Настоящая статья посвящена важному вопросу в сфере здравоохранения — проблеме правового регулирования трансплантации в Донецкой Народной Республике. Опираясь на сформулированные положения, автор акцентирует внимание на наличие пробелов в действующем законодательстве Донецкой Народной Республики в области трансплантации и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: трансплантация, медицинская помощь, орган, посмертное донорство, «презумпция согласия», «презумпция информированного согласия», ткань.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 34 Конституции Донецкой Народной Республики (далее — Конституция ДНР), каждый человек имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Жизнь и здоровье человека являются наивысшей социальной ценностью любого демократического государства.
В условиях современной действительности медицина стремительно развивается, что позволяет искать новые пути и методы лечения, используемые в борьбе с различными заболеваниями. Одним из самых эффективных таких методов является трансплантация [2].
Развитие трансплантологии позволило эффективно решать многие вопросы, связанные с продлением жизни человека, однако правовое регулирование этого процесса в Донецкой Народной Республике (далее — ДНР) является одной из самых острых проблем.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, в условиях боевых действий на территории ДНР остро стоит вопрос о трансплантации органов и тканей, ведь на сегодняшний день в данном методе лечения нуждаются не только пострадавшие представители Вооруженных Сил ДНР, но и граждане в целом. Во-вторых, в ДНР по сегодняшний день не принят специальный закон в области трансплантации, что создает почву для ряда проблемных вопросов. В-третьих, рассматриваемая проблема недостаточно исследована, поэтому её изучение приобретает особую значимость.
Один из ведущих специалистов в области трансплантации профессор Денисов В. К. считает, что развитие трансплантологии является государственно важной проблемой, эффективное решение которой может оказать значительное положительное влияние на будущее нашей Республики, развитие общественных отношений и технологических возможностей. На сегодняшний день в ДНР в пересадке жизненно важных органов ежегодно нуждаются более тысячи пациентов. Только трансплантация может вернуть их к нормальной жизни. Неудовлетворенная потребность в указанной помощи является источником социального напряжения и может нести угрозу государственной безопасности [3].
Цель работы: на основе анализа теоретических положений и законодательства ДНР исследовать проблему правового регулирования трансплантации в ДНР.
Материал исследования составляют: Конституция ДНР, Закон ДНР «О здравоохранении», другие нормативно-правовые акты (далее — НПА) в сфере трансплантации.
Методологической основой исследования являются: диалектический подход, системный анализ обобщение и другие.
Результаты иобсуждение. В настоящий период в ДНР отсутствует специальный закон в области трансплантации, в связи с чем, медицинские работники руководствуются украинскими подзаконными актами, распоряжениями и нормами Закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку», принятого в 1999 г. Однако данный закон оказался не эффективным и затормозил развитие рассматриваемой сферы, поскольку, столкнувшись с проблемой неинформированности населения о значении и важности трансплантации, эта наука в аспекте органной трансплантации практически прекратила свое развитие [4, с. 149]. В связи с этим считаем, что данная проблема требует безотлагательного решения, поскольку закон о трансплантации является одним из важнейших НПА в медицине, который определяет условия и порядок применения трансплантации как специального метода лечения, обеспечивает соблюдение прав человека и защиту человеческого достоинства при применении трансплантации.
Известно, что попытки устранения рассматриваемой проблемы были предприняты в ноябре 2015 года, когда состоялись парламентские слушания на тему «О концепции проекта Закона Донецкой Народной Республики № 206-Д «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» (далее — Законопроект). Участниками парламентских слушаний была отмечена актуальность и социальная значимость проблематики, связанной с трансплантацией органов. Среди прочего отмечалось, что в рассматриваемом Законопроекте заложены основополагающие принципы Всемирной организации здравоохранения, в частности:
1) трансплантация представляется как официальный метод лечения;
2) живым донором для пациента может быть только родственник;
3) регламентировано посмертное донорство, критерием смерти является смерть мозга;
4) купля-продажа органов запрещена;
5) трансплантационная деятельность может осуществляться только в аккредитованных учреждениях государственной и коммунальной формы собственности.
Участниками слушаний было обращено внимание и на то, что отдельные нормы рассматриваемого Законопроекта противоречат действующему Закону ДНР «О здравоохранении». Противоречие заключается в различных моделях регулирования процедуры получения согласия на изъятие органов от умерших людей. Законопроектом определена концепция «информированного согласия», согласно которой органы после смерти можно изъять только в случае прижизненного согласия на это самого человека либо согласия родственников после его смерти. Вторая модель, так называемая «презумпция согласия», закреплена на законодательном уровне и отражена в Законе ДНР «О здравоохранении». Указанный принцип означает согласие каждого гражданина на посмертное донорство своих органов и тканей, если он при жизни (или его родственники) не выразил свое несогласие на изъятие его органов и тканей.
В ходе слушаний были приведены аргументы в поддержку той или иной концепции. По мнению сторонников презумпции «информированного согласия», именно данный принцип отвечает требованиям соблюдения прав человека и является механизмом, препятствующим криминализации данной сферы здравоохранения. Основным аргументом указанного принципа является защита фундаментального права индивидуума на самоопределение и автономию. По мнению специалистов в области трансплантологии, другая модель, закрепленная в действующем законодательстве ДНР, — «презумпция согласия», является более эффективным, поскольку дает возможность получения большого количества органов для трансплантации и тем самым позволяет сохранить жизнь многим людям, которые прежде были обречены на смерть или инвалидность.
Участниками слушаний также неоднократно подчеркивалось, что развитие трансплантологии возможно только в условиях положительного общественного мнения, признающего безусловность гуманистических ценностей по всему кругу вопросов практики трансплантации органов. Для этого необходимо создание соответствующего информационного поля, направленного на повышение осведомленности населения о данном виде лечения [5]. К сожалению, указанный проект был принят только в первом чтении, а соответственно — данная проблема осталась не решенной.
Заключение. Подытожив вышеизложенное можно сделать вывод о том, что принятие базового Закона ДНР «О здравоохранении» не сняло с повестки дня актуальность вопроса о необходимости принятия соответствующего специализированного НПА, гарантирующего права и свободы человека при изъятии органов и других анатомических материалов в целях трансплантации. В этой связи считаем, что принятие закона ДНР в области трансплантации было бы четким показателем качества и уровня оказания медицинской помощи гражданам и степени развития ДНР как государства.
Литература:
1. Конституция Донецкой Народной Республики, принята Народным Советом Донецкой Народной Республики 14.05.2014 г. (в ред. от 30.11.2018 г.) // dnrsovet.su. URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (дата обращения: 26.10.2019).
2. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации // conf.sfu-kras.ru. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s18/s18_11.pdf (дата обращения: 26.10.2019).
3. Даруя новую жизнь // dnr-news.com. URL: http://dnr-news.com/pressa/39731-daruya-novuyu-zhizn.html (дата обращения: 26.10.2019).
4. Антонян И. М., Хвисюк А. Н., Антонян М. И. О становлении трансплантологии в Украине: юридические аспекты // Международный медицинский журнал. — 2005. — № 2. — С. 148–151.
5. Участники парламентских слушаний составили рекомендации по проекту Закона о трансплантации // dnrsovet.su. URL: https://dnrsovet.su/uchastniki-parlamentskih-slushanij-sostavili-rekomendatsii-po-proektu-zakona-o-transplantatsii/ (дата обращения: 26.10.2019).