В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В работе исследуется государственные закупки при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Большое место уделено анализу государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, выявлены актуальные проблемы в сфере закупок.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, Главное управление МЧС России по Оренбургской области, контрактная служба, совершенствование государственных и муниципальных закупок, нарушение законодательства РФ.
Система государственных закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд является общепризнанной в мировой практике. Целью функционирования системы государственных закупок при обеспечении гражданской обороны и защиты населения является обеспечении экономии государственных расходов и эффективного расходования бюджетных средств. [2]
Для осуществления проведения государственных закупок для обеспечения гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций была создана контрактная служба Главного управления МЧС России по Оренбургской области, которая работает на основании приказа Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29.01.2016 г. № 85 «О назначении контрактного управляющего и создании Единой комиссии, осуществляющей функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд Главного управления МЧС России по Оренбургской области». [3]
Положение, на основании которого работают контрактные управляющие Главного управления МЧС России по Оренбургской области, определяет цели, задачи, функции, полномочия и порядок деятельности Единой комиссии, осуществляющей функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд Главного управления МЧС России по Оренбургской области путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
Единая комиссия в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области является коллегиальным органом заказчика и действует на постоянной основе. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки, при этом определяют состав комиссии и порядок её работы, а также назначают председателя Единой комиссии.
На основании Положения «о Единой комиссии, осуществляющей функции по осуществлению закупок путём проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд Главного управления МЧС России по Оренбургской области», утвержденного Приказом Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29 января 2016 г. № 85 «О назначении контрактного управляющего и создании Единой комиссии, осуществляющей функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд Главного управления МЧС России по Оренбургской области» установлено, что заказчик вправе включить в комиссию сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) исходя из целесообразности совмещения двух административно значимых должностей. [1]
Согласно официальному сайту Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru специалисты Главного управления МЧС России по Оренбургской области размещают информацию о проводимых закупок с 2014 года. Сводные данные о количестве проводимых закупок в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество проводимых закупок вГлавном управлении МЧС России по Оренбургской области за период 2014–2018гг.
Годы |
Количество закупок |
Вид закупки |
С привлечением субъектов малого предпринимательства иорганизаций инвалидов |
|||
запрос котировок |
Электронныйаукцион |
закупка уединственного поставщика |
Открытый конкурс |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2018 |
109 |
35 |
12 |
62 |
- |
40 |
2017 |
92 |
18 |
31 |
43 |
- |
29 |
2016 |
55 |
- |
14 |
41 |
- |
6 |
2015 |
74 |
4 |
25 |
45 |
- |
14 |
2014 |
98 |
- |
56 |
41 |
1 |
11 |
Итого |
428 |
57 |
138 |
232 |
1 |
100 |
За последние 5 лет (2014–2018 гг.) контрактной службой Главного управления МЧС России по Оренбургской области проводится запрос котировок, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), открытый конкурс.
Исходя из данных, представленных в таблице 1, в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области преобладают закупки, совершенные у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Преимущественно размещают заявки по оказанию амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам ГПС Главного управления МЧС России по Оренбургской области и поставку ГСМ, закупка канцелярских принадлежностей и спецодежды для нужд ГУ МЧС России по Оренбургской области, на оказание услуг по спецсвязи, фельдъегерской службы.
Отмечается значительный рост проведения закупок способом «запрос котировок» 4 закупки в 2015 году против 35 закупок в 2018 году, а также незначительный рост закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 41 заключенный государственный контракт в 2014 и 2016 годах против 62 государственных контрактов в 2018 году.
Доля способов закупок, осуществленных Главным управлением МЧС России по Оренбургской области в период 2014–2018 гг., представлена на рисунке 1
Рис. 1. Доля способов закупок, осуществленных Главным управлением МЧС России по Оренбургской области в период 2014–2018 гг.
За период 2014–2018 гг. закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составило 232 закупки, что составляет 54 % от всех закупок за период 2014–2018 гг., проведение закупок электронным аукционом провелось 138, что составило 32 %, запрос котировок использовали 57 раз, что составило 14 % от общего количества.
Таблица 2
Соотношение способов закупок в% в 2018 году к 2014 году вГлавном управлении МЧС России по Оренбургской области
Способ закупки |
Годы |
Соотношение способов закупок в% в 2018г. к 2014г. |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Запрос котировок |
- |
4 |
- |
18 |
35 |
- |
Электронный аукцион |
56 |
25 |
14 |
31 |
12 |
21,4 |
Закупка у единственного поставщика |
41 |
45 |
41 |
43 |
62 |
151,2 |
Открытый конкурс |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Исходя из данных таблицы 2 можно сказать, что произошел спад проведения электронного аукциона почти на 80 %, но при этом произошел рост закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на 51 %.
Запрос котировок вырос в 8,7 раз по отношению 2018 года к 2015 году, что в процентном соотношении составляет 875 %.
В 2019 году по состоянию на август 2019 года была проведена 41 закупка на сумму 29 млн. руб. Путем электронного аукциона было проведено 13 государственных закупок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — 25, запрос котировок в электронной форме — 3. Среди них у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организации заключено 15 контрактов.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд Главного управления и подчиненных подразделений производится на основе планирования. Планы закупок и планы-графики закупок на 2017 год и планируемый период 2018 и 2019 годов размещены в структурированном виде в единой информационной системе. Формирование закупок осуществляется с учетом приказа МЧС России от 12.08.2016 № 431 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения», устанавливающего предельный уровень закупаемых товаров, работ и услуг по объему и их стоимости.
При формировании плана закупок заказчик определяет цели закупок в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ, а также учитывает установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, нормативные затраты на обеспечение функций Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
В результате проведенного анализа организации государственных закупок для обеспечения гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области было выявлено, в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области преобладают закупки, совершенные у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Преимущественно размещают заявки по оказанию амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам ГПС Главного управления МЧС России по Оренбургской области и поставку ГСМ, закупка канцелярских принадлежностей и спецодежды для нужд ГУ МЧС России по Оренбургской области, на оказание услуг по спецсвязи, фельдъегерской службы; отмечается значительный рост проведения закупок способом «запрос котировок» 4 закупки в 2015 году против 35 закупок в 2018 году, а также незначительный рост закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 41 заключенный государственный контракт в 2014 и 2016 годах против 62 государственных контрактов в 2018 году; в целях эффективного расходования бюджетных средств в организации закупок Главным управлением МЧС России по Оренбургской области используются следующие методы: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) и тарифный метод.
Литература:
- Положение «О территориальном органе МЧС России — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации»: утв. приказом МЧС России от 06 августа 2004 г. № 372
- Ильин В. В. Эффективность бюджетных расходов и контроль в области государственных закупок / В. В. Ильин // Финансы и бюджет: проблемы и решения. — 2017. — № 7. — С. 17–22.
- Официальный портал Главного управления МЧС России по Оренбургской области — Электрон. дан. — Режим доступа: 56.mchs.gov.ru.– 10.08.2019.