Проблема готовности педагогов к ведению профессиональной деятельности никогда не теряла своей актуальности. Во все времена для эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения требовались педагоги, обладающие необходимыми для данного вида деятельности профессиональными и личностными качествами. На сегодняшний день, в связи с повсеместным распространением инклюзивного образования, вопрос о профессиональной готовности педагогов встал особенно остро и актуально. Для педагогов внедрение инклюзивного образования означает необходимость одновременно работать как с детьми условной нормы, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ). Но если с особенностями и образовательными потребностями обучающихся первой группы педагоги хорошо знакомы, то с особенностями и образовательными потребностями второй группы обучающихся знакомы далеко не все представители педагогического сообщества. Согласно наблюдениям, внедрение инклюзии воспринимается воспитателями дошкольных образовательных организаций, как правило, негативно. Мало кто воспринимает инклюзию в качестве возможности решения важных и новых социальных и профессиональных задач современного общества. В современной системе образования до конца не сформирован сам механизм реализации инклюзивной практики. К сожалению, в большинстве ДОО вопросу подготовки педагогов к работе в инклюзивной группе не уделяется достаточного внимания, что в свою очередь, сказывается на качестве предоставляемых услуг и напрямую влияет на развитие детей с ОВЗ.
На наш взгляд, на данном этапе становления инклюзивного образования должна вестись активная разработка и внедрение образовательных программ, призванных способствовать развитию готовности педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве. Стоит отметить, что при разработке данных программ необходимо учесть ряд особенностей.
Так, например, стоит учесть, что при организации инклюзивного образования значительно повышаются требования к деятельности педагога, и наблюдается значительное расширение его обязанностей, что ведет к изменениям в профессионально значимых и личностных характеристиках самого педагога. При включении в инклюзивную среду, педагог уже не может ограничиваться знаниями специфики общеобразовательных стандартов, общеобразовательных программ и традиционных методик обучения. Опоры только на эти аспекты при реализации педагогического процесса будет явно недостаточно, так как развитие инклюзивной практики требует формирования новых дидактических моделей и иной организации профессиональной подготовки педагогов разных уровней образования [2].
Отметим также, что успешное развитие готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе возможно лишь в том случае, если идея и суть инклюзивного образования станут для них ценностью. Таким образом, подготовка педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе должна включать в себя формирование в нем необходимых мотивационных и личностных качеств, а также необходимых профессиональных ценностей, направленных на достижение гуманистических идей и реализацию гуманистических принципов по отношению к детям с ОВЗ.
Сторонники компетентностного подхода (В. А. Козырев, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына и др.) считают, что подготовка педагогов должна подразумевать развитие его профессиональной компетентности. Так же отмечается, что профессиональная подготовка педагога должно включать в себя гностический, ценностно-смысловой, деятельностный и личностный компоненты [4;5].
Так же стоит отметить, что в процессе формирования готовности педагога к работе в инклюзивной группе, нельзя разделять такие важные понятия как профессиональная и психологическая готовность. Ведь говорить о действительном профессионализме педагога имеет смысл лишь в том случае, когда он не только обладает необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, но и психологически готов к данному виду деятельности. Иными словами, профессиональная готовность уже предполагает наличие психологической составляющей. Кроме того, психологический компонент профессиональной готовности находит свое выражение и при понимании педагогом сущности инклюзивного образования, а также при формировании ценностей-знаний об особенностях детей с ОВЗ.
Реализация инклюзивного образования предъявляет особые требования к процессу подготовки педагогов ДОО, как имеющих базовое коррекционное образование, так и имеющих базовый уровень знаний и специальный компонент профессиональной квалификации. При этом под базовым компонентом подразумевается профессиональная педагогическая подготовка (наличие предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков), а под специальным — психолого-педагогические знания и умения, такие как:
– знание сущности инклюзивного образования, его отличий от традиционных форм образования;
– знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ;
– знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
– умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды [1].
Этим специальным компонентом должны обладать все педагоги ДОО, как включенные в инклюзивное образовательное пространство, так и работающие вне его. Это обусловлено тем, что на данный момент происходит повсеместное внедрение инклюзивной практики, требующее от каждого педагога хотя бы поверхностных представлений о работе в инклюзивной группе. В целом, подготовку педагогов к работе в инклюзивной группе стоит рассматривать в качестве целенаправленного и творческого процесса развития их профессиональной компетентности, направленного на достижение гуманистических целей и становление педагогических ценностей, в результате чего у педагогов сформируется способность к решению задач в области инклюзивного образования.
Подготовка педагога к работе в инклюзивной группе или развитие у него готовности к работе в ней — это процесс формирования у него способности решать профессиональные задачи, касающиеся совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. При этом должно происходить развитие личностной, компетентностный и ценностной сфер педагогов. Успешное развитие готовности педагога ДОО к работе в инклюзивной группе возможно лишь в том случае, если идея и суть инклюзивного образования станут для него ценностью.
Подготовка педагога ДОО к работе в инклюзивной группе подразумевает совокупное развитие профессиональной и психологической готовности к данному виду деятельности. У педагогов ДОО, осуществляющих инклюзивную практику, должны быть сформированы три компетенции: общекультурная, общепрофессиональная и профессиональная, включающих в себя когнитивный, личностный и деятельностный компоненты. Это компетенции представляют собой результат развития готовности к работе в инклюзивной группе. Наряду с этим у педагога в обязательном порядке должно быть сформировано понимание философии инклюзии. Педагог ДОО, готовый работать в инклюзивной группе, должен знать и понимать сущность инклюзивного образования, его отличия от традиционных форм образования; знать психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ; знать методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; уметь реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.
Литература:
- Жубакова С.С, Байменова Б. С., Гладченко В. Д., Мукатова М. Е. Профессиональные компетенции учителей в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения. Сб. мат. II-ой междунар. науч.-практ. конференции (Астана, 20 ноября 2015 г.). Астана: Изд-во УГПУ, 2015. С. 632–635.
- Кузмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклю-зивного образования: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.
- Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 251–267.
- Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. СПб.: РГПУ им. А. И. Герце-на, 2007. 80 с.
- Тряпицына А. П. Педагогика. СПб.: Питер, 2014. 174 с.