В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, принципы государственного управления, разделение властей, принцип разделения властей, органы государственной власти, ветви власти, президент, прокуратура, органы местного самоуправления, народовластие.
The article presents the significance of the principle, which sets out the main provisions of the practical specifics of its implementation, discloses the problems associated with its implementation, using the example of the Russian public administration system.
Keywords: public administration, principles of public administration, separation of powers, principle of separation of powers, public authorities, branches of government, president, prosecutor's office, local authorities, democracy.
Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве большинства современных демократических государств как непременный атрибут правового государства. Принято считать, что принцип разделения властей, являясь основой функционирования государственного аппарата, способствует сбалансированию политико-правовых интересов, обеспечивает гармоничное взаимодействие высших органов всех трёх ветвей власти, представляет собой одну из гарантий конституционной демократии.
Первоначально идея разделения властей, как основы правового государства, получила отражение в трудах М. М. Сперанского [2], который высказывая мысли о построении конституционной правовой монархии в России отмечал необходимость разделения властей. По его мнению, власть, для того чтобы стать единой и целостной, должна выражаться на трех самостоятельных ветвях: законодательной, исполнительной, судебной.
Разделение властей в России было официально провозглашено после принятия Конституции РФ 1993 года. Суть данного принципа заключается в том, что по горизонтали власть должны быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, а по вертикали предусматривать несколько уровней государственных органов. При этом, каждая из ветвей должна быть наделена собственной компетенцией, быть самостоятельной, не вмешиваться в компетенцию иных субъектов осуществления власти. В России законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием (ст. 94 Конституции РФ), которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Конституционное провозглашение принципа разделения властей как основы организации государственной власти в России стало определяющим в развитии отечественной государственности. Однако формального провозглашения принципа разделения властей недостаточно для его реализации в политико-правовой действительности. Связано данное обстоятельство с тем, что содержание принципа разделения властей не ограничивается указанием на организационное разделение органов власти, а предполагает также и единство власти, источников которой служит многонациональный народ России, а также создание системы взаимодействия и контроля ветвей власти.
Стоит отметить достаточно сложную сущность принципа разделения властей. Он представляет собой политико-правовую доктрину и конституционный принцип, который ложится в основу системы государственной власти демократического общества и предполагает не только разделение, но и взаимодействие различных ветвей власти, обеспечение баланса их взаимодействия [1]. Реализация принципа разделения властей невозможна без соблюдения принципа народовластия, которые обеспечивает единство источника публичной власти, принципа функционального разделения власти, принципа федерализма, принципа единства системы государственной власти, а также системы сдержек и противовесов.
Реализация принципа разделения властей приводит к демонополизации власти, ее рассредоточению, позволяет распределять властные полномочия между органами государственной власти. Распределение властных полномочий необходимо в целях исключения сосредоточения власти в руках единоличного правителя, а также для предотвращения установления авторитарных и диктаторских политических режимов. Принцип разделения властей позволяет создавать дополнительные гарантии эффективного управления, свободы в обществе и защите прав и свобод личности [5].
При этом, важно понимать, что разделение властей не предполагает полной автономности органов государственной власти. Законодательство правового государства, реализующего принцип разделения властей, закрепляет общие полномочия, которые должны реализовываться в рамках определенных направлений государственной деятельности (например, в рамках законодательного процесса), что согласуется с системой «сдержек и противовесов». Существующая система призвана обеспечивать реальное и действительное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из них не может ущемить или подчинить себе другие ветви, и все ветви власти действуют в условиях взаимного сотрудничества [6]. На необходимость осуществления взаимодействия ветвей власти и их взаимное сотрудничество обращают внимание многие современные авторы, указывая на то, что это требование логично вытекает из единства государственной власти, общего направления государственной политики [4]. Подобное сотрудничество, направлено на то, чтобы все споры и конфликты разрешались только правовыми способами при соблюдении установленных законодательством правовых процедур.
На современном этапе развития юридической науки ведутся активные дискуссии о несовпадении сущности классической доктрины разделения властей на три ветви с ее современным юридическим, и тем более фактическим содержанием. Так, на данный момент сформированы и функционируют органы государственной власти, которые в чистом виде не могут быть отнесены ни к одной из ветвей власти. Дискуссионным вопросом юриспруденции является спор о количественном и качественном составе таковых.
Так, одна из проблем в реализации принципа разделения властей видится в том, что, ставя Президента на первое место среди федеральных органов государственной власти, Конституция РФ не содержит прямого указания на то, к какой ветви власти необходимо относить Президента РФ. Отсутствие выраженной позиции законодателя по данному вопросу приводит к тому, что в научных кругах нет однозначного понимания статуса Президента РФ. Конституция закрепляет, что Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции. Его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики государства [3]. Фактически, Президент РФ как глава государства наделён полномочиями органа исполнительной власти, но при этом не включён в её структуру. Обширные полномочия Президента РФ свидетельствует о том, что в России принята модель сильного президента, который обладает возможностью влиять на все три ветви власти. К примеру, на законотворческую работу парламента он вправе влиять, реализуя своё право на отлагательное вето, причем законодательно не установлено требований и ограничений в отношении данного действия. Полагается, что подобное отклонение законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания.
Также нерешенным остается вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. В настоящее время правовой статус прокуратуры не определен, так как законодатель не раскрывает характера связи прокуратуры с другими органами власти, а также не определяет её правовую природу. Ведется острая полемика о том, относится ли прокуратура к какой-либо ветви государственной власти, является ли она вообще органом государственной власти. Две основные позиции, существующие в науке, сводятся к тому, что прокуратура либо принадлежит к одной из ветвей власти, либо образует самостоятельную ветвь власти, либо вовсе не принадлежит к одной из традиционных ветвей власти, занимая особое место в системе государственных органов.
Кроме того, согласно Конституции, власть народа осуществляется не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, которые не являются элементом системы органов государственной власти. То есть, принцип разделения властей предполагает также разделение власти на государственную и муниципальную. Однако о самостоятельности муниципальной власти можно говорить лишь условно. Как бы ни старались законодательно разграничить предметы ведения и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в практической деятельности есть достаточно много вопросов, которые входят в компетенцию и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления все чаще наделяются органами государственной власти государственными полномочиями, реализуя их согласно предписаниям федеральных органов власти.
Для более полного обеспечения реализации принципа разделения властей в России видится необходимым в дальнейшем минимизировать участие органов исполнительной власти в подготовке законопроектов, обеспечить подлинную независимость органов судебной власти, дополнить Конституцию РФ положениями, которые бы позволили на практике эффективно сдерживать каждую из ветвей власти другими. Качество реализации данного принципа оказывает прямое влияние на гражданско-правовую позицию общества, так как определяет насколько государство соблюдает и защищает права и свободы граждан, формирует у граждан понимание справедливости в деятельности субъектов властных правоотношений.
Литература:
- Бекмурадов К. А. Значение конституционных процедур в системе разделения властей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 9. — С. 94–100.
- Бялт В. С., Демидов А. В. Разделение властей в истории политико-правовой мысли России // Ленинградский юридический журнал. — 2017. — № 3. — С. 36–45.
- Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. — 2013. — № 5. — С. 95–99.
- Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. — № 3. — С. 30–36.
- Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — С. 53, 54.
- Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — Москва: Проспект, 2016. — С. 557.
- Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 2. — С. 86–94.