В статье рассказывается о марш-броске в 1999 году российских десантников из состава международного миротворческого контингента в Боснии через территорию Сербии в Косово для занятия приштинского аэропорта «Слатина». При рассмотрении вопроса сделан акцент на захват аэропорта как ключевого пункта коммуникаций для любого военного контингента, который разместился бы в Косово.
Ключевые слова: российские десантники, миротворческий контингент, марш-бросок в Приштину, аэропорт «Слатина».
Югославия, являясь одной из крупнейших европейских стран, всегда считалась общим домом для сербов, хорватов, боснийцев и других народов, как христиан, так и мусульман. Но в 1990-е годы она была ввергнута в острейший межнациональный конфликт, в результате которого федерация распалась на ряд независимых государств, которые долго вооружённым путём устанавливали свои границы и состав. На различных территориях и землях бывшей СФРЮ (Социалистической Федеративной Республики Югославия) с 1992 г. развернулся целый комплекс международных миротворческих операций, в которых приняли участие ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС, а также целый ряд стран в качестве участников коалиций по проведению отдельных операций, в том числе и Россия.
При проведении масштабных операций миротворческих сил всегда требуется организовать их непрерывное снабжение всем необходимым: боеприпасами, продуктами питания, питьевой водой и т. д. В приморских районах это можно делать через морской порт, а при проведении таких операций вдали от побережья в наши дни в основном используется снабжение по воздуху, а для этого необходимо иметь в своём распоряжении аэропорты. И о контроле над ними необходимо задумываться ещё на этапе планирования миротворческих операций. Одним из примеров борьбы за аэродромы, как ключевые объекты при снабжении своих миротворческих группировок, может служить марш-бросок российских десантников на приштинский аэродром «Слатина» в июне 1999 года.
В начале 1999 года блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, населённой как сербами, так и этническими албанцами, а также разместить войска НАТО на территории этой области, то есть на территории собственно Союзной Республики Югославии (состоящей на тот момент из Сербии и Черногории). Югославия не выполнила ультиматум. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию против Югославии [1, с. 22–40].
Операция проводилась в течение марта-июня 1999 года. Основная часть этой операции состояла в ракетных и авиационных ударах по стратегическим военным и гражданским объектам на территории Сербии [2, с. 233–240]. Вторжение сухопутных войск НАТО на территорию Косово было запланировано на 12 июня 1999 года со стороны Македонии. Первой и важнейшей целью в Косово для войск НАТО был выбран международный аэропорт «Слатина», так как он единственный в регионе обладал взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. После захвата аэропорта именно через него планировалось произвести переброску большого количества сил НАТО, а в дальнейшем снабжать введённые войска всем необходимым [2, с. 224–229, 275–279].
НАТО планировал разместить в Косово свои воинские контингенты из США, Великобритании, Франции, Италии и Германии. Для России в Косово места не нашлось. И это несмотря на то, что российский контингент, наравне с другими, давно уже участвовал в миротворческих операциях на территории бывшей СФРЮ, и успешно справлялся со всеми поставленными задачами. Тогда для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, высшим политическим и военным руководством России, во главе с Президентом России Б. Н. Ельциным, было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента. Данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны, в связи с чем операцию необходимо было провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО [1, с. 49–53; 2, с. 279–280].
В мае 1999 года майор Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, находившийся в тот момент в составе российского подразделения международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего командования совершенно секретное задание: перекрыть «воздушную аорту» НАТО между Приштиной и Македонией. В составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект — приштинский аэропорт «Слатина», и подготовиться к прибытию основных сил российского контингента. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина» [3]. Напомним, что установление контроля над аэродромом «Слатина» и ввод в Косово миротворческих сил НАТО были запланированы на 12 июня 1999 года.
Но, кроме установления скрытого контроля, аэродром «Слатина» надо было удержать от захвата его НАТОвскими войсками. Поэтому 10 июня 1999 года российскому миротворческому контингенту (из состава ВДВ России), находившемуся в Боснии и Герцеговине, поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек. Российскому батальону поставлена задача — совершить параллельный с натовским ввод войск, чтобы контролировать свой сектор Косово, а главное — захватить ключевой аэропорт в Слатине недалеко от столицы края Приштины. В целях сохранения секретности личному составу батальона до самого последнего момента не говорили, куда и зачем они готовятся выступать. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. С момента пересечения границы командование НАТО располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников, но о том, что они движутся именно на Приштину, оно могло только догадываться [4, с. 18–20].
Рис. 1. Генерал-майор Юнус-бек Евкуров и полковник запаса Сергей Павлов — командир батальона, совершившего марш в Косово и занявший аэродром «Слатина»
За одну ночь российская колонна стремительно преодолела по балканским дорогам 600 километров. Над нашей бронетехникой развевались российские флаги, и на территории как собственно Сербии, и в Косово, местное население, несмотря на позднее время, с радостью и воодушевлением встречало россиян. Машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и напитки. Участники того рейда вспоминали, что из-за такого приёма скорость движения колонны приходилось временами сбрасывать. И все же к утру 12 июня русские уже были в Слатине и заняли аэродром. Десантники быстро рассредоточились по территории аэродрома, захватили само здание аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону по периметру объекта, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года [4, с. 18–20].
Примерно в 11–00 в небе над аэродромом появился беспилотный летательный аппарат, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. С разных сторон к аэропорту подошли британские джипы и танки. В небе появились и английские вертолёты, которые предприняли попытку приземлиться на аэродроме. В ответ российские десантники стали подставлять под них свои БТРы. Несколько таких энергичных виражей наших БТР на лётном поле заставили пилотов отказаться от посадки. Тогда британский генерал Майкл Джексон, командовавший группировкой сил НАТО на Балканах, лично возглавил продвижение английской танковой колонны, и довел её до аэродрома. Не обращая внимание на российских военных, он начал было подавать команды своим танкистам, чтобы те въехали на аэродром. В ответ наши десантники расчехлили гранатометы и взяли на прицел НАТОвские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Батальон российских десантников выполнил свою задачу. Высадка основного контингента НАТО в единственном пригодном для этого месте стала невозможной [4, с. 20, 21; 5].
Рис. 2. Противостояние российских десантников и британских танкистов в аэропорту «Слатина», 1999 г.
По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми планировалось перебросить не менее двух полков ВДВ и тяжёлую военную технику. Однако Венгрия (к тому времени уже член НАТО) и Болгария (тоже уже союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора. В результате, в течение нескольких дней, пока происходили переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и министров обороны, 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО. Всё это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» находились друг напротив друга в боевом напряжении. На территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.
В ходе переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые отводились для контроля Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски вооружённых сил и их снабжения. В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием [1, с. 346–349; 2, с. 280, 281].
В новейшей истории российской армии приштинский марш-бросок навсегда остался примером умелой координации действий подразделений, готовности наших военных действовать в особой обстановке, добиваться успешного результата в самых трудных условиях.
Между тем не стоит забывать о причинах, подвигнувших российских политиков и военных на такой шаг. Бросок на Приштину и захват аэродрома «Слатина» является ярким примером борьбы за аэродромы базирования авиации, как боевой для активных действий, так и военно-транспортной в целях снабжения своих сухопутных группировок по воздуху всем необходимым.
Литература:
- Кольтюков А. А., Васильева Н. В., Куницкий П. Г. и др. Военная политика стран НАТО на Балканах и обеспечение безопасности России на рубеже XX — XXI вв. М.: Акад. Проект, 2006. 479 с.
- Морозов Ю. В., Глушков В. В., Шаравин А. А. Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества. М.: Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, 2001. 376 с.
- Интервью Президента Республики Ингушения Ю. Б. Евкурова телеканалу «Вести», июнь 2009 г. / интернет-ресурс «Вести.ру»: https://www.vesti.ru/doc.html?id=265963 (дата доступа: 17.01.2018 г.).
- Павлов С. Бросок на Косово // «Братишка». 2000. 26 июля — 10 августа. с. 18–21.
- Котенок Ю. Приштинский бросок / интернет-ресурс «Завтра.ру»: http://zavtra.ru/blogs/prishtinskij-brosok (дата доступа: 17.01.2018 г.).