Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.10.2019

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Таванчева, О. А. Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры / О. А. Таванчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63417/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на образовательную среду, просвещение и подготовку обучающихся в области культурно-эстетического образования по указанным выше направлениям и помогают сформулировать требования, предъявляемые к образовательной среде.

Ключевые слова:культурно-эстетическое образование, развитие способностей, искусство, дизайн-образование, художественное образование, архитектурное образование, дизайн, архитектура, изобразительное искусство, образовательная среда, средовое пространство.

В настоящее время происходят постоянные изменения в области культуры и присутствует нестабильность духовных и нравственных ценностей. Современная культурно-эстетическая ситуация характеризуется как ситуация глобальной духовно-нравственной дисгармонии. В условиях массового информационного потока, особенно низкокачественной визуальной продукции, способности человека к пониманию духовной и материальной составляющей объектов ограничены. Особое внимание требуется повышению уровня культурно-эстетического образования населения. Поэтому культурно-эстетическое обучение и воспитание являются важнейшими направлениями образования. Это позволит внести большой вклад в восстановление духовно-нравственной гармонии.

Культурно-эстетическое образование включает в себя множество разнообразных сфер, отличающихся друг от друга и спецификой процессов смыслообразования, формообразования и ценностными ориентациями, и целевыми установками. Одной из таких сфер является художественно-эстетическое образование, благодаря которому человек не только приобщается к эстетическим ценностям через произведения художественной культуры, но и формирует свой эстетический и творческий опыт, художественный вкус и чутье, свою компетентность в области искусства [1].

Проблемы культурно-эстетического образования заключаются в необходимости получения основного художественного, архитектурного, дизайн-образования, а также в культурно-эстетическом воспитании и выявлении способностей учащихся. В дошкольном и школьном возрасте закладывается фундамент культурно-эстетических ценностей. Культурно-эстетическое образование позволит увидеть и понять красоту окружающего мира, воспитать культуру чувств, развить художественно-эстетический вкус, повысить трудовую и творческую активность, познать народные культурные традиции.

Одной из главных опасностей представляется интеллектуальный кризис национального самосознания и полная неадекватность понимания самого феномена культуры и его социальной роли в сохранении общественной стабильности. Культура, прежде всего, это социальная солидарность людей, совокупность исторического опыта коллективного бытия, а также шедевры духа и творчества. Развитие и популяризация наук о культуре на основе знания технологии проектирования, планирования и управления подобными процессами крайне необходимы для общества. Поэтому культурно-эстетическое образование является одним из важнейших направлений основного образования [2].

Культурно-эстетическая деятельность расширяет материальную и духовную среду жизни общества. Своевременное культурно-эстетическое образование в процессе становления личности включает комплексный подход. В. А. Калашникова выделяет «фундаментальную ступень», которая связана с общей ситуацией развития эстетической культуры личности ребенка, которая свидетельствует о необходимости внедрения в воспитательно-образовательный процесс коррективов [3].

Культурно-эстетическое образование — основа изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, которая включает взаимосвязь между материальной и художественной культурой, и духовным наполнением проектов. А принцип сочетания привычных и нестандартных элементов в эстетической организации среды, предполагает постижение эстетического познания своеобразного языка искусства [4].

Исследованию вопросов культурно-эстетического образования посвящены работы Е. В. Савелова, В. А. Калашниковой и др., однако не исследованы требования, предъявляемые к образовательной среде.

Поскольку в настоящее время нет специализированных учебных пространств и среды для эффективной профессиональной подготовки учащихся, есть только приспосабливаемые помещения. Учебные пространства не отвечают необходимым требованиям, отсутствует комфортная среда для обучения и преподавания, хранения и т. п. Обучающее пространство должно обладать проектным потенциалом, универсальностью и способностью к планировочным трансформациям. Важным аспектом является многофункциональная комфортная среда, не отвлекающая от занятий и со всеми необходимыми зонами для группового и самостоятельного обучения, общения и отдыха. Важны освещение, цвет, специализированное оборудование. А с помощью дизайн-концепции пространств для культурно-эстетического образования решается ряд задач: способность заинтересовать и вовлечь в обучающий процесс; развитие инициативности; помощь и взаимодействие с обучающимися и преподавателями. Основные критерии формирования образовательной среды включают: открытые аудио-визуальные пространства; многофункциональную среду; приватность и комфорт и др. Необходимо создавать соответствующую среду для системного практико-ориентированного изучения дисциплин, что позволит учащимся получить необходимые знания и навыки. А выбор художественных приемов и технологических средств позволит воплотить замысел в материале. Культурно-эстетическое образование важно приобретать при соответствующей организации средового пространства и образовательного процесса. Необходимо создание обучающей среды, включающую структуру, направленную на получение основного результата. Структура средового пространства культурно-эстетического образования включает деятельность (основное образование, эстетическое и культурное воспитание, развитие способностей и др.), информационное (стандарт основного общего образования, программа основного общего образования, авторские программы, учебно-методические комплекты, дидактический раздаточный материал, мультимедийный обучающие программы, электронные библиотеки и др.) и материальное оснащение (специализированное пространство, специализированная учебная мебель, учебно-практическое оборудование, технические средства обучения, модели и натурный фонд и др.), отвечающие инновационной деятельности. Следует также разработать дополнительные авторские учебные программы, обладающие общекультурными и эстетическими ценностями. Поэтому возникает необходимость в разработке дизайн-концепции средовых пространств для культурно-эстетического образования на основе инновационной образовательной предметно-пространственной среды, включающей материальное и информационное оснащение, и творческую деятельность.

Дизайн-образование, изобразительное искусство и архитектурное образование напрямую связаны с культурно-эстетическим образованием, которое необходимо для сохранения целостности личности и общества. Необходимо проектирование и реализация специализированной обучающей среды и программ. Культурно-эстетическое воспитание и реализация современных дизайн-проектов образовательной среды являются одним из важнейших направлений развития и образования. Важно приобщение учащихся к культурно-эстетическим ценностям как материальным, так и духовным.

Литература:

  1. Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.
  2. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с.
  3. Калашникова В. А. Перспективы развития эстетической личности ребенка в современном дошкольном образовании // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. — 2008. — № 8. — С. 20–22.
  4. Азашикова, Э. Г., Прудовская, О. Ю. Принципы формирования предметно-пространственной среды учреждений дополнительного образования // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Инновации в дизайне и дизайн-образовании”. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — С. 81–86.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-эстетическое образование, образовательная среда, изобразительное искусство, основное образование, архитектурное образование, комплексный подход, культурно-эстетическое воспитание, образовательный процесс, основное общее образование, художественная культура.


Похожие статьи

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»)

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Похожие статьи

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»)

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Задать вопрос