В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, которые формируют внутреннюю мотивацию. Внедрение музыки различных жанров, просмотр кинофильмов в оригинале, чтение и анализ стихотворений и поэм, а также постановка сцен и ролевых игр способствуют активизации процесса обучения иностранному языку.
Ключевые слова: использование материалов искусства, мотивация, культура, искусство, видеоматериалы, аудиоматериалы
This article deals with the problems of using the art materials at the English lessons at a secondary school. To maintain a productive and efficient activity of students, it is highly required to implement non-traditional methods of teaching. To create the inner motivation of students the integration of different music genres, films/movies in the original, reading and analysis of poems as well theatrical and role plays are used to activate the process of learning a foreign language.
Key words: the use of the art materials, motivation, culture, art, non-traditional methods of teaching, video materials, audio materials.
Культура и общение неразделимы, поэтому важно уделять большое внимание внедрению материалов искусства на уроках английского языка. Использование материалов искусства играет большую роль в достижении высокой мотивации в изучении иностранных языков, поскольку большинство учащихся любят культурные мероприятия, такие как пение, танцы, просмотр фильмов, ролевые игры или изучение культуры других стран и народов.
Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, чтобы сделать уроки английского языка интересными и эмоционально насыщенными, а тем более в старших классах, когда внимание учеников отвлечено профильными предметами, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий. Видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия, которые поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. [1, стр.1]
Чтобы у учеников была мотивация, им нужно, хотя бы время от времени, переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые ими усилия идут на пользу. Однако для того чтобы учиться успешно, учитель должен определить главные параметры: то, каким образом учащиеся лучше воспринимают информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т. д.); как запоминают новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и. т.). [2, стр.157]
Несложно заметить, что мы быстрее запоминаем какие-то выражения, если слышим их в нашей повседневной жизни, а не читаем в учебнике. Поэтому на современных платформах в обучении иностранному языку используются фрагменты из фильмов и сериалов, тексты песен и задания на описание своих чувств, которые вызывает картина. [5, стр.2]
Одним из более распространенных и эффективных способов изучения английского языка является музыка, так как она является сильнейшим психическим побудителем, проникающим в глубины нашего сознания.
Каждый учитель должен дать своему ученику не только знания, но и помочь ему вырасти как личность. Поэтому он не может не думать об эстетическом развитии своих учеников, знакомя их с разными видами и жанрами музыки. В средних классах это может быть классическая музыка, а вот в старших уже можно использовать современные популярные жанры такие, как джаз, поп-музыка, рок и так далее.
Раз в неделю можно брать одного исполнителя, выбрать песню и дать ученикам задание на дом прослушать её, а на следующем уроке обсудить незнакомую лексику, времена, которые в ней использует автор, и понять смысл.
Для примера возьмем песню Adele «Hello». В этой песне используется Past Perfect, Passive voice и Conditional sentences.
Видеоматериал стимулирует интерес, является образцом для подражания, расширяет знания студентов о лингвокультурных особенностях изучаемого языка, а также предоставляет эффективный материал для последующего обсуждения. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности для преподавателя и студентов в овладении языком и иностранной культурой. [4, стр.1]
Страноведческие видеофильмы способствуют развитию культурологического кругозора учащихся. Такие фильмы являются еще одним аутентичным источником информации о странах изучаемого языка. Они интересны и полезны не только из-за своей практической языковой информации (слова, фразы, лингвострановедческие реалии), но и из-за расширения фоновых знаний, связанных с историей, культурой, искусством, архитектурой, географией стран. [3, стр. 5]
Представляется, что включение стихов и пьес в учебный процесс могут быть эффективны в развитии коммуникативной деятельности у учеников старших классов средней школы. В них можно приблизиться как к культурному содержанию, так и к смыслу. Стихи должны быть прочитаны вслух и объяснены целостно, в то время как задача учителя состоит в том, чтобы познакомить учеников с автором, его биографией, историей создания, культурой, со стилем и с новой лексикой.
Итак, следует подчеркнуть, что использование материалов искусства не исключает традиционные методы обучения. Но следует отметить, что многие ученики, имеющие хорошую успеваемость на уроках английского языка, иногда испытывают трудности в переписках с носителями языка или при использовании языка в реальных жизненных ситуациях. Это может быть результатом изучения иностранного языка без надлежащего понимания его культуры. Учебные видеокурсы и видеофильм, песни, стихотворения, сценки и пьесы дают широкие возможности для развития всех аспектов языка, таких как говорение, чтение, аудирование и письмо, и делают учебный процесс овладения иностранным языком более привлекательным.
Литература:
- Бежина Л. В. «Повышение коммуникативности на уроках английского языка. Применение нетрадиционных форм урока» (из опыта работы) // https://infourok.ru/doklad___povyshenie_kommunikativnosti__na_urokah_angliyskogo_yazyka._primenenie_netradicionnyh_-414679.htm
- Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — № 8. — С. 156–160.
- Ермагамбетова Н. Н. Использование видеопрограмм на уроках английского языка в старших классах средней школы // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина» — 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bibliofond.ru/view.aspx?id=467184
- Петренко Л. А., Филиппов М. Н. Использование видео материалов в обучении иностранным языкам // Вестник науки и образования Северо-запада России. — 2017.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. № 2. 2000.