Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающей и специальной направленности, методику закрепления и дальнейшего формирования умений борьбы в правой стойке, методические приемы и теоретическую подготовку. В статье каждый раздел освещен в виде тренировочных заданий.
Ключевые слова: единоборства, борьба, асимметрия, симметрия, обучение, правая стойка, нижние конечности.
Актуальность. В спортивных видах борьбы выбор боевой стойки связан с выраженностью двигательной асимметрии верхних и нижних конечностей. Некоторые вопросы теории и методики, в частности выполнения технических действий из определенной стойки, обучающихся на этапе спортивной специализации требует более углубленного изучения. Двигательные предпочтения выполнения атакующих технических действий, в зависимости от предпочтения выбора стойки, изучались в работах Е. М. Бердичевской [1], А. В. Еганова с соавт., [2, 3], К. Д. Чермита [6] и др. Как отмечается в работе Е. М. Бердичевской, А. Ю. Мишенина, стойка борца в поединке — это пример константы асимметричной двигательной активности, которая отражает индивидуальные особенности латеральной организации головного мозга [1].
Правая стойка в спортивных видах борьбы относительно сагиттальной плоскости обычно связана с праворукостью и имеет чаще одностороннюю однонаправленную симметрию. Следует отметить, что, правая нога как ведущая имеет обычно более выраженные скоростно-силовые, координационные способности. От того, какую стойку занимает борец и его соперник, зависит выбор направления движения технического действия. Стойка борца может благоприятствовать проведению одних технических действий и затруднять проведение других [3].
Однако, методика педагогического воздействия формирования правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации разработана недостаточно. Изучение обозначенной проблемы представляет практический интерес в теории и методике спортивной тренировки.
Цель. Разработать методику педагогического воздействия формирования правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации.
Методика и организация исследования. Оценка выраженности правой боевой стойки борцов проводилась по специальному тесту по десятибалльной шкале [3, с. 46]. Методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы изучалась на основании обобщения специальной литературы [2, 3, 4, 5, 6].
Результаты и их обсуждение. Методика педагогического воздействия при формировании правой стойки в борьбе на этапе спортивной специализации, по нашему мнению, должна включать следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающей и специальной направленности, методику закрепления и дальнейшего формирования умений борьбы в правой стойке, методические приемы и теоретическую подготовку. Далее раскроем выделенные разделы формирования правой стойки в борьбе.
Задача воздействия: разработать методику направленного воздействия при выполнении бросков из положения правой стойки.
Определения понятия. Под правосторонней стойкой в спортивной борьбе понимается естественное положение спортсмена, по отношению к проекции на горизонтальную плоскость, при котором правая нога расположена впереди левой. Выбор положения правосторонней стойки является исходным положением для начала атакующих технических действий.
Методика формирования правой стойки при выполнении бросков в положении борьбы стоя заключается в направленном воздействии на правую ногу обусловленной индивидуальным профилем латеральной правосторонней асимметрии. За основу обучение бросков предполагает выбор удобной стойки. Начинать обучение правой стойке с применением двигательных заданий на месте, в движении с применением имитационных упражнений без партнера и с партнером.
Средства общеразвивающего воздействия при предпочтении выбора правой стойки выполнения бросков ориентированы на развитие координационных, скоростно-силовых способностей правой ноги с применение подвижных и спортивных игр с выполнением двигательных действий преимущественно правой ногой. Возможно применение упражнений из легкой атлетики, гимнастики преимущественно с выполнением прыжков, маховых движений с акцентированием на мышцы правой ноги.
Средства специальной направленности воздействия при выборе правой стойки: проведение учебных, учебно-тренировочных, тренировочных поединков в выраженной правой стойке независимо от положения симметрии-асимметрии стойки партнера. Такие поединки предполагают формирование техники, тактики и развитие необходимых специальных физических качеств в положении правой стойки. В частности для развития двигательных координационных способностей рекомендуется применять сопряженный метод скоростно-силовой и технико-тактической направленности воздействий, способствующий реализации технического арсенала спортсменов в соревновании из правой стойки.
Методика закрепления умений и навыков выполнять броски из правой стойки с применением двигательных заданий при смене партнером положения стойки с правой на левую и, наоборот, на месте и в движении. Партнер становится в неудобную стойку, асимметричную со сменой положения стойки. При этом обучающемуся, каждому из партнеров необходимо выполнить технические атакующие действия на оценку из правой стойки. Рекомендуется расширять объем эффективных бросков, выполняемых из правой стойки.
Методика формирования правой стойки должна быть основана на модели с обязательным учетом двигательной правосторонней асимметрии нижней конечности, что способствует во время единоборства успешности усвоения стойки в разных динамических ситуациях. Изменять собственную правую стойку для создания выигрышной для себя ситуации в условиях соревнований не желательно. Соревнования рассматриваются как продолжение тренировочного процесса и как средство контроля за выполнением бросков из правой стойки.
Это касается и тактики ведения поединка, когда переносится тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Такое положение индивидуальной стойки повышает результативность техники, а также применения различных вариантов защитных действий [4].
Методические приемы выполнения двигательных заданий: партнеры разные по квалификации, массе тела, находятся в симметричных, асимметричных стойках. Партнер создает удобную ситуацию для проведения технического действия из правой стойки, но препятствует из левой, партнеры ведут единоборство в разных боевых стойках с постоянной их сменой.
Теоретическая подготовка борцов при латеральном доминировании правой стойки заключается в оценке выраженности правой стойки. Определение наилучших динамических ситуаций, возникающих в поединке, в зависимости от выраженности собственной и стойки партнера. Методика формирования правой стойки и тактики проведения выполнения бросков из правой стойки в зависимости от выраженности стойки соперника.
Выводы. Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающей и специальной направленности, методику закрепления и дальнейшего формирования умений, навыков борьбы в правой стойке, методические приемы и теоретическую подготовку.
Литература:
- Бердичевская, Е. М. Особенности постурального контроля у борцов греко-римского стиля, предпочитающих правостороннюю стойку / Е. М. Бердичевская, А. Ю. Мишенин // Физическая культура, спорт-наука и практика. 2012. № 3. С. 51–55.
- Еганов, А. В. Направленность педагогических воздействий при разном уровне индивидуальной выраженности моторной дихотомии конечностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств // А. В. Еганов, О. А. Чемерчей // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 137–141;
- Еганов, А. В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов / А. В. Еганов: монография. М.: Теории и практика физической культуры, 2014. 231 с.
- Колесник, И. С. Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированной боксеров / И. С. Колесник, Ф. A. Гатин, Д. А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Том 11. № 1. С. 111–119.
- Овчинников, В. А. К проблеме асимметрии в служебно-прикладных видах спорта / В. А. Овчинников // Инновационные подходы в организации и управлении физической культурой в образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. С. 139–141.
- Чермит, К. Д. Двигательная асимметрия в борьбе дзюдо: автореф. дис. … канд. пед. наук / К. Д. Чермит. М., 1984. 22 с.