В статье представлен краткий обзор современного состояния коррупции в России. Отмечены наиболее важные нормативные акты регулирующие методы борьбы с коррупцией. Озвучены причины стагнации и методы борьбы с этим явлением.
Ключевые слова: коррупция, стагнация, закон, ратификация.
Феномен коррупции в современной России представляет огромную проблему. Все чаще о ней говорят руководители законодательной, представительной ветвей власти, общественные организации и просто граждане Российской Федерации через социальные сети.
Это социально-правовое явление наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам государственной власти и финансовым структурам. Наличие коррупции в сферах общественной жизни является признаком ее системного кризиса. [1, с.262]
Коррупция — это проблема, которая касается каждого из нас, она одна из основных причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направленные на важные сферы жизни общества — образование, здравоохранение, инфраструктура. Эти люди ставят свои личные, корыстные интересы превыше общественных. Зачастую отдельные члены общества или группы людей в России, имеющие связи, деньги, могут и влияют на изменение законодательства, преследуя личные интересы.
Ученый-адвокат Кирпичиков А. И. писал, что коррупция — это коррозия. Она разрушает государственный аппарат и разъедает общество. [2, с.22]
По итогам 2018 года рейтинг TI охватил 167 стран. Россия заняла 138 место (29 баллов), оказавшись в одном ряду с Ираном, Ливаном, Гвинеей.
Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться. Поэтому, все больше внимание уделяется осуществлению антикоррупционной политики. Данная стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.
За последние годы органами государственной власти России сделаны важные шаги в реализации антикоррупционной стратегии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что коррупция была официально признана одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности, оказывающей влияние на все сферы жизни общества.
В рамках реализации этой государственной стратегии по противодействию коррупции был принят комплекс важнейших документов и мер, среди которых особое место занимают Указы Президента Российской Федерации, посвященные вопросам противодействия коррупции.
Президентом были подписаны законы, который призваны повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.
Предпринимается активное совершенствование законодательной базы и приведение ее в соответствие с мировыми нормами. Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции. 19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции». В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция признана одной из основных угроз для общества и государства.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определившая ключевые направления организации работы по системному противодействию коррупции и предупреждению ее проявлений. В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти.
Также законодательно введен целый ряд обременительных норм и правил для публичных должностных лиц и их семей, в части декларирования имущества, доходов, владением зарубежной собственностью.
Причины, по которым Россия остается аутсайдером в борьбе с коррупцией в законодательном и практическом применении:
- Коррупционные дела возбуждаются против высших должностных лиц не регулярно. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
- Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за не декларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия и сложением полномочий.
- Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
- Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует. Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры избегают наказания за совершенные противоправные деяния;
Очевидно, что значительная часть коррупционных деяний происходит по причине несовершенства законов и подзаконных нормативно-правовых актов. [3,с.50] Для борьбы с перечисленным необходимо применение конкретных мер:
- Введение персональной ответственности во всех ветвях власти законодательной, судебной и особенно исполнительных органов власти.
- Внедрение в правовую систему механизмов реальной ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие у должностного лица и их семей активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом объяснить;
- Обеспечить действенную реализацию контроля за движением средств должностных лиц и членов их семей в расширенной формулировке согласно требованиям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег);
- Обеспечить независимость судов от исполнительной власти и не избирательность правосудия, а также обеспечить публичность данных о деятельности правоохранительных органах;
- Обеспечить российским общественным организациям и активным гражданам возможность свободно получать и анализировать информацию, связанную с деятельностью по гражданскому антикоррупционному контролю.
Самой действенной мерой по борьбе с коррупцией в России должно быть совершенствование российского законодательства.
Право применение должно осуществляться не только за контролем уровня доходов чиновников, когда это превращается раз в год в декларацию с не совсем достоверными цифрами, а за уровнем расходов, приобретением дорогостоящих активов чиновником и его членов семьи. Для этого необходимо ратифицировать тот самый пункт 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который Российская Федерация с таким упорством уже несколько лет отказывается ратифицировать. В пункте 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией определена обязанность чиновника и иных должностных лиц доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящие приобретения, и в случае, когда возникают подозрения в неосновательном обогащении, то контрольно-надзорные органы государства обязаны будут провести финансовое расследование и по их результатам принять соответствующие меры [4]. Такая мера станет поистине революционной по борьбе с коррупцией в России.
Литература:
- Терешкова, В. В. Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования в зарубежных странах/ В. В. Терешкова// Актуальные проблемы экономики и права. — 2015.-№ 1.-С.262–271.
- Ночевин, Д. К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно правовые аспекты: монография/ Д. К. Ночевин.-М.: Проспект, 2017.- 144с.
- Чернышева, Л. А. Антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов субъектов Р. Ф. и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики/ Л. А. Чернышева//Государственная власть и местное самоуправление.-2017.-№ 6.-С. 50–53.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупций от 21.11.2003 // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 22.03.2019.
- Лимаренко, А. П. Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России/ А. П. Лимаренко, С. Е. Туркулец// Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: сб. материалов науч. Исследований молодых ученых в рамках Междунар. науч.-практ. конф./ под общ. ред. С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой.-М.: Научный консультант, 2017.- С.119–122.