Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Саетгареева, Ш. Л. Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан) / Ш. Л. Саетгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63552/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения является сегодня одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Башкортостан.

В Башкортостане здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс и является одним из условий динамичного развития региона. Социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни населения.

Рассмотрим далее ряд ключевых направлений совершенствования управления системой здравоохранения в Республике Башкортостан.

Для решения вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правового регулирования необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.

В настоящее время день действующие подзаконные нормативно-правовые акты нуждаются в коренном реформировании в соответствии с новыми законами.

В частности, необходимо более детально регламентировать:

− вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;

− разработку административных регламентов, определяющих порядок поэтапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, а также стоимости оказанных услуг;

− разработку и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу;

− разработку механизма реализации правоотношений по предоставлению пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимых данных и сроки их предоставления;

− внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг пациентам, включая алгоритм реализации права пациента на выбор врача в условиях многопрофильных стационаров, с учетом норм административного и трудового права;

− разработку порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций;

− закрепление в локальных правовых актах норм оптимизации административно-правового механизма ресурсного обеспечения многопрофильных лечебных учреждений;

− оформление информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи и отказа от медицинской помощи.

Формирование механизмов реализации отдельных норм посредством внедрения административных регламентов и локальных правовых актов позволит повысить как качество и эффективность медицинской услуги, так и реализацию действующих федеральных законов.

Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОСМ). В настоящее время миссия ФОМСов четко не определена. Фонды осуществляют одновременно и административные, и контрольные функции. При этом в системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС — территориальные фонды», что приводит к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.

Кроме того, внутри самой системы обязательного медицинского страхования есть ряд нерешенных проблем:

− отсутствие четкого механизма принятия управленческих решений;

− сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;

− отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

− отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;

− несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.

Для решения названных проблем необходимо формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией и включает в себя:

− передачу части полномочий федерального центра регионам, при этом за федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;

− появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;

− возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.

Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, минимизировать или устранить дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.

Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, например, системы ценообразования.

Недостаточно эффективное действие государственной программы «Земский доктор» выражается в уменьшении количества медицинских работников, особенно на селе.

Что на практике, в первую очередь, привлекает внимание молодых медицинских работников — это предложение по выплате 1 млн. руб. каждому, кто подпишет контракт как минимум на пятилетнюю работу в сельской местности.

Программу «Земский доктор», ориентированную на привлечение врачей в сельскую местность, предложили продлить. Однако правительство не поддержало данный законопроект, объясняя это тем, что программу «Земский доктор» в целом нельзя назвать успешной. В полной мере переселение врачей в сельскую местность не удалось. В абсолютном большинстве случаев врачи возвращаются в города, отработав срок контракта. Нередко контракты расторгаются досрочно с возвращением «неотработанной» части полученной компенсации, в ряде случаев добровольно, а иногда и через суд. Не урегулирован также вопрос с уходом в декрет. Подписав контракт и родив ребенка, женщина-врач может с легкостью избежать выполнения условий контракта.

Среди недостатков программы отмечается низкий уровень зарплат и отсутствие служебного жилья (хотя в некоторых районах этот вопрос все же решается). Изначально предполагалось, что миллион пойдет как раз на покупку жилья — но, как отмечалось выше, мало кто из участников программы готов воспринимать переезд как окончательный, а не как вахтовый. В итоге миллион рублей быстро и неэффективно тратится на аренду и иные неотложные нужды. Участник программы чувствует себя ущемленным по сравнению, например, с бывшим однокурсником, который остался работать в городской клинике.

Нарекания врачей вызывает и общее состояние сельских больниц. Для пациентов сложно ездить на необходимые обследования в райцентры за десятки километров. Да и выписывать лекарства приходится с оглядкой — сможет ли пациент доехать до аптеки, хватит ли ему денег на покупку назначенного препарата? Конечно, ни о каком ценном опыте и повышении квалификации в такой ситуации говорить не приходится. Хорошо, если удается хотя бы не забыть то, чему учили в вузе.

Остается констатировать, что идея изолированной поддержки сельской медицины оказалась неэффективной в отрыве от комплексной поддержки села. Чтобы врачи (а также учителя и другие необходимые специалисты) работали на селе — необходим сколько-нибудь достойный уровень жизни. А для этого нужны не только больницы, обеспеченные всем необходимым, но и доступные магазины, хорошая инфраструктура и т. д.

В этом плане многое зависит от местной власти — то есть от того самого «земства», благодаря которому и появились когда-то земские врачи. Миллион рублей, предлагаемый бюджетом, — неплохое подспорье для мотивации врачей на переезд. Но о том, как удержать врачей, должны думать уже местные чиновники. И этот вопрос не может решаться отдельно от других проблем, стоящих перед сельскими властями. Стоит позаботиться о том, чтобы врач получил служебное жилье (или хотя бы максимально дешевую аренду). Нужно решить вопрос с транспортом и связью, чтобы врачи не чувствовали себя изолированными. Наконец, необходимо думать и о том, чтобы супруг или супруга врача смогли найти работу, а дети не испытывали сложностей с обучением в школе. Для многих населенных пунктов это утопия, но в некоторых всё же имеются некие перспективы, которые могут быть реализованы при грамотном управлении.

Литература:

1. Доктор станет ближе // Российская газета — Неделя № 197(7955).

2. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения // Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 102–104. — URL https://moluch.ru/archive/32/3659/ (дата обращения: 27.10.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, Башкортостан, сельская местность, врач, отсутствие, служебное жилье, федеральный центр.


Похожие статьи

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование социального обслуживания инвалидов на территории Курской области

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование регионального управления развитием мусороперерабатывающей сферы деятельности в Краснодарском крае

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Совершенствование системы потребительского кредитования на примере ОАО «РоссельхозБанк»

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Похожие статьи

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование социального обслуживания инвалидов на территории Курской области

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование регионального управления развитием мусороперерабатывающей сферы деятельности в Краснодарском крае

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Совершенствование системы потребительского кредитования на примере ОАО «РоссельхозБанк»

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Задать вопрос