В данной статье берется во внимание личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры как один из важнейших компонентов культуры педагога.
Ключевые слова: личностно-творческий компонент, профессионально-творческая культура, творчество, обучение.
Современное общество нуждается в появлении творческих людей, в особенности творческих педагогов. Основным вопросом, связанным с творчеством и процессом обучения, является проблема создания условий реализации творчества, которые способствует лучшему усвоению знаний у обучающихся, что особо актуально сегодня, когда действительно встает вопрос о реформации современного традиционного образования, которое направлено в большинстве своем лишь на передачу информации педагогами детям с последующим воспроизведением ее последними. Именно поэтому остро встает вопрос о личностно-творческом компоненте профессионально-педагогической культуры обучающего.
Творческая личность — личность, обладающая следующими направленностями:
− творческие (мотивированная ориентация на самовыражение, установки как на личностные, так и на общественные результаты);
− творческий потенциал (интеллектуальные и практические знания, умения и навыки, которые можно проявить в процессе творческой деятельности при поиске решения той или иной задачи, опираясь как на интуицию, так и на логическое мышление);
− индивидуальные черты характера (эмоциональная и волевая устойчивость при попадании в ситуацию, требующую незамедлительного своеобразного решения, критическая самооценка, отождествление себя с творцом) [Ковальчук, 2005: 3–4].
То есть для того, чтобы сказать, что педагог является творчески ориентированным, необходимо, чтобы он имел все перечисленные выше направленности. Творчество преподавателя проявляется тогда, когда он нетрадиционно решает ту или иную задачу, отказываясь от шаблонности, проявляя инициативность, самостоятельность и активность. А под способностью к творческой деятельности понимается комплекс качеств личности, позволяющих ей осуществлять творческую деятельность и поиск незаурядных решений [Ковальчук, 2005: 3–4].
Л. С. Выготский считал, что творческий процесс постоянен и является нормой, что творчество сопровождает ребенка в его развитии [Выготский, 1991а: 15–17]. Также творчество — это сила, способная вовлечь в школьные дела, такие как учеба, внеклассная работа, труд. С каждым годом объем информации увеличивается в разы, поэтому традиционное обучение, которое заключается в том, что, во-первых, педагоги отбирают материал, во-вторых, передают его детям, после чего обучающиеся «зазубривают» новую информацию, которую в последствие воспроизводят на самостоятельных, контрольных работах или даже на экзаменах, неприемлемо и требует изменений. Так происходит в большинстве своем, так как образовательный процесс должен идти в ногу со временем. Именно поэтому в учебниках лишь прибавляется страниц, а сроки, за которые должен был бы быть выучен материал, сокращаются. Именно в этом случае помогает творчество, которое обязан обеспечивать на своих уроках педагог.
Что касается возможности развития творчества в педагоге: существуют два взгляда на вопрос возможности или же невозможности развития творческих способностей. Одни считают, что обучить творческому мышлению невозможно, другие же находят необходимым содействовать его развитию. Так В. Г. Максимов считает, что научить ребенка творчески мыслить невозможно, но при этом можно способствовать этому. А способствование нельзя представить без творческого подхода педагога, который, в свою очередь, должен обладать основными качествами, присущими педагогу-профессионалу: любовь к детям, компетентность, нравственная и эстетическая культура, а также эмпатия [Максимов, 1993: 33–36].
Дж. Гилфорд же рассматривал данный вопрос немного с другой стороны: он полагал, что для развития творческого начала в человеке необходим интеллект выше среднего [Гилфорд, 1965: 246–248]. Когда же IQ выше 170 единиц, творческие способности угасают. Известен факт того, что люди с энциклопедическими знаниями не способны к творчеству. Возможно, это связано с их склонностью к систематизации знаний, то есть любые ограничения, накладываемые на ту или иную сферу, ведут к конвергентному типу мышления, в рамках которого не существует творческого процесса, так как для того, чтобы создать нечто оригинальное, необходимо порой абстрагироваться от того, что уже хорошо знакомо человеку.
Обучая, нужно помнить слова Сухомлинского В. А., который сравнивал знания компетентного педагога с лавиной, которая может обрушиться на субъекты обучения, но предостерегал, что этого не должно произойти, иначе педагог рискует уничтожить любознательность и пытливость своих питомцев под своими обширными знаниями [Сухомлинский, 2012: 345–346]. То есть обучающий не должен давать все то, что он сам знает и сам выучил, за один раз. Необходимо дать столько информации, сколько способно заинтересовать обучающихся, заставить их вернуться к материалу, дать возможность самим сделать выводы. По словам Василия Александровича, если ребенок заучивает что-то наизусть, он перестает осмысливать то, что он воспроизводит затем на уроке, следовательно, можно наблюдать отсутствие творческого начала в данном действии.
Сущность творчества, согласно идеям Л. С. Выготского, можно противопоставить репродуктивной деятельности, которая заключается в воспроизведении ранее изученного и известного материала, действий. Воспроизводящая деятельность — продукт человеческого мозга, который воскрешает в памяти образы, что позволяет сохранить опыт человечества [Выготский, 1991: 7]. Да, позволяет сохранить, закрепить в памяти шаблон, но не создать что-то оригинальное, то есть творчество напрямую связано с продуктивной деятельностью, которую также необходимо обеспечивать педагогу на своих уроках.
Для реализации творческого процесса на уроке обучающий может применять следующие основные формы обучения и воспитания:
− нетрадиционные уроки, такие как уроки-турниры, аукционы, конференции, круглые столы, дискуссионные клубы и т. д.;
− проведение как деловых, так и имитационных игр;
− постоянное использование на уроке активных форм обучения: анализ нестандартных ситуаций, создание проблемных ситуаций и т. д.;
− введение интегрированных уроков;
− организация самостоятельной работы учащихся;
− внедрение рейтинговой системы;
− активное использование ИКТ на уроках;
− контроль знаний на различных уровнях [Верига, 2003: 41–43].
Данные формы обучения и воспитания способствуют развитию у школьников способностей к творчеству, а, следовательно, мотивируют их, являясь стимулом к учению [Струкова: 2017], что нужно взять на заметку преподавателям.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в современном мире педагогу необходимо быть, как минимум, творчески ориентированным, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность; если же у обучающего отсутствует личностно-творческий компонент, то его нужно развивать.
Литература:
- Верига, С. В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками / С. В. Верига // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 3. — С. 41–43.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
- Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — 525 с.
- Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. — Мозырь: Белый Ветер, 2005. — 98 с. С. 3–4.
- Максимов, В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителяЧ1 / В. Г. Максимов. — 1993. — 45 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям (новое прочтение) / В. А. Сухомлинский. — Киев: Акта. — 2012. — 563 с.
- Струкова, А. Р. Понятие творчества в учебной деятельности. Классификация видов творчества. // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сборник научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых, 13 декабря 2017г., Самара: Профессиональная наука, 2017. — 88 с.