В настоящее время в нескольких законодательных актах, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления закреплено определение местного самоуправления [1].
В Европейской хартии установлено, что местное самоуправление — это право и способность ОМС реализовать и контролировать дела, которые относятся к компетенции местного самоуправления, при этом действовать в рамках законодательства в целях осуществления интересов народа и под самостоятельную ответственность. Хартия относится к группе международных законодательных актов, что говорит о несомненной важности и неотъемлемости органов местного самоуправления в странах, принявших данную хартию.
Конституция РФ определяет местное самоуправление, как самостоятельное решение народом конкретного субъекта вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение объектами, являющимися муниципальной собственностью.
Отсутствует однозначная точка зрения, касательно природы местного самоуправления. Если брать во внимание традиционный подход к его природе, то местное самоуправление рассматривается через призму государственной власти.
Сторонники данного подхода отмечают, что государственное и муниципальное управление схожи по своей сути. Их главной общей чертой является то, что они оба решают социально значимые вопросы общества и государства [3].
Так, муниципальным управлением признается вид социального управления, который осуществляется области местного самоуправления. Такой вид управления направлен на разрешение вопросов местного значения.
Иными словами, местное самоуправление служит разновидностью общественной власти, которая, в свою очередь, осуществляется в конкретных формах управления. Такой признак обособляет местную власть от иных видов властей, наделяя её самостоятельными признаками.
Невозможно осуществлять местное самоуправление без управления общественных процессов. Реализация местного самоуправления невозможна с отрывом муниципального управления.
Муниципальное управление служит необходимым элементом местного самоуправления.
Необходимо отметить, что такая система должна обязательно включать в себя объект и субъект.
Что касается субъекта муниципального управления, то законодательство о местном самоуправлении устанавливает формы его организации.
Методы воздействия на объект муниципального управления зависит от вида субъекта.
Сам объект муниципального управления представляется в виде муниципального хозяйства, которое включает в себя отношения двух уровней.
Первый уровень таких отношения заключается в поведении граждан, населяющих муниципальное образование, второй уровень — это муниципальная собственность и непосредственно сама территория самоуправления.
Объект управления различает методы воздействия на элементы объекта.
Данный фактор позволяет эффективно реализовывать функции муниципального управления [].
В настоящий момент проходит реформа местного самоуправления, целью которой является увеличение эффективности государственного и муниципального управления, что в свою очередь станет причиной улучшения качества жизни населения страны.
В связи с этим местное самоуправление рассматривается через призму социальной активности граждан. Местное самоуправление, являющееся частью всей системы публичной власти, способно повысить социальную активность населения, которая служит предпосылкой динамичного развития муниципального образования.
Также в настоящее время существует проблема ограничения местного самоуправления. Это проявляется в попытках объединить местные органы управления в более крупные.
С точки зрения тех, кто поддерживает данную концепцию, такое объединение позволит сэкономить материальные и иные ресурсы, которые требуются для реализации их полномочий.
Региональные руководители зачастую недовольны муниципалитетами, в частности, причиной их негативного отношения являются проблемы жилищно-коммунального хозяйства, проблемы выплаты заработной платы и иные проблемы.
Они полагают, что объединение территорий муниципальных образований позволит объединить их доходы.
Данной точки зрения также придерживаются и иностранные авторы. Например, P. Swianiewicz в своей статье указывает, что такое объединение будет иметь несомненные плюсы, заключающиеся в приросте дохода муниципального образования, более легком управлении им за счет единообразия [6].
Основной причиной создания данной программы будет и то, что у местного самоуправления собственной компетенции. Ведь ни органы государственной власти, ни государственные должностные лица не могут их осуществлять. Поэтому необходимо реформирование образований именно на местном уровне.
Проблему местного самоуправления также исследовал и С. А. Коршунов в своей диссертации на тему «Правовое регулирование государственного контроля в сфере местного самоуправления» [2].
Суть его диссертационного исследования заключается в рассмотрении самой природы государственного контроля с области МС, его правовых основ, а также в анализе порядка государственного контроля в других странах.
Автор делает акцент на том, что публичное управление в России достаточно динамично развивается, наравне с системой государственной и местной власти.
Такое динамичное реформирование порождает некоторые пробелы в подсистеме публичного управления. Автор находит решение данной проблемы в государственном контроле.
Именно он способен связать различные уровни власти. Контроль также способствует независимой оценке различных реформ, тогда, как применяемые методы не всегда являются эффективными и достаточными.
Относительно данной темы высказывался и Ian C. Elliott в своей статье Reimagining the future public service workforce [5]. Он видел решение такой проблемы в том, что необходимо укрепить аппарат местного самоуправления, иными словами, повышать навыки и компетенцию государственных служащих.
Говоря о методологической роли в понятии природы местного самоуправления, то стоит отметить определение Конституционного Суда РФ № 236-О [7], устанавливающее то, что самоуправление осуществляется на базе объединения общественных и государственных начал.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ N 3-П [8] суд указывает, что по термину «орган власти» нельзя говорить о местном самоуправлении, как о государственной власти. Отмечено, что публичная власть может быть также и муниципальной.
Так, например, некоторые нормативные акты предусматривают, что народ конкретного субъекта может посредством референдума большинством голосов отказаться от применения права на организацию самоуправления.
Несомненно, нельзя не согласиться с позицией суда по этому поводу, ведь местное самоуправление — есть прямая и необходимая форма осуществления власти народом, а также является неотъемлемой основой конституционного строя государства.
Таким образом, местное самоуправление — это право и способность ОМС реализовать и контролировать дела, которые относятся к компетенции местного самоуправления, при этом действовать в рамках законодательства в целях осуществления интересов народа и под самостоятельную ответственность.
Литература:
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Дипломатический вестник», N 10, 1998.
- Коршунов С. А. «Правовое регулирование государственного контроля в сфере местного самоуправления» // http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-munitsipalnogoupravleniya
- Павлов Н. В. «Правовое регулирование муниципального управления» диссертация ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Павлов, Николай Владимирович // http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovaniemunitsipalnogo-upravleniya
- Сёмкина Т. Б. «Органы местного самоуправления: правовое регулирование отношений с государственной властью в регионе» // http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-munitsipalnogoupravleniy
- Ian C. Elliott. Reimagining the future public service workforce // Local Government Studies Volume 45, 2019 — Issue 2.
- Swianiewicz P. If territorial fragmentation is a problem, is amalgamation a solution? // Journal. Local Government Studies. Volume 44, 2018 — Issue 1: Special issue on privatization, contracting-out and inter-municipal cooperation: new developments in local public service delivery.
- Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 236-О // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70781968/
- Постановление конституционного суда РФ от 01.02.96 n 3-п «по делу о проверке конституционности ряда положений устава — основного закона читинской области» // https://zakonbase.ru/content/base/10920