Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на образовательную среду, просвещение и подготовку обучающихся в области культурно-эстетического образования по указанным выше направлениям и помогают сформулировать требования, предъявляемые к образовательной среде.
Ключевые слова:культурно-эстетическое образование, развитие способностей, искусство, дизайн-образование, художественное образование, архитектурное образование, дизайн, архитектура, изобразительное искусство, образовательная среда, средовое пространство.
В настоящее время происходят постоянные изменения в области культуры и присутствует нестабильность духовных и нравственных ценностей. Современная культурно-эстетическая ситуация характеризуется как ситуация глобальной духовно-нравственной дисгармонии. В условиях массового информационного потока, особенно низкокачественной визуальной продукции, способности человека к пониманию духовной и материальной составляющей объектов ограничены. Особое внимание требуется повышению уровня культурно-эстетического образования населения. Поэтому культурно-эстетическое обучение и воспитание являются важнейшими направлениями образования. Это позволит внести большой вклад в восстановление духовно-нравственной гармонии.
Культурно-эстетическое образование включает в себя множество разнообразных сфер, отличающихся друг от друга и спецификой процессов смыслообразования, формообразования и ценностными ориентациями, и целевыми установками. Одной из таких сфер является художественно-эстетическое образование, благодаря которому человек не только приобщается к эстетическим ценностям через произведения художественной культуры, но и формирует свой эстетический и творческий опыт, художественный вкус и чутье, свою компетентность в области искусства [1].
Проблемы культурно-эстетического образования заключаются в необходимости получения основного художественного, архитектурного, дизайн-образования, а также в культурно-эстетическом воспитании и выявлении способностей учащихся. В дошкольном и школьном возрасте закладывается фундамент культурно-эстетических ценностей. Культурно-эстетическое образование позволит увидеть и понять красоту окружающего мира, воспитать культуру чувств, развить художественно-эстетический вкус, повысить трудовую и творческую активность, познать народные культурные традиции.
Одной из главных опасностей представляется интеллектуальный кризис национального самосознания и полная неадекватность понимания самого феномена культуры и его социальной роли в сохранении общественной стабильности. Культура, прежде всего, это социальная солидарность людей, совокупность исторического опыта коллективного бытия, а также шедевры духа и творчества. Развитие и популяризация наук о культуре на основе знания технологии проектирования, планирования и управления подобными процессами крайне необходимы для общества. Поэтому культурно-эстетическое образование является одним из важнейших направлений основного образования [2].
Культурно-эстетическая деятельность расширяет материальную и духовную среду жизни общества. Своевременное культурно-эстетическое образование в процессе становления личности включает комплексный подход. В. А. Калашникова выделяет «фундаментальную ступень», которая связана с общей ситуацией развития эстетической культуры личности ребенка, которая свидетельствует о необходимости внедрения в воспитательно-образовательный процесс коррективов [3].
Культурно-эстетическое образование — основа изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, которая включает взаимосвязь между материальной и художественной культурой, и духовным наполнением проектов. А принцип сочетания привычных и нестандартных элементов в эстетической организации среды, предполагает постижение эстетического познания своеобразного языка искусства [4].
Исследованию вопросов культурно-эстетического образования посвящены работы Е. В. Савелова, В. А. Калашниковой и др., однако не исследованы требования, предъявляемые к образовательной среде.
Поскольку в настоящее время нет специализированных учебных пространств и среды для эффективной профессиональной подготовки учащихся, есть только приспосабливаемые помещения. Учебные пространства не отвечают необходимым требованиям, отсутствует комфортная среда для обучения и преподавания, хранения и т. п. Обучающее пространство должно обладать проектным потенциалом, универсальностью и способностью к планировочным трансформациям. Важным аспектом является многофункциональная комфортная среда, не отвлекающая от занятий и со всеми необходимыми зонами для группового и самостоятельного обучения, общения и отдыха. Важны освещение, цвет, специализированное оборудование. А с помощью дизайн-концепции пространств для культурно-эстетического образования решается ряд задач: способность заинтересовать и вовлечь в обучающий процесс; развитие инициативности; помощь и взаимодействие с обучающимися и преподавателями. Основные критерии формирования образовательной среды включают: открытые аудио-визуальные пространства; многофункциональную среду; приватность и комфорт и др. Необходимо создавать соответствующую среду для системного практико-ориентированного изучения дисциплин, что позволит учащимся получить необходимые знания и навыки. А выбор художественных приемов и технологических средств позволит воплотить замысел в материале. Культурно-эстетическое образование важно приобретать при соответствующей организации средового пространства и образовательного процесса. Необходимо создание обучающей среды, включающую структуру, направленную на получение основного результата. Структура средового пространства культурно-эстетического образования включает деятельность (основное образование, эстетическое и культурное воспитание, развитие способностей и др.), информационное (стандарт основного общего образования, программа основного общего образования, авторские программы, учебно-методические комплекты, дидактический раздаточный материал, мультимедийный обучающие программы, электронные библиотеки и др.) и материальное оснащение (специализированное пространство, специализированная учебная мебель, учебно-практическое оборудование, технические средства обучения, модели и натурный фонд и др.), отвечающие инновационной деятельности. Следует также разработать дополнительные авторские учебные программы, обладающие общекультурными и эстетическими ценностями. Поэтому возникает необходимость в разработке дизайн-концепции средовых пространств для культурно-эстетического образования на основе инновационной образовательной предметно-пространственной среды, включающей материальное и информационное оснащение, и творческую деятельность.
Дизайн-образование, изобразительное искусство и архитектурное образование напрямую связаны с культурно-эстетическим образованием, которое необходимо для сохранения целостности личности и общества. Необходимо проектирование и реализация специализированной обучающей среды и программ. Культурно-эстетическое воспитание и реализация современных дизайн-проектов образовательной среды являются одним из важнейших направлений развития и образования. Важно приобщение учащихся к культурно-эстетическим ценностям как материальным, так и духовным.
Литература:
- Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.
- Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с.
- Калашникова В. А. Перспективы развития эстетической личности ребенка в современном дошкольном образовании // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. — 2008. — № 8. — С. 20–22.
- Азашикова, Э. Г., Прудовская, О. Ю. Принципы формирования предметно-пространственной среды учреждений дополнительного образования // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Инновации в дизайне и дизайн-образовании”. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — С. 81–86.