Формирование сетевого сознания старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 31.10.2019

Статья просмотрена: 1230 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, В. В. Формирование сетевого сознания старшеклассников / В. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63496/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Ключевые слова: сеть, сетевое сознание, подросток, социальная сеть, старшеклассник, виртуальная реальность.

Интернет сегодня — это всеобъемлющая информационная система, которая образует особую реальность, называемую виртуальным пространством. Иначе говоря, Интернет — это целая интернет-культура, где есть свои понятия и ценности, свой язык и образ мыслей. И одним из самых важных элементов данной культуры является общение в социальных сетях.

Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом [3, с.475].

В 1995 году появились первые социальные сети, тогда они не имели такого широкого круга пользователей, но уже в начале 2000-ых годов их популярность значительно возросла. Сегодня же Россия находится на втором месте среди стран мира по использованию населением социальных сетей, а это 78 % российских пользователей Интернета. И 91 % всех пользователей социальных сетей составляет молодежь [8]. Также активными пользователями сети Интернет являются старшеклассники.

Старшеклассники — это молодые люди, проходящие стадию взросления, т. е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценные и полноправные члены общества, являющиеся учениками старшего, близкого к выпуску класса.

Реальность такова, что современные старшеклассники не представляют своей жизни без социальных сетей, которые прочно вошли в их повседневную жизнь, в результате доступности как современных электронных гаджетов (мобильные телефоны, компьютеры, планшеты), так и доступности Интернета как на самом мобильном устройстве из-за понижения тарифов на интернет-трафик у сотовых компаний, так и в результате появления огромного количества точек Wi-Fi в общественных местах, раздающих Интернет. Использование современных интернет-технологий старшеклассниками привело к изменению традиционных способов общения, взаимодействия и поведения, появляются новые смыслы и значения, идеи, ценности и меняется самосознание личности подростка. Что и привело к формированию сетевого сознания у старшеклассников.

Сетевое сознание старшеклассников — это особый тип мышления учащегося старших классов, сформированный в период активного развития сетевых технологий Интернета, в условиях, когда сама глобальная сеть Интернет является институтом социализации и адаптации молодых людей, которая и сформировала особые условия для появления сетевого сознания у старшеклассников, которое выражается сетевым стилем жизни, сетевой идентичностью, новой системой ценностных ориентаций и установок, которые определяют новый социокультурный образ старшеклассника. Т. е. сетевое сознание старшеклассника — это совокупность интересов, мотивов, целей, установок, а также форм психологической и социальной активности непосредственно связанные со спецификой виртуальной реальности.

Именно сетевое сознание, которым обладают современные старшеклассники, позволяет выделить их как подростков с новой идентичной природой, сетевой идентичностью; с новыми ценностными и поведенческими приоритетами и с потенциалом социокультурного развития.

Сетевая идентичность старшеклассника — это совокупность текстовых и визуальных компонентов сетевого облика подростка, которые отражают реальные аспекты личности, а также степень переживания значимости этих аспектов, на основе которой он строит свое взаимодействие в сети Интернет [5, с. 76].

Современные старшеклассники характеризуются своей глубокой вовлеченностью в информационные, цифровые, сетевые технологии, которые они активно и легко осваивают, погружаясь в них настолько, что порой теряется грань между реальным и виртуальным мирами. Их можно отнести к так называемому поколению «Z» или «центениалы» — это дети, рожденные в начале 2000-х годов и именно это поколение подростков будет обладать сетевым сознанием, поскольку именно они ориентированы на сетевое общение, обладают синдромом дефицита внимания и стремятся к быстрому получению информации, имеют иммунитет к рекламе, а также обладают клиповым и поверхностным сознанием. Их ценностный мир формируется на стыке этих миров, определяя отличие этого сформированного под влиянием социальных сетей поколения от всех предшествующих поколений [7].

Социальная сеть для старшеклассника — это не просто виртуальный мир или сетевое пространство, это средство социализации современного сетевого поколения и средство формирования новых мировоззренческих установок подрастающего поколения.

Зачастую, социальные сети привлекают старшеклассников возможностью обрести единомышленников или даже друзей, при этом не испытывая сложностей или дискомфорта, которое испытывают многие подростки в реальной жизни. Сайты социальных сетей способствуют самореализации молодых людей. На сайтах социальных сетей никто не знает, кем ты являешься на самом деле, можно быть кем угодно, можно самовыражаться и высказывать свою точку зрения, находя поддержку и сторонников своих идей и мыслей потому как, там нет никаких условностей в общении [9].

Практически все современные подростки избегают общения не только с родителями, но и друг с другом. Тем не менее, они зачастую умны и общительны, только не любят поддерживать диалог — им проще сказать что-то о себе, чем услышать другого. Общение в социальных сетях же напоминает обмен монологами, когда никто никого по-настоящему не слушает и не слышит. Пристрастие к виртуальному общению объяснимо еще и тем, что в сети никто не заставит контактировать с неприятным собеседником, не читает морали и не учит жить.

Однако уходя в социальные сети и пользуясь их безграничными возможностями, подросток, как правило, обедняет свой репертуар поведения в обычном мире — его активность в реальном взаимодействии с людьми заметно снижается. Если в реальности подросток сталкивается с трудностями в общении, это становится поводом для быстрого прекращения контакта и ухода в жизнь виртуальную, поскольку там все куда проще — сотни друзей, которые его очень «любят», даже если они никогда не встречались.

Социальные сети устраняют необходимость развития навыка реального ведения беседы, они помогают подростку предъявлять себя миру, но не учат, как получать «обратную связь». Ведь социальные сети представляют информацию, но не учат эмоциональной культуре общения.

Социальные сети являются не только средством времяпрепровождения для молодых людей и оказывают влияние на процесс социализации, а также и на их психику. Современные старшеклассники — это подростки, ставшие на путь становления и формирования личности, которые проводят много времени в виртуальном пространстве, может привести к тому, что они не получат необходимые им навыки реального общения. На фоне этого у подростков может сформироваться фобии общения с реальными людьми, что, в свою очередь, может привести к формированию зависимости от Интернета, которое уже сегодня известно как «сетеголизм» [6]. Подростки, уходящие в виртуальную реальность, теряют связь с реальностью, при этом не понимают, что уходом от социальных проблем в киберпространство, они лишь усугубляют свое положение, не решают проблему и лишь на время отвлекаются от действительности.

По мнению специалистов, в основе зависимости от социальных сетей лежит низкая самооценка, неуверенность в себе, даже некоторое отрицание себя. Ведь никто тебя не видит, фотографию можно поместить самую, на взгляд человека, удачную. Или спрятаться за так называемым аватаром (картинкой). Можно свободно высказывать свое мнение, никто не остановит, как, например, не слишком дружелюбные одноклассники или критично настроенные родители. А за счет лайков у людей повышается «виртуальная» самооценка [2].

Бесконтрольное использование социальных сетей старшеклассниками опасно, ведь у них еще не сформировавшаяся психика. У детей формируется впечатление, что дружбу, любовь, уважение очень просто получить, а также разрушить, причем без раздумья, простым нажатием кнопки. Но ведь это не так. Молодые люди не готовы к реальной жизни, где ко всему нужно приложить ум и терпение. Они становятся нетерпимыми, непредсказуемыми, импульсивными. Для этого существует несколько причин:

− Работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в мозгу. Подростки испытывают приятные эмоции, каждый раз, когда читают доброжелательный комментарий под своей фотографией, получают «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв. Желание повторного получения этих эмоций заставляет их вновь вернуться на просторы социальных сетей, где они проводят все больше и больше времени.

− Подросток, сидящий в социальной сети, получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил; заглянул в новости, там увлекся интересным постом, стал читать; отвлекся на сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга, посмотреть, что там новенького [1].

Социальные сети могут привести к возникновению следующих проблем:

− снижается продолжительность концентрации внимания;

− возникает информационная зависимость;

− накапливается утомление, стресс;

− нарастает отчуждение;

− исчезают сочувствие, заинтересованность и увлеченность, не успевая толком оформиться в подростковой психике, так как одна информация резко сменяет другую.

Попав под воздействие интернет-культуры у подростков упрощается язык, появляются грамматические ошибки, к которым привыкают и которые прочно входят в речь, лексический запас пополняется словами-паразитами. Социальные сети стали бесконтрольными, появилось огромное количество информации, транслируемой социальными сетями, содержащей в себе насилие и жестокость, а также отрицание моральных норм и ценностей. Воздействуя на подсознательном уровне социальные сети развращают и зомбируют молодых людей.

Социальные сети — это не абсолютное зло, просто нужно пользоваться ими с умом и во всем знать меру, как и во многих других вещах. Нет ничего плохого в возможности знакомиться с людьми по интересам, находить знакомых и реанимировать прошлые связи, иметь удобный и доступный интерфейс для общения со своими друзьями, слушать музыку и находить ее и смотреть фильмы. Социальные сети имеют ряд полезных функций, которые очень облегчают жизнь и работу в интернете.

Люди, которые умеренно пользуются социальными сетями, могут обнаружить, что у социальных сетей есть определенные и, возможно, неожиданные плюсы. Как уже всем известно, благодаря им большие расстояния перестали быть помехой для коммуникации. Проще стало найти себе круг общения по интересам, реализовать себя и повысить самооценку. Можно быстро найти нужную информацию, без надоедающей рекламы. Также к положительным чертам социальных сетей можно отнести чтение постов интересных, известных личностей, их комментирование, освещение вопросов и тем, которые не затрагивают или замалчивают традиционные СМИ. Молодые люди начинают интересоваться тем, что ранее считали скучным и ненужным, а все это благодаря тому, что в социальных сетях есть группы научной направленности: физика, химия, психология, литература, искусство и т. д. Это лишь малая часть того, что раскрывают нам такие группы.

Сеть Интернет и социальные сети как явление, появились недавно, но уже являются неотъемлемой частью жизни современных старшеклассников. Для них стала нормой виртуальная повседневная жизнь в сетевом пространстве, ведь это: удобный способ найти и оперативно получить необходимую информацию, способ самовыражения и занятия творчеством, общения с друзьями по интересам, новые знакомства, отдых и развлечения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сеть Интернет стала для подростков институтом социализации и адаптации к современному миру и жизни в нем, и таким образом, под воздействием этих факторов было сформировано их сетевое сознание. Но также есть и негативные стороны влияния Интернета и социальных сетей, именно поэтому использование сетей старшеклассниками не должно быть бесконтрольным, в виду их еще не сформированного мировоззрения и не способности отфильтровывать ненужную информацию.

Литература:

  1. Асманова Л. Р. Влияние социальных сетей на сознание подростков // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6–1. — С. 74–74.
  2. Бирюков А. Б. Зависимость от социальных сетей // Международный Научный Журнал «Инновационная наука». 2017. № 5. С. 46–48.
  3. Вебер К. С., Лыскова В. Ю., Михайлова Д. И., Молчанов А. А., Моргунова А. Ю., Храмова М. В., Чванова М. С. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество. 2014. № 3. Том 17. С. 472–493.
  4. Красноруцкий Л. П. Социокультурные характеристики сетевого поколения в России: концептуальное поле социально-философской рефлексии // Гуманитарий Юга России. 2017. № 2(6). С. 126–135.
  5. Фленина Т. А. Подходы к психологическому исследованию феномена сетевой идентичности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июнь, 2015, ART 2100. CПб., 2015.
  6. Харитонова Ю. С., Орлова А. М., Березина А. В. Влияние социальной сети Интернет на подростков // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Дата обращения: 25.10.2019 г.
  7. Шалыгина Н. В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. 2017. № 1. С. 167.
  8. Аналитика 3.0 Россияне в соцсетях. Электронный ресурс. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2019–02–07_issledovanie_bolshe_rossiyan_v_sotssetyah_sidyat Дата обращения: 17.10.2019 г.
  9. Социальные сети и подростки. Электронный ресурс. URL: http://www.inessasm.com/sotsialnyie-seti-i-podrostki/ Дата обращения: 18.10.2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, сетевое сознание, подросток, социальная сеть, старшеклассник, виртуальная реальность, Интернет, виртуальное пространство, виртуальный мир, реальная жизнь.


Похожие статьи

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Неограниченный доступ к сети и интеграция потребительских устройств

В статье рассматриваются проблемы процесса консьюмеризации, то есть интеграции потребительских устройств в информационную систему организации, а именно освещаются следующие вопросы — положительные и отрицательные стороны данного явления. Проанализиро...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Похожие статьи

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Неограниченный доступ к сети и интеграция потребительских устройств

В статье рассматриваются проблемы процесса консьюмеризации, то есть интеграции потребительских устройств в информационную систему организации, а именно освещаются следующие вопросы — положительные и отрицательные стороны данного явления. Проанализиро...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Задать вопрос