В результате того, что на сегодняшний день рекламная деятельность имеет тенденцию на быстрое развитие, законодатель не успевает отражать все новые тонкости в законе, что, в свою очередь, приводит к пробелам в законодательстве, регулирующем рекламную деятельность.
Кроме того, как показывает практика, в законодательстве РФ о рекламной деятельности часто находят «обходные пути». Поэтому существует необходимость в постоянном внесении изменений и совершенствовании законодательства о рекламе, а также необходимо подстраивать законодательство о рекламе под существующие реалии в связи с активным развитием рекламного рынка.
Стоит отметить, что на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в сфере рекламной деятельности является навязывание рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи.
Одной из наиболее ярких проблем является реклама, распространяемая в сети Интернет.
Важно отметить, что в законодательстве РФ отсутствует подробное правовое регулирование рекламы в сети Интернет. Именно поэтому в правоприменительной практике часто возникают сложности с такими моментами, как: идентификация правонарушителя; сложности в фиксации нарушений законодательства о рекламе; сложность доказывания самого факта правонарушения; отсутствие территориальных границ действия сети; как правило, отсутствие временных рамок функционирования сети; и др.
В качестве наиболее серьезных проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, которые требуют оперативного решения на законодательном уровне, являются:
- распространение в сети Интернет недостоверной рекламы;
- распространение «спама» (под «спамом» понимается рассылка информации рекламного характера лицам без их согласия);
- пропаганда в рекламных материалах терроризма и экстремизма;
- распространение порнографических материалов; незаконная реклама алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных веществ, а также других запрещенных законодательством РФ товаров и услуг;
- клевета;
- мошенничество;
- неэтичная реклама.
Данный список проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, не является исчерпывающим. Автором приведены наиболее яркие и распространенные проблемы рекламы в сети Интернет. Именно данный перечень проблем ставится во главу угла в исследованиях последних лет по указанной проблематике [2; С. 68; 2; С. 348].
На сегодняшний день рекламная деятельность регулируется, главным образом, Федеральным законом «О рекламе» [3]. В качестве контролирующего органа рекламной деятельности выступает Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ). Однако, как показывает практика, должный надзор за ведением торговли и размещением рекламных материалов в сети Интернет не осуществляется, в результате чего в настоящее время рекламе в сети Интернет присущи признаки «вседозволенности». Таким образом, в интернет пространстве рекламируются часто некачественные товары, нарушаются многочисленные законодательно закрепленные требования к рекламе.
В качестве примера можно привести следующий случай. В ФЗ «О рекламе» указывается требование о том, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). Так, суд признал недостоверной рекламу, распространяемую ООО «Тойота Мотор». По мнению суда, данная реклама побуждает к противоправным действиям, выражающимся в нарушении правил дорожного движения, поскольку рекламораспространитель распространил на интернет-сайтах ролик, в котором рекламируемый автомобиль двигается двумя колесами по тротуару. В следствие того, что данный ролик достаточно широко был распространен, он, по мнению суда, может оказать отрицательное воздействие на формирования норм поведения в обществе в результате закрепления в сознании потребителей противоправной привычки поведения. Такая реклама была признана ненадлежащей [4].
При этом решение проблемы на законодательном уровне происходит, как правило, с опоздаем, в основном, после многочисленных жалоб пользователей интернет-сайтов, обманутых покупателей или компаний-конкурентов рекламируемого товара или услуги.
В результате того, что реклама в Интернете является наиболее доступной, поскольку она обладает признаками оперативности, массового охвата аудитории, простотой во взаимодействии с пользователями, а также доступной платой за рекламу, реклама в Интернете является наиболее простым способом распространения рекламы, особенно недобросовестной рекламы и мошенничества. Именно безнаказанность, возможность действовать анонимно, а также множество доверчивых пользователей дает толчок на распространение в масштабных количествах недобросовестной рекламы в Интернете.
Таким образом, важное значение имеют меры по предупреждению правонарушений в сфере рекламы, распространяемой в сети Интернет. В частности, существует необходимость в разработке различных программных обеспечений, а также необходимо обеспечить защиту от возможных опасностей, возникающих в связи с использованием сети Интернет (например, защищенные протоколы связи, криптографические методы защиты информации и другие), а также детально определить способы предупреждения пользователей о возможных опасностях.
В результате вышесказанного, на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой в нормативно-правовом регулировании рекламной деятельности отсутствует комплексное правовое регулирование рекламной деятельности в наиболее масштабной сфере распространения рекламы — в сети Интернет.
Важно отметить, что в связи со стремительным развитием сети Интернет возникают сложности со своевременным обновлением законодательной базы. Необходимо устранять пробелы правового регулирования данного вида рекламы, подробно регламентировать данную деятельность путем издания комплексного нормативно-правового акта, отражающего всю специфику общественных отношений в данной сфере, ужесточить существующие меры ответственности за некоторые правонарушения, представляющие наиболее серьезную общественную опасность (в частности, распространение экстремистских материалов в сети Интернет; пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ; незаконное распространение порнографических материалов в сети Интернет; мошенничество в сети Интернет).
Кроме того, в некоторых исследованиях предлагается более глобальное решение рассматриваемой проблемы — выделить данную сферу в отдельную отрасль права [1; С. 32]. Нельзя не согласиться с тем, что это поможет отразить всю специфику рассматриваемой деятельности в рамках одной отрасли права, а также определять правовой статус субъектов, виды ответственности за правонарушения, совершаемые в Интернете.
Кроме того, предлагается сформировать понятийный аппарат в целях совершенствования нормативно-правового регулирования рекламной деятельности в РФ («интернет-услуги», «компьютерные данные», «электронная почта» и т. д.); а также определить субъект и объект правового регулирования.
Литература:
- Кострикова А. С., Макаревич М. Л. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 8 (26), 2017. С. 32
- Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67–75.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Российская газета, № 51, 15.03.2006.
- Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 по делу А40-109595/2015 [Электронный ресурс] //URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 10.08.2019)