В статье проведен анализ законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в части положений о праве на свободу труда и праве на труд. Определены перспективы введения в России налога на безработных.
Ключевые слова: свобода труда, право на труд, налог на безработных.
В средствах массовой информации долгое время обсуждается вопрос о намерении законодателя ввести в России «налог на безработных». В первую очередь, это связано с тем, что уровень безработицы в России достаточно высок. По данным Росстата, в России около 4 млн. безработных. Однако фактически имеет место быть скрытая безработица, в которой речь идет о людях, не стремящихся найти работу, либо фиктивно трудоустроенных. Так, член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин заявил в интервью, что в России около 28 млн. скрытых безработных. Соответственно, из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет ежегодно теряет значительные финансовые ресурсы, что, безусловно, отражается на экономическом положении страны.
Исследуя вопрос возможности введения данного налога, стоит четко определиться с такими понятиями как «право на свободу труда» и «право на труд», не затрагивает ли введение указанного налога положений действующей Конституции РФ.
Так, основополагающим положением является ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, которая провозглашает, что труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1]. Право на труд своего закрепления в Конституции РФ так и не получило, что позволяет говорить о том, что свобода труда в России есть, а вот право на труд отсутствует.
Право на труд было закреплено в Конституциях 1936 г. и 1977 г. Например, в ст. 40 Конституции 1977 г. было закреплено, что граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей [2].
Среди гарантий права на труд выделялись не только социалистическая система хозяйства, неуклонный рост производительных сил, но и бесплатное профессиональное обучение, повышение трудовой квалификации и обучение новым специальностям, развитие систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
При этом ст. 60 Конституции определила, что обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Из этого следует, что в советское время праву граждан на труд корреспондирует обязанность государства по обеспечению этого права, а именно, гарантированная государством работа с установленной оплатой, право на выбор профессии в соответствии с образованием и способностями, что гарантировало выпускникам вузов получение работы по специальности. В настоящее время обязанность государства по трудоустройству своих граждан в Конституции РФ, так и в других нормативных актах не закреплена. При этом имеется закрепление права на защиту от безработицы, однако государство не имеет возможности принудить работодателя к трудоустройству конкретного работника.
Некоторые сторонники законопроекта приводят пример введения аналогичного налога в Республике Беларусь. Однако Конституция Республики Беларусь имеет отличные от нас положения о праве на труд. Так, в статье 41 Конституции Республики Беларусь закреплено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия трудах [3].
Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Однако, во-первых, и в Республики Беларусь введение указанного налога привело к массовым недовольствам, во-вторых, законодательство Республики всё же позволяет установить такой налог.
В Российской Федерации установление налога на безработных невозможно по следующим основаниям:
- законодательством РФ провозглашено право на свободу труда, т. е. граждане сами выбирают, работать им или нет, при этом право на труд в Конституции РФ не закреплено;
- ч. 2 ст. 37 Конституции РФ установлено, что принудительный труд запрещен. Если же неработающих обложить налогом, то получится, что их принуждают к труду под угрозой возложения на них обязанности уплатить его. Это принуждение к труду, а значит, такой налог противоречит Конституции РФ и нарушает конституционное право на свободу труда.
Безусловно, принимать меры по борьбе с безработицей и теневой занятостью необходимо, но это должны быть, на наш взгляд, больше стимулирующие, чем конфискационные меры. Например, во многих государствах принимаются меры именно по стимулированию занятости. Они предполагают не наказание за отсутствие работы, а поощрение за ее наличие: субсидируются новые рабочие места или прием на работу специалиста без опыта работы. В связи с этим, представляется наиболее эффективным и перспективным введение стимулирующих мер при борьбе с безработицей, и кроме того, без противоречия действующей Конституции РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1691.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. ст. 617.
- Конституция Республики Беларусь 1994 г. // http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/