Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения является сегодня одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Башкортостан.
В Башкортостане здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс и является одним из условий динамичного развития региона. Социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни населения.
Рассмотрим далее ряд ключевых направлений совершенствования управления системой здравоохранения в Республике Башкортостан.
Для решения вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правового регулирования необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.
В настоящее время день действующие подзаконные нормативно-правовые акты нуждаются в коренном реформировании в соответствии с новыми законами.
В частности, необходимо более детально регламентировать:
− вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;
− разработку административных регламентов, определяющих порядок поэтапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, а также стоимости оказанных услуг;
− разработку и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу;
− разработку механизма реализации правоотношений по предоставлению пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимых данных и сроки их предоставления;
− внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг пациентам, включая алгоритм реализации права пациента на выбор врача в условиях многопрофильных стационаров, с учетом норм административного и трудового права;
− разработку порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций;
− закрепление в локальных правовых актах норм оптимизации административно-правового механизма ресурсного обеспечения многопрофильных лечебных учреждений;
− оформление информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи и отказа от медицинской помощи.
Формирование механизмов реализации отдельных норм посредством внедрения административных регламентов и локальных правовых актов позволит повысить как качество и эффективность медицинской услуги, так и реализацию действующих федеральных законов.
Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОСМ). В настоящее время миссия ФОМСов четко не определена. Фонды осуществляют одновременно и административные, и контрольные функции. При этом в системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС — территориальные фонды», что приводит к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.
Кроме того, внутри самой системы обязательного медицинского страхования есть ряд нерешенных проблем:
− отсутствие четкого механизма принятия управленческих решений;
− сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;
− отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
− отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;
− несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.
Для решения названных проблем необходимо формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией и включает в себя:
− передачу части полномочий федерального центра регионам, при этом за федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;
− появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;
− возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.
Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, минимизировать или устранить дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.
Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, например, системы ценообразования.
Недостаточно эффективное действие государственной программы «Земский доктор» выражается в уменьшении количества медицинских работников, особенно на селе.
Что на практике, в первую очередь, привлекает внимание молодых медицинских работников — это предложение по выплате 1 млн. руб. каждому, кто подпишет контракт как минимум на пятилетнюю работу в сельской местности.
Программу «Земский доктор», ориентированную на привлечение врачей в сельскую местность, предложили продлить. Однако правительство не поддержало данный законопроект, объясняя это тем, что программу «Земский доктор» в целом нельзя назвать успешной. В полной мере переселение врачей в сельскую местность не удалось. В абсолютном большинстве случаев врачи возвращаются в города, отработав срок контракта. Нередко контракты расторгаются досрочно с возвращением «неотработанной» части полученной компенсации, в ряде случаев добровольно, а иногда и через суд. Не урегулирован также вопрос с уходом в декрет. Подписав контракт и родив ребенка, женщина-врач может с легкостью избежать выполнения условий контракта.
Среди недостатков программы отмечается низкий уровень зарплат и отсутствие служебного жилья (хотя в некоторых районах этот вопрос все же решается). Изначально предполагалось, что миллион пойдет как раз на покупку жилья — но, как отмечалось выше, мало кто из участников программы готов воспринимать переезд как окончательный, а не как вахтовый. В итоге миллион рублей быстро и неэффективно тратится на аренду и иные неотложные нужды. Участник программы чувствует себя ущемленным по сравнению, например, с бывшим однокурсником, который остался работать в городской клинике.
Нарекания врачей вызывает и общее состояние сельских больниц. Для пациентов сложно ездить на необходимые обследования в райцентры за десятки километров. Да и выписывать лекарства приходится с оглядкой — сможет ли пациент доехать до аптеки, хватит ли ему денег на покупку назначенного препарата? Конечно, ни о каком ценном опыте и повышении квалификации в такой ситуации говорить не приходится. Хорошо, если удается хотя бы не забыть то, чему учили в вузе.
Остается констатировать, что идея изолированной поддержки сельской медицины оказалась неэффективной в отрыве от комплексной поддержки села. Чтобы врачи (а также учителя и другие необходимые специалисты) работали на селе — необходим сколько-нибудь достойный уровень жизни. А для этого нужны не только больницы, обеспеченные всем необходимым, но и доступные магазины, хорошая инфраструктура и т. д.
В этом плане многое зависит от местной власти — то есть от того самого «земства», благодаря которому и появились когда-то земские врачи. Миллион рублей, предлагаемый бюджетом, — неплохое подспорье для мотивации врачей на переезд. Но о том, как удержать врачей, должны думать уже местные чиновники. И этот вопрос не может решаться отдельно от других проблем, стоящих перед сельскими властями. Стоит позаботиться о том, чтобы врач получил служебное жилье (или хотя бы максимально дешевую аренду). Нужно решить вопрос с транспортом и связью, чтобы врачи не чувствовали себя изолированными. Наконец, необходимо думать и о том, чтобы супруг или супруга врача смогли найти работу, а дети не испытывали сложностей с обучением в школе. Для многих населенных пунктов это утопия, но в некоторых всё же имеются некие перспективы, которые могут быть реализованы при грамотном управлении.
Литература:
1. Доктор станет ближе // Российская газета — Неделя № 197(7955).
2. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения // Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 102–104. — URL https://moluch.ru/archive/32/3659/ (дата обращения: 27.10.2019).