Создание предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.11.2019

Статья просмотрена: 1294 раза

Библиографическое описание:

Дерягина, Е. В. Создание предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей / Е. В. Дерягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 338-339. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63523/ (дата обращения: 16.11.2024).



Играть с детьми интересно и весело. Они полны любви, энергичны, игривы, беззаботны, независимы, непредсказуемы, порой трудны и всегда удивляют. Самый лучший способ развития детей — обеспечить их тем, что им нужно, т. е. окружить их благоприятной средой для изучения и в то же время безопасной средой, людьми, которые будут своевременно реагировать на их эмоциональные и интеллектуальные потребности. Большую роль в развитии ребенка имеет окружающая среда дома. Идеальным условием является наличие детской комнаты, но это не всегда возможно. Одно только наличие детской комнаты, даже самой ультрасовременной, с точки зрения родителей, не решит основную задачу — развивать ребенка. Что же является важным для ребенка, для того чтобы он полноценно развивался и стал гармоничной личностью? Что же такое развивающая среда? В такой среде не должно быть случайных и лишних предметов, все необходимо продумать.

Мебель. Ребенка иногда можно сравнить с лилипутом в стране великанов — большинство вещей, интересных ему, являются недоступными. Необходимо подготовить пространство для ребенка так, где все пособия будут доступны и находятся на уровне его роста. Можно приобрести легкие стульчики и столик и коврик, которые ребенок по желанию может самостоятельно перенести в любой уголок комнаты. Но этого недостаточно. Главное, направлять деятельность ребенка так, чтобы он сам пользовался этими предметами, ставил бы их на место, после того, как привел в беспорядок, строил бы снова, после того, как разрушил; чистил бы их, мыл, сметал пыль. Так, создается особая работа, которая, как показал опыт, необычайно подходит маленьким детям. Они и на самом деле все чистят и приводят в порядок и делают это с огромным удовольствием, а вместе с тем приобретают ловкость.

Дидактические материалы ипособия. Огромное значение для создания развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Для чего нужны эти материалы? Любой дидактический материал преследует 2 цели: прямую и косвенную. Прямую ставит перед собой ребенок, например, играет с цветными цилиндрами. Косвенную цель ставит взрослый: когда ребенок собирает эти цилиндры, у него развивается восприятие цвета, он учится координировать движения, концентрировать внимание, а заодно готовится к изучению математики.

Для чего нужны эти материалы?

  1. Работая самостоятельно с дидактическими материалами, ребенок учится ставить перед собой конкретные цели.
  2. Он получает практические навыки разрешения задач.
  3. Учится находить собственные ошибки и исправлять их, ведь он действует методом проб и ошибок.

Специально подготовленная развивающая среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Детская среда должна повторять взрослую, а значит первыми игрушками должны быть вещи, которыми мы взрослые пользуемся в быту.

Материалы должны быть:

– привлекательными, ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира;

– помогать упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания, т. о. ребенок учится понимать природу и ориентироваться в ней;

– способствовать удовлетворению малыша желания двигаться. Ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук, ног.

– Дают возможность самому находить свои ошибки и исправлять их.

Дидактические материалы создают развивающую среду. В такой среде ребенок быстро усваивает законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; стекло бьется, песок сыплется, предметы бывают широкими и узкими, большими и маленькими и т. д.

Чтобы не нарушался порядок в игрушках и дидактических материалах, необходимо систематизировать их. Для этого можно разделить комнату на небольшие зоны, это поможет сохранять порядок и видеть, какое занятие выбирает ребенок.

Итак, зоны развития, или Где что лежит.

– Зона практической жизни. Где ребенок сможет научиться заботиться о себе (предметы для пересыпания, переливания; рамки с застежками, части одежды со всевозможными застежками, предметы для сервировки стола, предметы для уборки помещения и т. д.).

– Зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все необходимые ощущения: развивать зрение, осязание, вкус, слух, научится различать высоту, длину, форму предметов, познакомиться с их свойствами.

– Математическая зона (наборы с геометрическими телами, бусины, коробка с секциями от 0 до 9 (освоение понятия количества, счет).

– Зона языкового развития. В этой зоне пополняется словарный запас (шершавые буквы, прописи (углубления в доске), шумовые цилиндры.

– Зона естественнонаучного воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии предметов, о культуре разных народов (географические карты, природные карты (листья, цветы, деревья)).

Дополняют окружающую среду такими зонами как музыкальная, зона искусства, двигательной активности и др. эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка.

Создайте ребенку развивающую среду! Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству. Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще давайте ребенку играть с предметами домашнего обихода. Ставьте записи с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, пластилин, клей.

И, в завершении, хотелось бы прочесть небольшое стихотворение.

Когда ты с улыбкой глядишь на меня,

Когда обнимаешь и нежишь,

Когда говоришь и внимательно слушаешь,

Я расту, я расту, я расту.

Мы можем помочь детям расти и развиваться, побуждая их к разного рода деятельности и, конечно, проявляя любовь и заботу.

Литература:

  1. Силберг, Дж. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет/Дж. Силберг; пер с англ. П. А. Самсонов. — 7-е изд. — Минск: «Попурри», 2008. — 160 с.: ил.
  2. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 5 лет / В. Г. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2013. — 224 с. — (Популярные развивающие методики).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая среда, зона, материал, детская комната, окружающий мир, предмет.


Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Проектирование дистанционной программы формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста

Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ

Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Проектирование дистанционной программы формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста

Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ

Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Задать вопрос