Цель мастер-класса: Передача педагогического опыта лауреата конкурса «Воспитатель года» в практику работы дошкольных учреждений,представление по использованиюприемов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи:
− расширить представления педагогов о роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
− содействовать формированию у педагогов представлений, об использовании игровых приемов, основанных на организации совместной партнерской деятельности педагога и детей;
Ход мастер-класса:
— Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс. Тема моего мастер-класса: «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»
Уважаемые коллеги, что на ваш взгляд является самым ценным и дорогим в жизни человека? (ответы участников)
Вы правы, и я соглашусь с вами.
А вот когда я впервые задала детям это же вопрос, то услышала такие ответы: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Я задумалась: «Как сделать так, чтобы жизнь и здоровье стали основными ценностями для моих воспитанников?
— И тогда я поставила себе цель — надо прививать детям навыки здорового образа жизни. Ведь недаром Казахский советский поэт-акын, доживший до 99 лет Ж. Жабаев сказал: «Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!»
А для этого необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Вы со мной согласны? А что относится к здоровьесберегающим технологиям?
− Динамические паузы
− Подвижные и спортивные игры
− Релаксация.
− Пальчиковая гимнастика
− Гимнастика для глаз
− Физкультурные занятия
− Игротерапия
− Самомассаж
− Точечный массаж
− Коммуникативные игры
Одна из технологий которую я применяю в своей работе это самомассаж. Кто знает, тот обогатит свой опыт, кто не знает, я поделюсь своим опытом. Давайте мы с вами сейчас разогреемся. Сядьте поудобнее и повторяйте за мной.
«Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело»
(поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху-вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо нос нам растирать
(указательным пальцем растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем
Ладони держим козырьком
(прикладываем ко лбу ладони козырьком и растираем его движениями в стороны)
Вилку пальчиками сделай,
Массируй уши ты умело
(раздвигаем указательный и средний палец и растираем перед и за ушами)
Знаем, знаем –да-да-да!
нам простуда не страшна!
(Потирать ладошки друг о друга.)
А теперь уважаемые коллеги давайте с вами подвигаемся:
Купила бабушка себе курочку — Купила бабушка себе курочку
курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Купила бабушка себе уточку — Купила бабушка себе уточку
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Купила бабушка себе индюшонка — Купила бабушка себе индюшонка
Индюшонок фалды-балды — Индюшонок фалды-балды
(на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах — Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
(показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх — Уточка тюрюх-тюх-тюх
(показывают руками как плавает уточка)
Индюшонок фалды-балды — Индюшонок фалды-балды
(на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
Купила бабушка себе кисоньку — Купила бабушка себе кисоньку
А кисуля мяу-мяу — Акисуля мяу-мяу
(показывают, как умывается кошка)
(повторить про курочку, уточку, индюшонка, кисоньку)
Купила бабушка себе собачонку — Купила бабушка себе собачонку
Собачонка гав-гав — Собачонка гав-гав
(показывают собачьи уши)
(повторять с начала)
Купила бабушка себе коровёнку — Купила бабушка себе коровёнку
Коровёнка муки-муки — Коровёнка муки-муки
(показывают рога коровы)
(повторять с начала)
Купила бабушка себе поросёнка — Купила бабушка себе поросёнка
Поросёнок хрюки-хрюки — Поросёнок хрюки-хрюки
(показывают рукой пятачок поросенка)
(повторять с начала)
Ну, а сейчас я предлагаю массаж пальцев рук по методике су-джок терапии, данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Мы возьмем с вами шарики. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Переходим к следующей технологии это Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
− Способствует овладению навыками мелкой моторики.
− Помогает развивать речь.
− Повышает работоспособность коры головного мозга.
− Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
− Снимает тревожность
Я смотрю, вам уже не терпится придумать или показать что-то самим, поэтому для следующих упражнений мне понадобится пособия, которые вы можете изготовить самостоятельно:
1) Для пальчиковой гимнастики «Моя семья» необходимы 5 картонных кругов разного цвета, клей карандашный, ножницы и распечатанные лица членов семьи. (Каждый круг мы разрезаем по диагонали до середины, и склеиваем конус и на верх конуса мы приклеиваем картинку члена семьи и, надевая конусы на пальчики руки, обыгрываем пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья!
Еще одной очень интересной технологией является дыхательная гимнастика, она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.
Я предлагаю изготовить и обыграть пособие для дыхательной гимнастики «Мышка в норке», сделать на основе сложенного пополам картона с вырезанными ходами норку-домик мышки, и конус, сделанный из бумаги, с приклеенными ушками, хвостиком и нарисованными глазками и усиками). Проговаривая слова, на последних словах стихотворения, набрать побольше воздуха и дунуть в конус, попытавшись загнать мышку в норку.
Дыхательная гимнастика «Мышка в норке»
Серенький комок сидит
И бумажкою шуршит
Кошка к мышке подбежала
Мышка в норку убежала
Уважаемые коллеги, сегодня я поделилась с вами некоторыми технологиями, для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые я использую в своей работе. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное. А закончить сегодняшний мастер-класс хотелось бы такими пожеланиями:
- Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
- Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
- Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
- Любите своего ребенка — он ваш. Уважайте членов своей семьи, они — ваши попутчики.
- Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.
- Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример по здоровому образу жизни — лучше всякой морали.
- Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
- Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
- Лучший вид отдыха — прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка — совместная игра с родителями.
Если вам понравился мой опыт, то я думаю, вы будете применять его в своей работе, а мне остаётся только поблагодарить Вас и пожелать всем удачи.
Литература:
- Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М. П. Асташина. — Омск, 20022.
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, № 2 — С.21–28.
- Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. — М.: Энас, 2006
- Доскин В. А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В. А. Доскин, Л. Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
- Фомина, А. И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А. И. Фомина. — М.: Гардарики, 2007. — 183 с.