В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а также функции органов исполнительной власти, кратко проанализирована структура федеральных органов исполнительной власти и функциональное предназначение каждого из органов, входящих в её состав.
Ключевые слова: разделение властей, исполнительная власть, органы исполнительной власти, правительство, министерство, служба, агентство, структура органов исполнительной власти.
The article discusses the features of the executive branch as an independent branch of state power in the Russian Federation, pays attention to the features of the executive branch mechanism, discloses the main features of the executive branch, as well as the functions of the executive branch, briefly analyzes the structure of the federal executive branch and the functional purpose of each of the constituent bodies in its composition.
Keywords: separation of powers, executive branch, executive bodies, government, ministry, service, agency, structure of executive bodies.
Исполнительная власть является одной из трёх традиционных ветвей власти. В рамках реализации своих законных полномочий в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией и иными законами, исполнительная ветвь власти самостоятельна и независима. Фактически, исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного права [9, с. 51].
Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной деятельности, которая не относится к законодательной и судебной власти, и являет собой достаточно широкую совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно-управленческие функции в соответствующих сферах. Также одна из задач исполнительной власти — обеспечивать реализацию принятых нормативных актов на всей территории государства. С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть предназначена для организации условий для исполнения законов, используя все законные методы, в том числе, принуждение.
Именно исполнительная власть, возглавляемая Правительством РФ, обладает неизмеримо большими финансовыми, материально-техническими, технико-технологическими, организационными, людскими и иными ресурсами по сравнению с другими ветвями государственной власти. Кроме того, у органов исполнительной власти есть доступ к наиболее полной и исчерпывающей информации о процессах, происходящих во всех сферах жизни общества и государства.
Исполнительная власть может полностью реализовать свою миссию только при иерархичной организации её институтов и соблюдение четких правил функционирования органов исполнительной власти как системы. Именно таким образом исполнительная власть материализуется в деятельности специальных субъектов, которые составляют систему ее органов, функционирующих на центральном и местном уровнях, и которые представляют собой механизм исследуемой власти. Кроме того, от характера организации взаимодействия правительства и иных органов власти будет зависеть форма правления той и иной страны.
Особенностью механизма исполнительной власти является то, что он создает исполнительную вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов государства, где господствует соответствующая субординация, органы власти исполнительной связаны строгой иерархией, которая основывается на подчинении. Вышестоящие органы имеют право непосредственно обязывать подчиненные органы, определяя, каким образом им необходимо действовать, каким образом разрешить тот или иной вопрос.
К признакам исполнительной власти относятся следующие:
1) является самостоятельной ветвью государственной власти;
2) подчинена требованиям федерального законодательства;
3) отличается высокой степенью организованности и структурированности;
4) деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный, непрерывный во времени характер;
5) является исключительным обладателем властных полномочий принудительного характера и ряда материальных ресурсов.
Обращаясь к функциям исполнительной власти, отметим, что зачастую их сводят к двум основным направлениям: политического руководства (политическая) и административного управления (административная).
Содержанием функции политического руководства является определение круга вопросов, которые требуют первоочередного внимания, сосредоточение максимальных усилий и направление всех необходимых средств для их разрешения. Также данная функция предполагает разработку государственной политики, подготовку предложений и принятие соответствующих решений, имеющих обязательное значение, определение путей дальнейшего развития государства, осуществление кадровых назначений на ключевые должности.
Содержанием административной функции является воплощение в жизнь государственной политики путем административно-государственного управления, то есть деятельности органов и учреждений исполнительной власти, в состав которых входят профессиональные государственные служащие. Она предусматривает иерархию и ответственность за выполнение государственных решений низших органов перед высшими.
Также можно выделить такие функции исполнительной власти как:
1) функция по принятию нормативных правовых актов (нормотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации позволяет наиболее оперативно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, разрешать возникающие сложности и проблемы; к примеру, введение режима чрезвычайной ситуации, когда для её ликвидации необходимо объединение нескольких регионов);
2) функция по оказанию государственных услуг (предполагает предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
3) функция по управлению государственным имуществом;
4) функция по контролю и надзору (контроль и надзор за исполнением законодательства, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация актов, документов и пр.).
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [1] Правительство РФ является органом государственной власти РФ, а также коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. В этом же законе достаточно детально регламентируются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ.
Реализуя задачи высшего органа исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов [4, с. 144]. В соответствии со ст. 12 Закона «О Правительстве РФ» одна из его основных задач — руководить работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролировать их деятельность.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] можно выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти:
1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
Федеральные министерства являются федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию, а также по координации и контролю в отношении подчиненных органов.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью и пр.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных в нормативных документах.
Особенную актуальность как с практической, так и с теоретической точки зрения имеют проблемы взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам передачи осуществления отдельных полномочий. Вопрос о выборе формы, посредством которой оформляется передача осуществления части полномочий, решен законодателем в пользу такой формы, как соглашение.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. № 245. 23.12.1997.
- Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 26.02.2019) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 104. 17.05.2018.
- Безруков А. В. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти в механизме обеспечения правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 1. — С. 33–37.
- Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография. — Москва: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — С. 144.
- Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. — № 3. — С. 30–36.
- Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — С. 53, 54.
- Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — Москва: Проспект, 2016. — С. 557.
- Стахов А. И. О некоторых проблемах типизации функций органов исполнительной власти, не разрешенных в ходе административной реформы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2018. — № 1. — С. 55–67.
- Чиркин В. Е. Конституционная терминология: монография. — Москва: Норма: ИНФРА М, 2016. — С. 51.