Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 1719 раз

Библиографическое описание:

Жуковский, Э. О. Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования / Э. О. Жуковский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63375/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основной закон страны закрепляет положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанность государства [1].

Одним из прав человека, которое находится под защитой государства, является право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок, что содержится и в международных актах, в частности в ч.1 ст. 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» закреплена существенная позиция, играющая в уголовном судопроизводстве важнейшую роль: право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок, созданным на основании закона [2].

Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая в соответствии с законом [3] — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также в соответствии с функциями осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) установлены сроки предварительного расследования, которое включает в себя дознание и предварительное следствие [4]. Так, срок дознания составляет 30 суток, который, в случае невозможности завершить дознание по уголовному делу, продлевается на 30 суток, далее продлевается по месяцам вплоть до 6 месяцев, если и за 6 месяцев не удается завершить дознание, то уголовное дело передается из органа дознания в орган предварительного следствия, и за расследование уголовного дела берутся следователи. Важно отметить, что в соответствии с УПК РФ к дознанию относится определенная категория уголовных дел, относящиеся к категории небольшой и средней тяжести, не представляющие особой сложности. Дознание бывает и в сокращенной форме, это весьма специфичная форма дознания, где проблем с нарушением сроков предварительного расследования не происходит, так как данная форма дознание предусматривает признание вины и ряд других условий, и в случае отсутствия оснований для осуществления дознания в сокращенной форме дознание производится по общему правилу.

В отличие от дознания, предварительное следствие осуществляется по делам средней тяжести, тяжким, особо тяжким, а также по делам небольшой тяжести (по указанию прокурора). И в рамках предварительного следствия обнаруживается огромное количество нарушений разумных сроков уголовного судопроизводства, а вследствие этого и прав участников уголовного судопроизводства.

Существенным недостатком нашего предварительного расследования продолжает оставаться его затяжной характер. Количество уголовных дел, расследованных следователями всех ведомств свыше установленного УПК РФ двухмесячного срока, остается высоким (рост на 5 %, 186 тыс. в 2018 году) [5].

Анализ судебных решений позволяет выделить следующие основные два фактора, обуславливающие превышение разумного срока досудебного уголовного производства: непринятие следователем всех должных мер в целях своевременного завершения производства по делу, установления подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления лиц и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителя следственного органа.

Также проблемы нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства заключаются в волоките при производстве расследования, которая связана с тем, что в производстве одного следователя находится одновременно десятки уголовных дел, в том числе и требующих особого внимания при сборе доказательств, где свидетели проживают в разных субъектах РФ, а доказательства (финансовые документы, отчетность) собираются по всей России и требуют их оценки и проведения экспертиз, также по большинству требуется проведение экспертиз (от товароведческой экспертизы по стоимости похищенного имущества, которая проводится в течении нескольких дней, до стационарных психиатрических экспертиз, которые проводятся более месяца), кроме этого, следователю необходимо собрать характеризующий личность обвиняемого материал, а обвиняемый может быть и не гражданином РФ, в таком случае характеризующий материал получается на основании запросов и поручений.

Описав причины нарушения сроков и основные существующие проблемы связанные с нарушением разумного срока уголовного судопроизводства стоит отметить роль прокуратуры, как надзорного органа, который контролирует соблюдение данных сроков и раскрыть полномочия прокурора, используя которые, нарушения устраняются либо их последствия минимизируются.

На стадии предварительного расследования, которое осуществляют следователи и дознаватели, прокурор, как правило, осуществляет проверки и реализует свои полномочия посредством применения актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства. И как следствие, осуществляет функцию надзора.

В законодательстве содержится список актов прокурорского реагирования. Применительно к рассматриваемому вопросу следует выделить следующие акты:

− представление;

− требование об устранении допущенных нарушений;

Представление вносится прокурором руководителю органа осуществляющего предварительное расследование, в котором зафиксированы конкретные нарушения действующего законодательства, которое в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. По итогам рассмотрения представления в подавляющем большинстве случаев следователи и дознаватели, а также их руководители подвергаются дисциплинарному наказанию.

Требование об устранении допущенных нарушений закона вносится по тем же правилам, однако далеко не всегда влечет наказание лиц, осуществляющих предварительное расследование.

Данные акты прокурорского реагирования используются с целью указания органу следствия либо дознания о допущенных нарушениях, с целью восстановления прав участников уголовного судопроизводства, а также, что бы вышеуказанные лица приняли во внимание уже допущенные нарушения и впредь не допускали их.

В целом, учитывая, что в 2007 году у прокуратуры «отобрали» возможность давать указания органу предварительного следствия о производстве конкретных следственных и иных действий, все равно прокуроры принимают все возможные меры по недопущению и устранению нарушений сроков предварительного расследования, и эти меры вполне эффективные.

Говоря об органах дознания, прокуроры, руководствуясь ст. 37 УПК РФ, вправе давать конкретные указания дознавателям о производстве дознания, направляя дознавателя в нужное русло, а вследствие чего, в результате исполнения данных указаний, дознание производится в установленный законом срок, что исключает нарушение прав человека и гражданина.

Подводя итог, следует отметить, что прокуратура РФ, как государственный орган, обладает полномочиями по защите прав человека и гражданина на стадии уголовного судопроизводства, и не просто обладает ими, а активно их использует для достижения установленных законами целей.

Разрешение проблем нарушений срока предварительного расследования вполне можно достичь при должном и ответственном отношении работников органов дознания и предварительного следствия к расследованию уголовных дел. При этом прокуратура как надзорный орган, должным образом реагирует на допущенные нарушения и добивается их устранений, а также ориентирует органы предварительного расследование на неукоснительное соблюдение сроков предварительного расследования. Таким образом, прокуратура является уникальным органом, который успешно защищает права человека и гражданина, в том числе и в ходе предварительного расследования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. на 27.03.2019);
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950), (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984));
  3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 26.07.2019);
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019);
  5. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2018 году и о проделанной работе по их укреплению».
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, предварительное следствие, уголовное судопроизводство, дознание, нарушение, разумный срок, Российская Федерация, РФ, прокурорское реагирование, надзорный орган.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Пути модернизации прокурорского надзора за предварительным следствием

Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Особенности прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Пути модернизации прокурорского надзора за предварительным следствием

Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Особенности прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

Задать вопрос