Статья посвящена основам воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Автором анализируются правовые основы указанной работы, ее основные направления.
Ключевые слова: прокуратура, воспитательная работа, наставничество, этика.
Успешная реализация возложенных на органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты их служебной деятельности.
В целях обеспечения исполнения указанных задач в органах и учреждениях прокуратуры особо пристальное внимание уделяется работе с кадрами. Помимо подбора, расстановки, обучения кадров работа в указанном направлении осуществляется и в ходе проведения воспитательной работы как с опытными прокурорскими работниками, так и с молодыми специалистами.
Правовое закрепление понятия «воспитание» нашло свое отражении в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Так, под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Очевидно, что работа в органах и учреждениях прокуратуры должна выстраиваться не только на правовых началах, но и на соблюдении прокурорскими работниками общепринятых моральных норм, правил поведения в обществе, правил профессиональной юридической этики. Полагаем, что именно профессиональная юридическая этика прокурорского работника повышает уровень его правосознания и формирует его нравственно-правовую культуру.
Стоит отметить, что ранее правового регулирования требований о морально-нравственных качествах прокурорского работника практически не было. Однако, с течением времени указанная ситуация изменилась в лучшую сторону. К примеру, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 утвержден Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (далее — Кодекс). Этим же приказом утверждена Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (далее — Концепция).
Принятый Кодекс направлен на установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры, а также ограничений, связанных с прокурорской деятельностью. Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству в целом и к прокуратуре в частности.
Кодекс устанавливает правила поведения этического характера обязательных для каждого прокурорского работника в служебной и внеслужебной деятельности. В правилах отдельно подчеркнуто, что прокурорский работник несет ответственность за нарушение требований Кодекса.
Помимо Кодекса особое место в воспитательной работе прокурорских работников занимает Концепция воспитательной работы. В указанной Концепции посредством обозначенной цели и постановки задач подчеркнута целесообразность нравственного воспитания прокурорского работника как представителя государства. Концепция определяет основные принципы и направления воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры.
К числу основополагающих принципов воспитательной работы Концепция относит:
– законность;
– научную обоснованность;
– многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания;
– индивидуальный подход к формированию и развитию необходимых деловых и личных качеств у работников органов и организаций прокуратуры;
– объективность оценки деятельности работников органов и организаций прокуратуры, требовательность, справедливость, взаимопонимание, товарищеская поддержка и взаимопомощь.
В Концепции указывается, что реализация указанных принципов призвана усовершенствовать воспитательный процесс по следующим направлениям: профессиональному, психологическому, историко-патриотическому.
К примеру, психологическое направление включает психологическое сопровождение молодых специалистов, облегчающее протекание процесса их профессиональной адаптации к службе в органах прокуратуры.
Также Концепция к числу основных причин увольнения работников прокуратуры называет отдельные недостатки в организации работы с кадрами, в том числе с молодыми специалистами, их неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических перегрузок и строгой ответственности.
В этой связи особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить воспитательной работе с молодыми специалистами. Как, правило, под воспитанием молодых специалистов понимается процесс целенаправленного и систематического воздействия на прокурорского работника со стажем до 3 лет с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для вхождения в профессию и обеспечения добросовестного и эффективного исполнения своих служебных обязанностей. Такой позиции также придерживается Э. Б. Хатов в своих научных работах [1, с.142].
Осуществление воспитательной работы с молодыми специалистами в первую очередь возложены на руководителей органов прокуратуры и назначенных им наставников.
Также к субъектам воспитательной деятельности можно отнести кадровые подразделения, психологическую службу, работников, обеспечивающих собственную безопасность и физическую защиту, научных и педагогических работников [2, с.81]. Полагаем, что к числу особых субъектов воспитательной деятельности можно отнести ветеранов органов и учреждений прокуратуры.
Организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации определены некоторые направления воспитательной работы. В качестве одного из важнейших направлений рассматривается противодействие коррупции.
Во всех органах и учреждениях прокуратуры принимаются меры по антикоррупционному воспитанию как начинающих, так и опытных работников с целью формирования у них высокого уровня правосознания, нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, негативного отношения к дарению им подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей: проводятся учебные занятия на указанные темы, подготавливаются различного рода информационные материалы.
Так, например, прокурорский работник не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, не вправе преследовать политические цели, обязан предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, выполнять обязанности, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов.
К примеру, по мнению Шобухина В. Ю., соблюдение прокурорским работником требований, запретов и ограничений должно осуществляться в комплексе [3, с.82]. Например, занятие не запрещенной законом педагогической деятельностью может быть сопряжено с конфликтом интересов.
Стоит обратить внимание, что прокурорским работником должны быть исключены не только коррупционные действия, но и поведение, которое может восприниматься окружающими как коррупционное, хотя таковым не является.
Таким образом, воспитательная работа в органах и учреждениях прокуратуры должна проводиться в отношении каждого прокурорского работника на всем протяжении его службы.
Литература:
- Хатов Э. Б. Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // Lex Russica. — 2016. — № 12 (121). — С. 141–147.
- Кулик Н. В. О некоторых аспектах оценки ситуации морально-нравственного выбора в деятельности прокурорского работника // Криминалистъ. — 2014. — № 1 (14). — С. 80–85.
- Шобухин В. Ю. Этика и антикоррупционные стандарты в деятельности прокурора: некоторые вопросы правового регулирования // Бизнес, менеджмент и право. — 2017. — № 1–2 (37–38). — С. 82–87.