Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм комплекса ГТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Шишова, Т. С. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм комплекса ГТО / Т. С. Шишова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63486/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: ценностное отношение, физическая культура, педагогический вуз, выполнение норм комплекса ГТО, здоровье

Проблема сохранения и укрепления здоровья россиян продолжает оставаться актуальной и социально значимой. Казалось бы, во всех структурах, на всех уровнях проходит обсуждение, принятие решений, планов, разработка программ действий, как свидетельствуют данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показатель средней продолжительности жизни россиян так и не повысился.

Занятия физической культурой и спортом, как признанные во всем цивилизованном мире эффективные средства для поддержания работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, придадут решению этой проблемы действенный импульс и сдвинут с мертвой точки процессы улучшения здоровья граждан России и особенно молодого поколения [1].

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся — 80 %. Поэтому необходимо создать современную и эффективную государственную систему физического воспитания населения. Её системообразующим элементом призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Реализация проекта возрождения комплекса ГТО позволяет решить три важнейшие задачи в сфере государственной политики в области спорта.

В этой связи представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания образовательных учреждений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, способного повлиять на формирование как здоровья занимающихся, так и их спортивных интересов.

Комплекс как социально-культурное явление должен стать важной частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим их интересы.

Выполнение нормативов Комплекса будет являться одной из форм самоконтроля со стороны обучающегося и контроля со стороны преподавателя физической культуры за уровнем физической подготовленности обучающихся.

Вместе с тем внедрение Комплекса в образовательных учреждениях — это задача не только отдельных специалистов, но и всего педагогического коллектива. Именно педагоги должны стать примером для учащихся и студентов и формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и сдаче нормативов Комплекса.

Актуальность исследования и недостаточная разработанность механизма внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях обусловили выбор темы данного исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм комплекса ГТО».

Цель исследования: Выявление условий формирования у студентов педагогического вуза ценностного отношения к здоровью при выполнении норм комплекса ГТО.

Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм ГТО.

Гипотеза исследования: выполнение студентами педагогического вуза норм ГТО может способствовать формированию у них ценностного отношения к здоровью, если:

Формирующий эксперимент проводился на базе Благовещенского государственного педагогического университета. Исследование проводились в несколько этапов.

На первом этапе (октябрь –декабрь 2017г.) изучалось ценностное отношение у студентов педагогического вуза к здоровью. На основании анализа результатов исследования были выявлены противоречия, мешающие эффективному осуществлению физического воспитания, сделаны выводы, в которых обосновывались причины неудовлетворительного состояния здоровья и физического развития, определены проблема и круг задач, предназначенных для решения на втором и третьем этапах исследования.

На втором этапе (2018 г.) была проделана работа по изучению и анализу новейшей отечественной и зарубежной научно-методической литературы по вопросам формирования ценностного отношения к здоровью у студентов. В результате осмысления данных констатирующего эксперимента и информации, полученной при изучении научной литературы по проблеме исследования, были определены тема, цель, задачи и методы работы, а также сформулирована гипотеза.

На базе Благовещенского государственного педагогического университета в течение двух лет апробировались различные формы организации и проведения оздоровительной работы с внедрением ВФСК «ГТО» обучающимися.

В ходе эксперимента для обучающихся, изъявивших желание выполнять нормы ГТО, были организованы тренировки, проведены индивидуальные консультации, также они получали необходимые знания о своем организме и условиях ЗОЖ, обучались приемам контроля и самоконтроля за своим физическим и функциональным состоянием.

На третьем этапе (январь — май 2019г.) была осуществлена математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе второго этапа.

В нашей работе были использованы следующие методы исследования: методы теоретического обобщения и анализа; педагогического наблюдения; анкетирования; педагогического констатирующего и формирующего эксперимента; социологические (методика Рокича-Ядова); математические (корреляционно-графический и статистические методы).

Магистерская работа посвящена выявлению условий формирования у студентов педагогического вуза ценностного отношения к здоровью при выполнении норм комплекса ГТО.

В настоящее время государственной проблемой номер один стало ослабление социального и нравственного иммунитета населения в постоянной борьбе за выживание. Всем очевидно, что необходимо укреплять здоровье нации и возрождать массовое спортивное движение, призванное не только оздоровить нацию, но и объединить общество. Сейчас возрождение массового спорта получило шанс перейти из разряда идей, в стадию реально действующего государственного проекта и трамплином для этого становится культивирование спортивного досуга.

Развитие физической культуры и спорта, являющееся одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, заключается не только в улучшении здоровья населения и достижения высоких спортивных результатов, но и решение проблем, связанных с качеством жизни населения.

Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стало усиленное внимание государственных органов к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей, к вопросам создания материально-технической базы спорта, к повышению значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических задач.

Глава России Владимир Путин подписал указ № 172 от 24 марта 2014 года о возрождении в стране норм ГТО — физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи. В указе решено оставить и прежнее название данной программы — «Готов к труду и обороне». Этим нынешнее правительство страны подчеркивает дань традициям национальной истории, отметил Путин на прошедшем заседании Совета по развитию физкультуры и спорта России.

Введенный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» призван повысить мотивацию к занятиям физической культурой и как следствие к повышению двигательных способностей учащихся. Отсюда и вытекает актуальность данного исследования.

В соответствии с актуальностью и методологической основой, нами были сформулированы цель, задачи исследования, а также гипотеза о том, что формированию ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении ГТО способствуют следующие условия:

— подготовка к выполнению норм ГТО будет носить организованны характер.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет»

По результатам нашего эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы. Нами были выявлены отношение студентов к своему здоровью, а также мотивация к выполнению норм ГТО. На основании анализа анкетирования была разработана программа внедрения комплекса ГТО в вуз которая направлена на развитие мотивации, интереса к комплексу ГТО, а также на развитие ценностного отношения к своему здоровью Реализованные нами внеучебные занятия с элементами подготовки к выполнению норм комплекса ГТО. На завершающем этапе нами были выделены рекомендаций по организации условий формирования ценностного отношения к здоровью при выполнении норм ГТО.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: нам удалось создать условия, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью при выполнении норм ГТО.

Литература:

  1. Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб.пособие / Э. Б. Кайнова. — М.: Форум, 2007–208 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 761. «Об определении ответственных исполнителей в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральном агентстве по делам молодежи по выполнению плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р» [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71447320/53f894–21bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. — 23.04.2019.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/polojg-to.doc. –08.02.2016.
  4. Сайт ГТО (официальный) [Электрон.ресурс]. — Режим доступа:http://gto.ru/. — 15.02.2016.
  5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: ht-tp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/. — 08.02 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностное отношение, физическая культура, педагогический вуз, выполнение норм ГТО, здоровье, выполнение норм комплекса ГТО, студент, Благовещенский государственный педагогический университет, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс, Российская Федерация.


Ключевые слова

здоровье, физическая культура, педагогический вуз, ценностное отношение, выполнение норм комплекса ГТО

Похожие статьи

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста путем подготовки к сдаче норм ГТО

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования «физической культуры» и культуры здоровья обучающихся в школе через самоотношение. Описывается сравнительный анализ реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Похожие статьи

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста путем подготовки к сдаче норм ГТО

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования «физической культуры» и культуры здоровья обучающихся в школе через самоотношение. Описывается сравнительный анализ реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Задать вопрос