В статье проведено исследование реализации соотношения таможенного и гражданского законодательства. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта. Научная новизна статьи заключается в исследовании таможенного и гражданского законодательства при применении и использовании актуального российского законодательства.
Ключевые слова: гражданское законодательство, таможенное законодательство, субъект, ограничение, таможенная деятельность, таможенные процедуры.
Таможенное законодательство регулирует целый спектр общественных отношений. По отношению к субъектам таможенного права применяются инструменты гражданско-правового и административно-правового способов воздействия. Административно-правовой механизм используется для того, чтобы субъекты могли участвовать в таможенных операциях на принципах волеизъявления.
За счет административно-правового механизма и разного положения субъектов таможенной деятельности (таможни, как государственной структуры и граждан, как участника внешнеэкономической деятельности) в отношении субъектов могут устанавливаться запреты, вводиться ограничения на совершение ими определенных таможенных операций.
По отношению к субъектам таможенной деятельности применяются инструменты гражданско-правового воздействия. Этот инструмент уравнивает права каждой из сторон, закрепляет за каждой из сторон обязанность соблюдения установленного регламента при прохождении таможенных процедур. [1]
Таможенным правом предусматривается осуществление деятельности таможенными структурами для обеспечения законности операций по ввозу и вывозу товаров, регулирование операций, проводимых участниками внешнеэкономической деятельности.
В качестве основных источников таможенного права в России выступают Федеральные законы и Конституция Российской Федерации, всеми указанными источниками устанавливаются нормы права.
Стоит отметить, что в Конституции РФ функции таможенного регулирования закреплены за федеральными институтами власти.
На сегодняшний день таможенное законодательство тесно связано с основами гражданского законодательства. Соотношение двух отраслей затрагивает регламентацию прав и обязанностей, которые заключают участники таможенных операций. [2]
Так, в соответствии с основами гражданского законодательства участники внешнеэкономической деятельности могут заключать соглашения с таможенными перевозчиками о предоставлении ими услуг по перевозке грузов и организации их хранения.
При рассмотрении в судах споров между таможенными органами и участниками ВЭД, упор делается на гражданско-процессуальное законодательство и принципы регулирования таможенной деятельности.
В качестве субъектов таможенной деятельности сегодня принято рассматривать не только федеральные институты власти, но и предпринимательские структуры.
В частности, предусматривается возможность открытия российскими предпринимателями магазинов беспошлинной торговли. Предприниматели могут оборудовать склад для хранения грузов или частный таможенный склад.
Таких участников таможенной деятельности принято называть таможенными брокерами и перевозчиками. По сути, они выполняют операции и действия, которые раньше выполняли только представители системы государственного таможенного контроля. Все это должно происходить с учетом развития внешнеэкономического сотрудничества для регулирования отношений между участниками внешнеэкономической деятельности и коммерческими структурами.
Так, гражданское регулирование операций по предоставлению услуг декларирования или временного хранения грузов вписывается в российское законодательство. Оно затрагивает процедуры таможенного оформления, выбора субъектом внешнеэкономической деятельности специального таможенного режима и т. д. Отдельные гражданско-правовые нормы используются для регулирования отношений на таможне.
К примеру, при операциях по ввозу и вывозу товаров нормы гражданского законодательства используются для регулирования отношений в сфере имущественного оборота. [3]
Таможенное законодательство принято считать комплексной отраслью, поскольку конкретные правовые нормы для регулирования отношений устанавливаются государством.
Основы таможенного и гражданского законодательства регулируют отношения, которые вытекают из операций по перемещению товаров через пункты таможенного контроля.
Взимание с участников внешнеэкономической деятельности обязательных платежей предусматривается федеральным законодательством о таможенных тарифах.
В основном гражданское законодательство используется для регулирования отношений между участниками внешнеэкономической деятельности. [4]
Анализ соотношения таможенного и гражданского законодательства позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, это разные отрасли права, гражданским законодательством предусматривается равенство между сторонами заключенного договора, свобода договора (возможность включения в него любых дополнительных положений, которые не противоречат гражданскому законодательству), автономия в выборе другой стороны для заключения в договоре.
Во-вторых, таможенное законодательство в основном ориентировано на регулирование отношений между государственными структурами, гражданами и юридическими лицами, которые участвуют в прохождении таможенных процедур.
Практически все контракты в сфере внешнеэкономических отношений связаны с международными операциями купли-продажи товаров.
В рамках внешнеэкономической деятельности через государственную таможенную границу перемещаются материальные и нематериальные блага. Эти операции могут выполняться посредниками по договору подряда.
В таких операциях принимает участие иностранное лицо (физическое или юридическое), такие операции носят коммерческий характер.
Также в законодательстве не делается разграничения между внешнеторговыми и внешнеэкономическими сделками. Если внешнеторговые сделки связаны с куплей-продажей товаров, то внешнеэкономические сделки подразумевают любую из сделок, которая встречается в гражданском праве.
Кроме того, согласно ст. 153 сделка носит добровольный характер, она позволяет юридически закрепить волеизъявление сторон.
В рамках таможенных правоотношений договоры гражданско-правового характера принято рассматривать как специфический способ воздействия государства на эту сферу общественных отношений.
Следует понимать, что в таких отношениях гражданское законодательство используется лишь для регулирования базовых принципов для заключения договоров. [5]
В сфере таможенных операций гражданские договоры могут подразумевать заключение между участниками внешнеэкономических контрактов (регулятивными нормами здесь являются принципы международного экономического права, местное законодательство об осуществлении внешнеторговой деятельности), договоров между физическими лицами и таможенными операторами, направленными на получение услуг перевозки, временного хранения грузов и т. д. (регулятивными нормами здесь будут основы таможенного законодательства), гражданско-правовых контрактов в качестве инструмента для обеспечения деятельности таможенных структур.
На первое место выведены договоры, которые заключаются частными лицами с отдельными субъектами, занимающимися таможенным делом. Например, наглядной демонстрацией взаимодействия частного лица и таможенных представителей может стать соглашение между грузоотправителем и таможенным перевозчиком.
Использование данного инструмента позволяет грузоотправителям не платить таможенные платежи. Как правило, перевезенный через границу товар размещается на складе, пользование услугами складского хранения тоже регулируется законодательством РФ.
В ходе реализации складских услуг выстраиваются отношения между декларантами и таможенными представителями.
В частности, субъект складской деятельности берет на себя обязанность по декларированию груза, оплате таможенных сборов, организации складского хранения. Что касается грузоотправителя (частного лица), то к его обязанностям необходимо отнести предоставление всех необходимых документов для успешного прохождения таможенных процедур. Договоры этого типа носят публичный характер.
Типовые договоры и положения между сторонами заключаются в соответствии с общими нормами законодательства. Как правило, такие договоры подразумевают заключение типовых соглашений о поставке и купле-продаже.
Регулирование отношений между сторонами основывается на положениях гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей. Статья 427 ГК предусматривает возможность заключения договоров в упрощенном порядке со ссылкой на условия в типовых (стандартных) договорах. Договоры обеспечительного характера направлены на предоставление экономических и прочих гарантий.
В качестве примера можно привести страховку гражданской ответственности, она является обязательной для таможенных представителей и других участников таможенного дела.
На основе имеющейся страховки участники таможенного дела вносятся в специальный реестр. По смыслу таких соглашений при причинении вреда имущества или при нарушении условий договора представляемое лицо получает право на страховое возмещение.
Кроме того, договоры обязательного страхования предусматриваются для владельцев складских площадей. Здесь опять же страхуется гражданская ответственность.
Владельцы таможенных складов в соответствии со ст. 412 и 417 ТК ЕАЭС обязаны заключать договоры об аренде складских площадей. С использованием гражданско-правовых средств устанавливается обеспечение, которым гарантируется оплата установленных таможенных пошлин. К примеру, таким гражданско-правовым средством обеспечения может быть банковская гарантия или договор поручительства. Для оформления договора поручительства используются общие нормы гражданского законодательства.
В этом договоре фигурирует две стороны — поручитель и таможенный орган. В качестве поручителей также могут выступать представители, владельцы складских таможенных площадей и т. д. Самая широкая группа договоров — те, которые заключаются с таможенными представителями. К примеру, по такому договору на представителя может быть возложена обязанность по таможенному декларированию перевозимых товаров. Впрочем, оформить декларацию на груз может и сам декларант.
Договоры с таможенными представителями носят публичный характер. Примерные формы договоров утверждены ФТС РФ.
Отдельная категория договоров представлена посредническими договорами. В них фигурируют посредники, которые на условиях взятия комиссии находят таможенного представителя, заключают с ним договор о сотрудничестве. Об определении понятия агентского договора и его признаках говорится в ст. 1005 ГК.
На основе проведенного анализа необходимо сделать вывод о том, что в таможенном деле встречаются разные виды отношений, начиная от общественных, заканчивая частноправовыми. Гражданское законодательство лишь дополняет таможенное законодательство. Наличие межотраслевых связей позволяет говорить о том, что характер публичных отношений зависит напрямую от активности субъектов, участвующих в таможенном деле.
За счет межотраслевых связей обеспечивается наиболее эффективное ведение таможенного дела.
Также особенное внимание хотелось бы уделить и тому фактору, что гражданское и таможенное законодательство соотносится и в рамках административных правонарушений. Конечно, административное регулирование напрямую связано с административным правом, однако и гражданское право регулирует многие направления. К примеру, гражданское право имеет прямое отображение некоторых пунктов таможенного законодательства:
− договор по оказанию услуг;
− договор хранения;
− договор перевозки и пр.
Все эти направления, которые проявляются в рамках административных правонарушений могут быть рассмотрены с разных сторон законодательства Российской Федерации. Однако следует отметить, что соотношение демонстрирует отсутствие практических данных о противоречии в данном направлении.
Однако тут следует уделить внимание и тому, что практически все административные правонарушения регулируются со стороны КоАП РФ. Этому посвящена отдельная Глава 16 — Административные правонарушения в области таможенного дела.
Большая часть внешнеэкономических договоров связана с куплей-продажей товаров, параллельно с исполнением этих договоров выполняются сопутствующие операции, к примеру, предоставляются услуги по перевозке грузов через таможенную границу. За счет допуска к таможенному делу частных структур сформировался институт посредничества. Посреднические связи используются для декларирования товаров, организации складского хранения и т. д. Заключение договоров для оказания таких услуг регулируется общими принципами гражданского законодательства. С учетом того, что посреднические услуги оказываются в обмен на получение комиссии, создается стимул для повышения качества и скорости прохождения таможенных процедур.
Литература:
- Прокопович Г. А. Новое таможенное законодательство и перспективы его изменения // Власть закона, 2015, № 3(23).
- Прокопович Г. А. О частноправовой ответственности, применяемой к нарушению публично-правовой обязанности // Вестник Экономической безопасности, № 5, 2016.
- Прокопович Г. А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона // Гражданское право, 2017, № 2.
- Юсупов В. А., Зинченко С. А., Прокопович Г. А., Чеговадзе Л. А. и др. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности. Монография. М.: Юстицинформ, 2015.
- Мантусов В. Б., Эриашвили Н. Д., Прокопович Г. А., Соловьев Е. Н. Актуальные проблемы таможенного права: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.