Ключевые слова: ценностное отношение, физическая культура, педагогический вуз, выполнение норм комплекса ГТО, здоровье
Проблема сохранения и укрепления здоровья россиян продолжает оставаться актуальной и социально значимой. Казалось бы, во всех структурах, на всех уровнях проходит обсуждение, принятие решений, планов, разработка программ действий, как свидетельствуют данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показатель средней продолжительности жизни россиян так и не повысился.
Занятия физической культурой и спортом, как признанные во всем цивилизованном мире эффективные средства для поддержания работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, придадут решению этой проблемы действенный импульс и сдвинут с мертвой точки процессы улучшения здоровья граждан России и особенно молодого поколения [1].
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся — 80 %. Поэтому необходимо создать современную и эффективную государственную систему физического воспитания населения. Её системообразующим элементом призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Реализация проекта возрождения комплекса ГТО позволяет решить три важнейшие задачи в сфере государственной политики в области спорта.
В этой связи представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания образовательных учреждений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, способного повлиять на формирование как здоровья занимающихся, так и их спортивных интересов.
Комплекс как социально-культурное явление должен стать важной частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим их интересы.
Выполнение нормативов Комплекса будет являться одной из форм самоконтроля со стороны обучающегося и контроля со стороны преподавателя физической культуры за уровнем физической подготовленности обучающихся.
Вместе с тем внедрение Комплекса в образовательных учреждениях — это задача не только отдельных специалистов, но и всего педагогического коллектива. Именно педагоги должны стать примером для учащихся и студентов и формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и сдаче нормативов Комплекса.
Актуальность исследования и недостаточная разработанность механизма внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях обусловили выбор темы данного исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм комплекса ГТО».
Цель исследования: Выявление условий формирования у студентов педагогического вуза ценностного отношения к здоровью при выполнении норм комплекса ГТО.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении норм ГТО.
Гипотеза исследования: выполнение студентами педагогического вуза норм ГТО может способствовать формированию у них ценностного отношения к здоровью, если:
Формирующий эксперимент проводился на базе Благовещенского государственного педагогического университета. Исследование проводились в несколько этапов.
На первом этапе (октябрь –декабрь 2017г.) изучалось ценностное отношение у студентов педагогического вуза к здоровью. На основании анализа результатов исследования были выявлены противоречия, мешающие эффективному осуществлению физического воспитания, сделаны выводы, в которых обосновывались причины неудовлетворительного состояния здоровья и физического развития, определены проблема и круг задач, предназначенных для решения на втором и третьем этапах исследования.
На втором этапе (2018 г.) была проделана работа по изучению и анализу новейшей отечественной и зарубежной научно-методической литературы по вопросам формирования ценностного отношения к здоровью у студентов. В результате осмысления данных констатирующего эксперимента и информации, полученной при изучении научной литературы по проблеме исследования, были определены тема, цель, задачи и методы работы, а также сформулирована гипотеза.
На базе Благовещенского государственного педагогического университета в течение двух лет апробировались различные формы организации и проведения оздоровительной работы с внедрением ВФСК «ГТО» обучающимися.
В ходе эксперимента для обучающихся, изъявивших желание выполнять нормы ГТО, были организованы тренировки, проведены индивидуальные консультации, также они получали необходимые знания о своем организме и условиях ЗОЖ, обучались приемам контроля и самоконтроля за своим физическим и функциональным состоянием.
На третьем этапе (январь — май 2019г.) была осуществлена математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе второго этапа.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: методы теоретического обобщения и анализа; педагогического наблюдения; анкетирования; педагогического констатирующего и формирующего эксперимента; социологические (методика Рокича-Ядова); математические (корреляционно-графический и статистические методы).
Магистерская работа посвящена выявлению условий формирования у студентов педагогического вуза ценностного отношения к здоровью при выполнении норм комплекса ГТО.
В настоящее время государственной проблемой номер один стало ослабление социального и нравственного иммунитета населения в постоянной борьбе за выживание. Всем очевидно, что необходимо укреплять здоровье нации и возрождать массовое спортивное движение, призванное не только оздоровить нацию, но и объединить общество. Сейчас возрождение массового спорта получило шанс перейти из разряда идей, в стадию реально действующего государственного проекта и трамплином для этого становится культивирование спортивного досуга.
Развитие физической культуры и спорта, являющееся одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, заключается не только в улучшении здоровья населения и достижения высоких спортивных результатов, но и решение проблем, связанных с качеством жизни населения.
Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стало усиленное внимание государственных органов к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей, к вопросам создания материально-технической базы спорта, к повышению значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических задач.
Глава России Владимир Путин подписал указ № 172 от 24 марта 2014 года о возрождении в стране норм ГТО — физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи. В указе решено оставить и прежнее название данной программы — «Готов к труду и обороне». Этим нынешнее правительство страны подчеркивает дань традициям национальной истории, отметил Путин на прошедшем заседании Совета по развитию физкультуры и спорта России.
Введенный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» призван повысить мотивацию к занятиям физической культурой и как следствие к повышению двигательных способностей учащихся. Отсюда и вытекает актуальность данного исследования.
В соответствии с актуальностью и методологической основой, нами были сформулированы цель, задачи исследования, а также гипотеза о том, что формированию ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза при выполнении ГТО способствуют следующие условия:
— подготовка к выполнению норм ГТО будет носить организованны характер.
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет»
По результатам нашего эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы. Нами были выявлены отношение студентов к своему здоровью, а также мотивация к выполнению норм ГТО. На основании анализа анкетирования была разработана программа внедрения комплекса ГТО в вуз которая направлена на развитие мотивации, интереса к комплексу ГТО, а также на развитие ценностного отношения к своему здоровью Реализованные нами внеучебные занятия с элементами подготовки к выполнению норм комплекса ГТО. На завершающем этапе нами были выделены рекомендаций по организации условий формирования ценностного отношения к здоровью при выполнении норм ГТО.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: нам удалось создать условия, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью при выполнении норм ГТО.
Литература:
- Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб.пособие / Э. Б. Кайнова. — М.: Форум, 2007–208 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 761. «Об определении ответственных исполнителей в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральном агентстве по делам молодежи по выполнению плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р» [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71447320/53f894–21bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. — 23.04.2019.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/polojg-to.doc. –08.02.2016.
- Сайт ГТО (официальный) [Электрон.ресурс]. — Режим доступа:http://gto.ru/. — 15.02.2016.
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: ht-tp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/. — 08.02 2015.