Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные традиции, народная педагогика, опыт духовно-нравственного совершенствования, духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан Туркменистана наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. В этих условиях все большая часть людей осознает необходимость установления такой духовно-нравственной атмосферы в обществе, которая бы способствовала демократическому развитию государства и индивидуально-личностному становлению каждого человека при соблюдении интересов социума в целом, реализации жизненных планов и внутреннего потенциала каждого человека.
Понимая духовность как поиск истины, добра и красоты, учитывая познавательный, нравственный, гражданский, эстетический компоненты ее, сегодня в воспитательной системе вуза данные вопросы занимают совершенно особое место. В настоящее время в вузах накоплен продуктивный опыт организации воспитания, отрабатываются новые технологии и методики, доказано, что действенность программ воспитания определяется использованием различных подходов, организационных и содержательных форм и методов. При этом во всем многообразии предлагаемых подходов, форм и методов сегодня имеет место возвращение к истории своего народа, его культурным, духовным традициям, к тем сторонам жизни туркменского народа, которые, казалось, еще недавно готовы были навсегда кануть в прошлое. Проблема сохранения исконных народных идеалов и лучших традиций совершенно правомерно должна занимать ведущее место в современной воспитательной концепции, ценностные основания и установки которой связаны с воспитанием подлинного гражданина Туркменистана, человека высокой духовности, культуры и нравственности. Именно поэтому глава государства Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул в конце праздничного обращении в связи День знаний и студенческой молодёжи «Долг учителей и всех работников образования — прививать молодому поколению любовь к Родине, знаниям, труду, воспитывать их на примере наших мудрых предков» [1]. И поэтому туркменские ученные и преподавателя особое значение уделяет изучению, сохранению и воспитанию молодого поколения на культурных ценностях и традициях нашего народа.
Культура и традиции туркменского народа уходят своими корнями в далекое прошлое: из поколения в поколение они передаются от отца к сыну, от матери к дочери. В народе всегда было уважительное отношение к старшему в семье. Вместе с тем, традиционный этикет под понятием «старший» нередко предусматривает старшинство человека не только в соответствии с его возрастом, но исходя из его статуса и места, занимаемого в обществе. Почитание старших является священным долгом, законом у туркменского народа. При решении основных вопросов в семье, в роду всегда обращались к ним за советом.
Культура каждого народа многообразна и неразрывно связана с его историей, отражая опыт духовно-нравственного совершенствования, процесс формирования ментальной идентичности. Уважение к старшим, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, берут своё начало в самобытных традициях и обрядах, культовых предпочтениях людей.
Согласно этикету туркмен, в присутствии старшего молодой человек призван соблюдать неукоснительные правила. Всем своим видом он должен выражать внимание к нему, начинать беседу или садиться с его позволения, не говорить громче и больше старшего, не спорить с ним, не указывать на его ошибки, беспрекословно выполнять все его просьбы и т. д.
Вспомним мудрого старца Горкут ата, которого так почитал наш народ. Все важные вопросы общества решались только в его присутствии, ему доверяли одно из важных событий в жизни человека — дать имя своему ребенку. Именно Горкут ата сказал: «Молодой человек, предавший отца, не поднимется...», что показывает важность уважения к своему родителю, прошлому, старости, мудрости прожитых лет.
А в эпосе «Гёроглы» воспевается уважительное отношение главного героя к своему деду Джигалыбеку, который воспитал внука защитником народа, уважающим обычаи и традиции, не склоняющим головы ни пред каким врагом, свою силу и огонь черпающим в любви к народу и своей Родине.
Об уважении к старшим свидетельствуют многие пословицы и поговорки, в которых заложены неписанные правила поведения: «Почитай старших, если хочешь, чтобы тебя уважали», «Любящий отца, любит и Родину», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» и другие [5].
Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.
Народная педагогика-древнейшее явление человеческой культуры. Ей столько веков, сколько лет самому народу. Отбирая из опыта народа все лучшее, закрепляя искры умственной и нравственной мудрости народа и передавая их от поколения к поколению, она вела человечество по ступенькам роста. Иными словами, народная педагогика опирается на миросозерцание народа, на народную философию. Народная педагогика пронизывает все этапы жизни человека: начинается с рождения ребенка и сопровождает всю его взрослую жизнь, отбирая все лучшее, управляет его поведением в обществе. Народная педагогика охватывает все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое и т. д.; элементы народной педагогики пронизывают все стороны жизни каждого человека общества, взаимно дополняют друг друга, тем самым способствуют формированию гармонически развитой личности [5].
В народных пословицах и поговорках, преданиях и сказаниях, сказках и легендах, песнях и былинах, созданных на родном языке каждого народа, а также в народных обычаях и обрядах, в играх и забавах заложены глубокие идеи нравственно-этического, патриотического, трудового, физического, умственного, эстетического воспитания, отражается этнопедагогическая культура и менталитет их создателей.
Практическая ценность изучения произведений прошлого заключается в применении идей в процессе воспитания современного подрастающего поколения. Многие идеи, мысли, высказывания еще в средневековье, актуальны и сегодня, они тесно переплетаются с проблемами нашего времени. Гуманизмом и добротой пронизана каждая строка бессмертных литературных произведений. В них подняты проблемы духовного совершенствования личности, эстетические, этические, нравственные идеи, выраженные в этих произведениях, призваны сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения [2].
Поэтому опора на традиции народной педагогики всегда дает положительные результаты. Традиции народного воспитания не остаются неизменными: одни методы, средства, идеи уходят в прошлое, «отживают» себя, другие развиваются и крепнут. Происходящие изменения обусловлены изменениями условий деятельности и быта народа, они «приспосабливаются» к условиям жизни народа на данном этапе его существования. Однако любые изменения сохраняют нить преемственности народных традиций: новое возникает на базе старого, являясь его усовершенствованным вариантом. В этом заключается сила и эффективность воспитательного воздействия традиций народной педагогики. Народная педагогика охватывает все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое и т. д.; элементы народной педагогики пронизывают все стороны жизни каждого человека общества, взаимно дополняют друг друга, тем самым способствуют формированию гармонически развитой личности.
Один из основным средством его реализации на практике является используемый в учебном процессе дидактический материал, отражающий национальную культуру туркменского народа: это формулы речевого этикета, туркменский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, народные песни, народные сказки, сказания, былины); это тексты о туркменском национальном быте (жилище, хозяйственные строения, двор, домашняя утварь, предметы домашнего обихода); тексты о туркменских национальных играх и развлечениях, обрядах, обычаях, традициях, о туркменском народном декоративно-прикладном искусстве, о туркменской национальной одежде и украшениях; это материалы, рассказывающие о туркменской литературе, о туркменском искусстве, об истории Туркменского государства; и множество других. Воспитательное воздействие дидактического материала, знакомящего с жизнью и культурой туркменского народа, используемого при изучении любой дисциплины, значительно возрастает при сравнении их с культурными традициями своего народа. Это поможет лучше понять национальную самобытность своего народа, постигнуть сути общечеловеческих ценностей, способствует формированию у студентов традиционных духовно-нравственных чувств.
Суммируя изложенное, подведем некоторые итоги. Воспитание студентов полноценной, гармонически развитой, духовно-нравственной личности во многом зависит от умелого использования средств и методов народной педагогики. С их помощью устанавливается преемственность поколений обеспечивается связь с историческими корнями своего народа. По справедливому замечанию В. А. Сухомлинского, «нет будущего без прошлого». Отрыв от народных традиций в деле воспитания приносит только вред. В этой связи уместно вспомнить слова киргизского писателя Чингиза Айтматова: «Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем». Традиции, своими корнями уходящие в далекую древность, регулируют поведение и поступки человека в семье и в обществе, способствуют формированию добрых мыслей и чувств [4].
И еще одно из важным направлением совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов на основе традиции является оптимизация его содержания, что включает: постановку правильно разработанных целей и задач духовно-нравственного воспитания его субъектами; совершенствование практической организации духовно-нравственного воспитания; оптимизация методики и умелое применение традиционных методов духовно-нравственного воспитания; создание необходимых условий для достижения его эффективности.
К таким условиям можно отнести: обеспечение необходимого взаимодействия государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно военной силы на основе исторического опыта и национальных традиций; определение в масштабах государства, общества четких идеологических установок, норм, духовно-нравственных ценностей, где детерминирующим началом, необходимым условием и движущей силой должна быть духовность общества; создание действенной системы духовно-нравственного воспитания в масштабах общества и, прежде всего, обеспечение единого духовно-нравственного поля. При этом нравственность, духовность должны быть приоритетом в духовной, политической, экономической и др. аспектах жизни общества.
Исходя из анализа исторического опыта духовно-нравственного воспитания студентов, можно предположить, что сущностью данного процесса, может быть не только воздействие, но и создание необходимых условий для достижения эффективности, данного воздействия. К таким условиям можно отнести, как внешние: обеспечение необходимого взаимодействия государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно военной силы на основе исторического опыта и национальных традиций; определение в масштабах государства, общества четких идеологических установок, норм, духовно-нравственных ценностей, где детерминирующим началом, необходимым условием и движущей силой должна быть духовность общества; создание действенной системы духовно-нравственного воспитания в масштабах общества и прежде всего, обеспечение единого духовно-нравственного поля; нравственность, духовность должны быть приоритетом в духовной, политической, экономической и др. аспектах жизни общества.
В результате организации такой работы студент приобретает опыт духовно-нравственного жизнеосуществления. Результативность воспитания проявляется в наличии ценностно-смысловых позиций, в решении возникающих проблем культурным способом. Результаты исследований свидетельствуют о том, что воспитательная среда высшего учебного заведения является личностно значимой для студентов. В качестве основной составляющей целей воспитательной деятельности является набор тех качеств личности и индивидуальности, улучшение которых принимается системой воспитания в качестве ее основных целей. Важное значение в высшой учебной заведении придается внедрению инновационных технологий воспитания студентов, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям в стране. Современный подход к воспитанию включает в образовательный процесс не только обучение и воспитание, но и психолого-педагогическую поддержку личности и индивидуальности студента, преподавателя, куратора группы.
Процесс образования рассматривается в единстве учебной и внеучебной работы. Успешность студента зависит не только от того, какие знания он получает в ходе учебной работы. Для развития профессиональных и личностных качеств большое значение имеет включение студентов во внеучебную деятельность, развитие его талантов и способностей, в том числе в будущей профессиональной деятельности. Актуальным является воспитание уважения и милосердного отношения к ближним, знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семьи, понимание своего места в семье, ориентация на мужественный и женственный эталон поведения и т. д. В этом направлении проводятся конкурсы: студенческих семей «Дом, в котором я живу», «Живет такой парень», «Краса ненаглядная» и др. При этом необходимостью использования традиций как средства нравственного воспитания студентов и отсутствием системного знания о сущности нравственного воспитания молодежи в условиях реализации возможностей «традиционного механизма» ее включения в общество и присвоения моральных норм, традиционных духовно-нравственных ценностей, культуросообразных форм поведения.
Вместе с тем в большинстве исследований традиции в воспитании, в том числе и в духовно-нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации (традиционный механизм), а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего роль традиций в процессе духовно-нравственного воспитании рассмотрена чрезвычайно слабо. Кроме того, педагоги-исследователи, как правило, акцентируют внимание на традициях как внешних регуляторах поведения человека, обращая недостаточно внимания на их ценностно-смысловой потенциал. Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет, однако, предположит, что законосообразное использование народных традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи. Для этого необходимо преодолеть использование традиций лишь в их «инструментальной» функции как средства трансляции внешних форм, по сути ритуалов поведения, нежели нравственных норм и заложенных в них ценностей. Народные традиции как ресурс нравственного воспитания, как источник и механизм приобщения молодых людей к ценностям и смыслам нравственного бытия могут «выпасть из обоймы» средств нравственного воспитания студенческой молодежи, если не исследовать особенности традиций как средства и механизма включения студенческой молодежи в систему общественных отношений и в контекст культуры на ценностной основе [3].
Следуя из выше изложенных в воспитании студенческой молодежи на основе народных духовно-нравственные традиции необходимо выполнить следующие задачи: организация помощи слушателям в принятии традиционных ценностей духовно-нравственного воспитания, развитии профессионально значимых качеств; согласование ценностно-смысловых ориентиров, методических регулятивов в реализации инновационных подходов в духовно-нравственном воспитании молодежи; выявление проблем организации и развития в сфере духовно-нравственного воспитания студентов в вузе и педагогической поддержки студентов в новых социокультурных условиях; анализ и освоение практического опыта по организации духовно-нравственного воспитания студентов; знакомство с вариантами действующих программ и проектов в сфере духовно-нравственного воспитания и требованиями к разработке авторских педагогических проектов, формированию проектной культуры; апробация инновационного методического инструментария, технологий в решении задач духовно-нравственного воспитания; обеспечение овладения слушателями конкретными технологиями работы со студенческими инициативами; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей других учреждений и организаций в обеспечении качеством воспитательной работы и социально-педагогической поддержки молодежи; выстраивание системы межрегионального взаимодействия вузов, обмена опытом и информацией по проблемам воспитания студентов.
Таким образом, в преемственности священных традиций и обычаев туркменского народа есть все основания утверждать, чего существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций как важного механизма ее включения в общество и в контекст национальной культуры.
Литература:
- Бердимухамедов, Г. М. Поздравления учащихся школ, студенческую молодёжь, учителей и работников образовательной сферы в связи празднования День знаний и студенческой молодёжи Туркменистана, Ашгабат, 2019.
- Гарипова, А.Н., Маликов, Г. Р. Социально-педагогические ценности в просветительской мысли Золотой Орды «Молодой ученый» Ежемесячный научный журнал № 1 (24) 2011.
- Корзинкин, А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис…канд. пед. наук. — Курск, 1999.
- Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис... док.пед. наук. — М.: Институт общего образования, 1999.
- Пирлиев, К. Народная педагогика. Ашгабат, 1981.