Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, вокалотерапия.
Чтобы сохранить свою индивидуальность в современных стрессовых ситуациях, человек должен обладать высокой адаптивностью. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи и педагоги уделяют большое внимание развитию у человека умения беречь свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды (экологических, социальных, психологических).
О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н. э.), Гиппократ (IV — V вв. до н. э.), Эмпедокл (IV в. до н. э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.
Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными и врачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческой психики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения и др. Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления — музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].
Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. «Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания» [3, c.193].
Основой музыкотерапии стали положения античных теорий. «Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различных мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Другими словами, музыка была своего рода „целебным составом”. Такую работу Пифагор называл „музыкальным врачеванием”» [3, c. 194]. Платон также указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пения лекарство теряет свою силу. По словам Платона, хоровое пение — «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «неумеющий петь в хоре». Идеи Пифагора и Платона находят свое развитие в работах Аристотеля. Он отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику, утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». Изучая музыкальные лады и специфику музыкальных инструментов, он приписывал им различную степень воздействия на человека.
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение — это естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.
На сегодняшний день существует множество научных направлений, школ, центров музыкотерапии. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту [1].
Пение — род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее его тело. Искусство пения — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни (тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.
Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена величайшая профилактика старости и многих заболеваний.
Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Существует ряд авторов здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству: А. М. Егоров, В. С. Кантарович, И. И. Левидов, С. Н. Трофимова, Э.М Чарели и др.
Вокалотерапия — это один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма. Термин «вокалотерапия» введен основоположником научной музыкотерапии С. В. Шушарджаном в 1991г.
Существуют отдельные вокалотерапевтические практики: акустическая передача эмоций (Ostwald), мелодико-интонационная терапия (Spares), физвокализ, терапия звуком (Шушарджан, Попов), трансперсональная голосовая терапия (Никитин) и др.
При всем разнообразии вокалотерапевтических направлений можно усмотреть общую конструкцию вокалотерапевтической сессии. Она начинается со стартовой медитации, затем выполняется ряд дыхательных упражнений, после чего происходит индивидуальная вокализация: отдельные звуки, мелодии и слова. Сессия заканчивается финальной медитацией.
Основные задачи и цели вокалотерапии:
1) приучение организма к диафрагмальному типу дыхания;
2) улучшение состояния респираторной и кардиологической систем;
3) вибрационный массаж внутренних органов;
4) обучение психосоматическому контролированию;
5) настрой на позитив и улучшение эмоционального фона.
Упражнения вокалотерапии:
1) пропевание буквы «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный пузырь;
2) буква «И» воздействует на кишечник, глаза, нос и уши;
3) «О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной железы;
4) «У» положительно влияет на органы дыхания, а также на половые органы мужчин и женщин;
5) «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;
6) «Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
Полезно пропевать звукосочетания, например: «ОМ» — понижает кровяное давление, «ПА» — купирует сердечные боли, «УТ«, «АП», «АТ» — хорошо исправляют речевые дефекты, «АХ», «ОХ», «УХ» — избавляют организм от негативной энергетики и отработанных токсических веществ.
Некоторые согласные тоже являются целебными, например: «К», «Щ» — лечат ушные недуги, «Х», «Ч» — улучшает дыхание и удаляет негатив, «М» — благотворно влияет на сердце, «М», «Н» — стимулируют мозговое кровообращение.
Занятия по вокалотерапии проводятся следующим образом.
- Несколько минут (не больше 5) необходимо сделать упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела. Это могут быть физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Особое внимание нужно уделить мышцам лица и шеи, чтобы устранить скованность подчелюстных мышечных волокон.
- Затем необходимо минут 10 посвятить дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика может заключаться в методе Стрельниковой, дыхании индийских йогов или в упражнениях нижнереберно-диафрагмального дыхания.
- После этого 15 минут вокальных упражнений. Необходимо настроить головной и грудной резонатор.
- Следующий этап — активизация артикуляции и дикции (5–7 минут). Произносятся отдельные звуки, слоги, фразы и тексты. Проводятся в форме театральности или игры. Важно тренировать четкую и эмоционально окрашенную речь. Такие упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают человека в общем плане.
- 10 минут на творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка. Задача — личный эмоциональный отклик, развитие способности самовыражаться. Если грамотно подойти к этому вопросу творческое выполнение заданий повысит самооценку, придаст уверенности в собственных способностях и силах.
Суммируя все сказанное, вокалотерапию можно назвать своеобразной «здоровьесберагающей технологией», которая не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его.
Литература:
- Вокалотерапия. — URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html
- Казакевич А. Какая музыка полезна для здоровья. — URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906/
- Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. — Екатеринбург, 2010. — 219 с.