Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.07.2019

Статья просмотрена: 1168 раз

Библиографическое описание:

Зайцев, А. А. Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой деятельности / А. А. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63536/ (дата обращения: 19.12.2024).



Категория «юридический процесс» активно исследуется современными теоретиками права. Так, Ю. Г. Арзамасов дает определение юридическому процессу как юридическим действиям, направленным на реализацию установленного законодательством права [9]. Традиционно нормотворческий процесс рассматривается как один из видов юридического процесса, которому присущи индивидуальные особенности, поскольку нормы права рождаются непосредственно в процессе нормотворческой деятельности. Этим, на наш взгляд, и объясняется неугасающий интерес к нормотворческому процессу, позволяющему создавать различные по юридической силе нормативные документы.

Необходимо выделить основные признаки нормотворческого процесса, к которым можно отнести следующие:

а) выступает первичным элементом в механизме правового регулирования;

б) осуществляется как исполнительными, так и представительными органами власти в строгом соответствии с нормотворческой компетенцией органа;

в) основной целью нормотворческого процесса выступает систематизация и упорядочение общественных отношений;

г) нормативный документ является результатом нормотворческого процесса.

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее реализации органы власти выполняют следующие виды нормотворческого процесса:

– законотворческий, его результатом являются нормативные указы Президента, постановления и другие нормативные правовые акты Правительства;

– ведомственный нормотворческий процесс представляет собой нормотворческий процесс субъектов Федерации;

– локальный нормотворческий процесс, подразделяющийся на нормотворческий процесс местных органов власти и корпоративный нормотворческий процесс.

Неотъемлемым признаком правотворческой деятельности выступает стадийность. Общего мнения по поводу определения стадий правотворчества в теории государства и права не выработано. Так, В. В. Лазарев и С. В. Липень выделяют три стадии правотворчества: подготовку проекта нормативного акта; принятие акта и введение его в действие [10].

В свою очередь В. М. Сырых обозначает шесть стадий: принятие решения о внесении изменений в систему действующих норм права; подготовку проекта нормативного правового акта; рассмотрение его правотворческим органом; обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами; принятие и опубликование акта [11].

Четыре стадии правотворческого процесса выделяет В. Ю. Картухин: правотворческая инициатива; обсуждение проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта; обнародование принятого акта [12].

Мы полагаем, что стадии нормотворческого процесса зависят от вида правотворчества. При этом имеются существенные отличия порядка принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов.

В зависимости от субъекта, который участвует в создании права,

О. А. Пучков выделяет четыре вида правотворчества: референдум; принятие уполномоченными органами государства нормативных правовых актов; санкционирование государством обычаев; выработка судебного прецедента [13].

У каждого из вышеназванных видов правотворчества есть своя юридическая регламентация, а также уровень правового регулирования и стадийность.

Наиболее часто предметом исследования в теории государства и права выступают стадии законодательного процесса. Например, по мнению

В. Ю. Картухина, во всех государствах, независимо от их политического, территориального устройства либо формы правления можно выделить четыре стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие и утверждение закона; его обнародование [12, c. 364].

Теоретики права, например, О. А. Пучков, выделяют шесть стадий законотворческого процесса:

1) Внесение законопроекта в Государственную Думу и рассмотрение его в первом чтении.

2) Доработка, устранение недостатков и рассмотрение законопроекта во втором чтении.

3) Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

4) Рассмотрение закона Советом Федерации.

5) Рассмотрение Президентом РФ федеральных законов.

6) Вступление в силу закона и его обнародование [14].

Первым этапом правотворческого процесса является подготовка проекта. Начинается он с принятия решения и утверждения планов разработки нормативных правовых актов. Инициаторами законопроекта может выступать Президент, правительство РФ, постоянные комитеты Государственной Думы, а также другие органы, имеющие право законодательной инициативы.

Следующим этапом правотворческого процесса является проведение предварительных работ, за которыми следует стадия составления текста проекта. Целью создания проектов нормативных актов может выступать как решение новых вопросов, требующих правового регулирования, так и устранение пробелов, имеющихся в законодательстве.

Третий этап связан с подготовкой первоначального текста проекта, в содержательном плане он является одним из важнейших для правотворческого процесса, поскольку формулируются положения, которые в дальнейшем и станут нормами права. При разработке сложных проектов создаются комиссии, которые включают в себя представителей заинтересованных органов, общественных организаций. После разработки первоначального проекта, начинается его предварительное обсуждение, которое осуществляется с участием заинтересованных органов, организаций и общественности.

Подготовленные проекты подвергаются всесторонней экспертизе (правовой, экологической финансовой и др.), призванной способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений. После учета предложений и устранения замечаний проект проходит окончательное редактирование. Как правило, этим занимается та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Вторым этапом правотворческой процедуры является деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта. Проект вносится в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, которые его готовили. Правом законодательной инициативы наделены полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Следующей стадией правотворческого процесса является внесение в повестку дня заседания рассмотрения проекта, за которым идет обсуждение и официальное принятие проекта.

На заключительной стадии правотворческого процесса принятый нормативный акт публикуют в предусмотренных законом печатных органах, публикуют на электронных порталах. Нормативные акты, которые так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности гражданина, не имеют юридической силы, если они не были официально опубликованы.

Вышеперечисленные стадии правотворческого процесса детально регламентированы. Рассмотрение законопроектов осуществляется в нескольких чтениях, это дает возможность в деталях рассмотреть проект и внести в него необходимые поправки.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что лишь обязательное и качественное прохождение всех стадий нормотворческого процесса позволит принять качественный нормативный правовой акт, отвечающий поставленным целям и задачам.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т / С. С. Алексеев. — Свердловск: изд. СЮИ, 1973. — Т. 2. — 402 с.
  2. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 506 с.
  3. Марксистко-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия / С. Н. Братусь, В. Е. Гулиев, А. И. Денисов и др. — М., 1970. — 622 с.
  4. Мицкевич А. В. Правотворчество в СССР / А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, С. А. Пяткина и др. — М., 1974. — 319 с.
  5. Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 41 с.
  6. Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2017. — 439 с.
  7. Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Самара, 2000. — 26 с.
  8. Тихомирова Ю. А. Правовые акты: учеб.-практич. и справочное пособие / Ю. А. Тихомирова, И. В. Котелевская. — М., 1999. — 381 с.
  9. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. — М.: Юрлитинформ, 2013. — С. 126.
  10. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 284.
  11. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. — С. 176.
  12. Картухин В. Ю. Правотворчество в современном российском государстве // Теория государства и права: учеб. для бакалавров / [Р. Б. Головкин и др.]; под ред. Р. Б. Головкина, Т. Н. Радько, Р. А. Ромашова; Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2015. –С. 363.
  13. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр. Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — С. 196.
  14. Пучков О. А. Правотворчество // Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нормотворческий процесс, правотворческий процесс, законодательная инициатива, нормативный правовой акт, подготовка проекта, правовое регулирование, стадий, Государственная Дума, законодательный процесс, нормативный акт.


Задать вопрос