For the reconstruction (reenactment) of the material part of an epoch or a specific historical period, such elements as archaeological, graphic, and written (narrative) sources are used. But in order to demonstrate the intangible (spiritual) component of a particular time, we cannot do without adding a person to the image under reconstruction. In this regard, we can say that historical reconstruction can take various forms: such as museum reconstruction (ensemble exposition), which can help to reveal the material component (household items, clothing, armament) of the period under reconstruction, or historical reconstruction festivals that include themselves, in addition to the material, also spiritual (customs, rituals), military and social components. Currently, against the background of the diversity of individual manifestations of these forms, many different community have emerged, united under the term “historical reconstruction”: “School of Historical Medieval Fight” (HMB), “Club of Historical Fencing” (HEMA), “Club of Historical Reconstruction” or «Club of Historical Reconstruction and Fencing» and «Military Historical Club». But, despite a certain external similarity, often indistinguishable to the inexperienced eye, historical reconstruction is only a certain part of it — only that based on historical sources, whose participants strictly adhere to the principle of authenticity (or authenticity), using cross written sources and / or archaeological sources.
Keywords: historical reconstruction, historical reenactment, re-enactment, historical source, marker of historical reconstruction, cultural heritage, historical knowledge, authenticity.
Приступая к раскрытию частных вопросов, касающихся исторической реконструкции (ИР), для начала нужно раскрыть ряд терминов, объясняющих, что такое историческая реконструкция в общем, кто может к ней относиться и какую деятельность она ведёт (какие цели преследует). Итак, «историческая реконструкция ‒ это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников» [1, C.16]. При этом реконструкторами называют участников движения исторической реконструкции, которые и занимаются воссозданием различных исторических аспектов точно определенной эпохи конкретного государства (его быта, ремесел, традиций и военного искусства). Они активно исследуют источники (исторические материалы), с целью точного повторения технологий изготовления предметов быта, обихода, военного искусства того времени, постигают практическое и идеологическое значения тех или иных традиций, обычаев, нравов, а также стремятся распространить добытую информацию в как можно более широких слоях общества. Также среди реконструкторов распространены занятия историческим фехтованием, результаты которого мы можем видеть в различных его формах — Исторический Средневековый Бой, HEMA и отдельные составные части конных турниров (меле) [2, С.20]. Реконструктор может увлекаться как воссозданием бытовой жизни предков («live in history»), так и военным искусством, а может совмещать в себе эти два аспекта. «Значение исторической реконструкции и деятельности реконструкторов обусловлена тем, что данные аспекты описывают и аргументируют значимость реконструкции прошлого для построения успешного будущего: объясняет, почему для нас важно использовать исторический опыт, и учит руководствоваться выводами, сделанными на основе этого опыта, для принятия решений в будущем. (…) Гражданское же значение реконструкции может быть описано, в первую очередь, как деятельность, способствующая более глубокому и личному познанию истории страны через простой инструмент передачи информации, активному привлечению интереса публики как к известным, так и малоизвестным аспектам мировой истории, и истории России в частности» [3, C.92–93].
В настоящее время, под словосочетанием «Историческая реконструкция» обыватель подразумевает практически любое мероприятие, в котором участвуют люди, одетые в старинные костюмы, рыцарские доспехи, да и вообще любое мероприятие, связанное с воссозданием или демонстрацией сражений прошлого. Это и является актуальной проблемой данной работы, так как внутри самого сообщества людей, занимающихся исторической реконструкцией, существует чёткое внутреннее разделение. В ходе работы мы постараемся разобраться, что может служить достоверным маркером исторической реконструкции, как мы можем определить, является ли то или иное мероприятие реконструкцией исторического события, турниром по историческому фехтованию, историческому боевому искусству или показательным выступлением и т. д.
В этой работе затрагивается главным образом реконструкция материальной культуры, так как реконструкция нематериальной (духовной) сферы является темой, требующей отдельного рассмотрения в аспекте «исторической памяти» [4, C.13]. Подразумевается, что люди, занимающиеся созданием исторической реконструкции, воссоздают, в первую очередь, предметы материальной культуры прошлого. Очевидно, что в понятии «историческая реконструкция» ключевым является определение «историчности». Таким образом, важнейшим свойством исторической реконструкции является соответствие, достоверность воссоздаваемых предметов историческим оригиналам. Но, разумеется, для нас является невозможным напрямую обратиться к людям, жившим в далёком прошлом, и узнать, как именно были устроены те или иные предметы вооружения или быта, костюмы, доспехи или иные материальные ценности. Все эти знания приходится черпать из исторических источников, достоверность которых не абсолютна [1; 4, с.15–16].
Исторические источники, используемые при воссоздании предметов материальной культуры, можно разделить на несколько основных типов. Пожалуй, наиболее ценными являются материальные источники: очень часто таковыми являются памятники археологии, т. е. подлинные предметы старины, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и дошедшие до нас в различных коллекциях, собраниях музеев. Зачастую последователи движения исторической реконструкции имеют возможность ознакомиться только с каким-то фрагментом изделия, сохранившимся до наших дней, поскольку целиковых археологических памятников может не быть. В этом случае важным подспорьем могут стать их изобразительные и нарративные источники. В сочетании с вещественными памятниками, эти источники позволяют сформировать более полное представление о воссоздаваемом предмете материальной культуры, будь это отдельный элемент (меч или шлем) или же целый комплекс (комплекс костюма или защитно-наступательное вооружение рыцаря). Следует отметить, что именно скрупулёзное исследование исторической достоверности, подтверждаемой перекрестным комплексом разнообразных источников, является отличительной чертой людей и объединений, занимающихся именно исторической реконструкцией. Выделяя именно те сообщества, которые в создании предметов материальный культуры придерживаются принципа обоснования своего инвентаря разнообразными историческими источниками, можно определить клубы, занимающиеся исторической реконструкцией. Такое утверждение вполне справедливо потому, что именно для клубов, занимающихся исторической реконструкцией, историческая достоверность является основной ценностью, в то время как для объединений, практикующих, например, историческое фехтование, доспехи, муляжи оружия являются в первую очередь инвентарем, обеспечивающим необходимую безопасность при проведении соревнований. Бесспорно, в настоящее время, и среди клубов исторического фехтования очень важной составляющей является аутентичность и эстетичность используемых комплектов наступательного и защитного вооружения. Таким образом, в своих высших проявлениях, эти сообщества (занимающихся исторической реконструкцией и практикующих историческое фехтование) зачастую пересекаются. Тем не менее, общаясь с представителями того или иного клуба, можно легко определить, к какому направлению относится данное сообщество, исходя из того, что является для упомянутого сообщества приоритетным. В том случае, если приоритетным является турнирная эффективность, безопасность или, например, экономическая целесообразность, то, скорее всего, мы видим перед собой школу исторического фехтования, клуб исторического средневекового боя или другое объединение, которое направленно в первую очередь на соревновательную деятельность, и для которого «рыцарская» эстетика является лишь внешней составляющей. Если же во главу угла ставится исследование целого комплекса исторических источников, сосредоточение на какой-то определённой исторической области или регионе, то, скорее всего, мы видим перед собой группу исторической реконструкции.
В заключение можно сказать, что именно высокая степень приоритета исторических источников и скрупулёзное исследование информации из них является основным маркером в выделении среди всего разнообразия «рыцарских» клубов именно клубы исторической реконструкции.
Литература:
- Ахмедьянова В. В. Историческая реконструкция и историческая достоверность / Ахмедьянова В. В. // Материалы 72-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Изд-во «СПбГАВМ», 2018. — С. 16–18.
- Ахмедьянова В. В. Лошади в реконструкции средневековых рыцарских турниров / Ахмедьянова В. В. // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Знания молодых для развития ветеринарной медицины и АПК страны» — Изд-во «СПБГАВМ», 2018. — С19–21.
- Ахмедьянова В. В. Историческая реконструкция как фактор формирования толерантной социальной среды / Ахмедьянова В. В. // Сборник студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2018 году. / Сост. Ю. А. Снисаренко, А. П. Волкова, В. В. Библик, Ю. С. Жередий. — СПб., 2018. — С. 92–95
- Ахмедьянова В. В. «Историческая память» vs «Историческая амнезия» / Ахмедьянова В. В. // Труды института бизнес-коммуникаций Т.3. / Минобрнауки РФ: ФГБОУВО «СПБГУПТД»,; под общ.ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко. — Спб: СПБГУПТД, 2018. — С. 13–18