Содержание регулирования и его значение для развития банковского сектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 865 раз

Библиографическое описание:

Тепсаев, Я. Р. Содержание регулирования и его значение для развития банковского сектора / Я. Р. Тепсаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63589/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной работе была рассмотрена роль регулирования на современном этапе развития банковского сектора, включая такое направление, как содержание регулирования и его значение для развития банковского сектора.

Ключевые слова: банковское регулирование, государственное регулирование.

Всовременных условиях высокий уровень организации банковского дела должен быть обеспечен адекватной системой банковского регулирования. Значение регулирующих институтов существенно возрастает во время потрясений и кризисов на финансовых рынках.

Банковская деятельность становится все более динамичной, использует современные технологии и процессы. Вся экономика, включая домашние хозяйства и частных лиц, выступает клиентом банковской системы. Такие функции банков, как: обеспечение системы расчетов, кредитование экономики, обслуживание внешнеэкономических операций, обеспечение сохранности сбережений населения, делают возможным перераспределение финансовых потоков, поддержание воспроизводственного процесса в масштабах всей национальной экономики.

Проведение банковских операций сопряжено с повышенными рисками. Столь существенное значение банковской системы и в то же время повышенные риски, свойственные банковской деятельности, определяют необходимость государственного регулирования. Регулирование рассматривается как достаточно действенный и широкий вид воздействия на банковскую сферу. В большинстве стран банковская деятельность традиционно подвержена наибольшему государственному регулированию в сравнении с другими секторами финансового рынка.

Рассмотрение и конкретизация термина «регулирование» позволяет более содержательно подойти к пониманию содержания процесса государственного регулирования банковской деятельностью.

Согласно изначальному лексическому значению глагола «регулировать» это действие определяется как «направлять развитие, движение с целью привести в порядок систему» или как приводить в такое состояние, которое обеспечивает нормальную и правильную работу».

В Большом экономическом словаре банковское регулирование определяется как «активное упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различных инструментов и методов».

По своей сути регулирование является обязательным функциональным элементом государственного управления, при котором происходит воздействие государственных органов на экономические объекты, процессы и на участвующих в них людей.

Деятельность кредитной организации в различных ее аспектах регулируется различными государственными органами. Так, осуществляется налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование, регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Государственные институты, уполномоченные проводить такие виды регулирования, осуществляют также регулирование деятельности и других (небанковских) хозяйствующих субъектов.

В данной работе целесообразно рассматривать государственное регулирование банковской деятельности только в части проведения операций, которые предусмотрены статьей 5 Федерального закона «о банках и банковской деятельности». Данная деятельность характеризует специфику кредитной организации как субъекта хозяйствования.

Государственное регулирование является постоянным процессом, имеет свои цели, задачи, направлено на конкретные объекты или институты экономики. Банковское регулирование определяется спецификой банковских операций, их значением для нормального устойчивого развития экономики, а также повышенной рискованностью банковской деятельности.

Исходя из этого, можно утверждать, что государственное регулирование представляет собой сознательное внешнее воздействие уполномоченных органов на деятельность кредитных организаций, выполняющих специфические банковские операции.

Государственное регулирование банковской деятельности базируется на действующем законодательстве и осуществляется специальными органами, т.н. регуляторами, которые наделяются функциями и полномочиями на основании соответствующих законов. Это приводит к тому, что понятия «банковское регулирование» и «государственное регулирование банковской деятельности» используются как равнозначные.

Так, Е. Б. Лаутс определяет, что «банковское регулирование осуществляется посредством нормотворческой деятельности законодательных органов власти, а также выполнения Центральным банком своих непосредственных функций, делегированных ему государством».

На уровне государства правила банковской деятельности устанавливаются путем принятия законов, в которых определены правовые рамки деятельности, а также подзаконных актов (постановления, распоряжения Правительства). Уполномоченный орган (регулятор) издает свои нормативные документы, определяющие нормы, требования, правила, методики и пр., необходимые в текущей деятельности кредитных организаций.

Ряд авторов особо оговаривают обязательное участие в процессе регулирования органа, уполномоченного законодательным актом проводить регулирование банковской деятельности — Е. Б. Лаутс, Пыткина С. А., Зике Р. В.

Следует отметить, что регулирующий орган не осуществляет вмешательство в операционную деятельность коммерческих банков, что противоречило бы принципам рыночной экономики, регулятор лишь задает определенные ориентиры, параметры по наиболее важным, либо наиболее рискованным направлениям деятельности.

Дубова Е. С. приводит следующее определение: «Регулирование банковской деятельности — процесс воздействия регулирующего органа (совокупности органов) в форме установления обязательных для выполнения правил и норм, определяющих способы ведения банковского дела».

Банковское регулирование имеет свои границы. Так, в главе 10 Закона о Банке России определено, что он не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, не вправе требовать от них выполнения не свойственных им функций, не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами.

Полагаем, что в настоящих условиях можно говорить о системе государственного регулирования, поскольку между всеми основными элементами регулирования поддерживаются логические связи, и только совокупность всех обозначенных элементов обеспечивает необходимый уровень регулирования.

Система государственного регулирования банковской деятельности включает в себя следующие содержательные элементы:

– нормативно-правовая база регулирования;

– уполномоченные органы (институты) регулирования,

– наличие цели регулирования — достижение финансовой стабильности и устойчивости банковской системы;

– методы, инструменты регулирования, прежде всего, пруденциальные нормы (экономические нормативы, обязательные требования);

– необходимые привентивные и корректирующие действия (их можно определить, как меры надзорного реагирования).

Следует сказать также о содержании банковского надзора, который неотделим от государственного регулирования. Он рассматривается как составная часть регулирования.

В справочной литературе термин «надзор» означает наблюдение за кем-либо, чем-либо с целью контроля, охраны и т. п. Подразумевается, что под банковским надзором следует понимать надзор в банковской сфере, организация которого основывается на национальном законодательстве с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Надзорную функцию выполняют, как правило, органы, наделенные полномочиями регуляторов. Надзор происходит при выполнении банками установленных параметров, включает также стадию анализа регулируемой сферы, в случае необходимости регулятор осуществляет необходимые корректирующие действия.

Банковский надзор рассматривается как средство обеспечения пруденциального регулирования. Подразумевается, что это надзор в узком смысле, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями или же банковскими группами.

Применительно к Банку России указывается, что он является органом банковского надзора и осуществляет постоянный надзор соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства РФ, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов.

Следует отметить, что в полномочия надзорного органа входит анализ и оценка деятельности поднадзорной организации, которые проводятся с точки зрения законности ее деятельности, а не экономической целесообразности.

Целью банковского надзора, аналогично как банковского регулирования, является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банковских организаций.

Признаки надзора следующие:

– конкретная деятельность уполномоченного органа (регулятора);

– проводится постоянно на основе нормативных документов;

– предметами надзора являются кредитные организации, банковские группы;

– объектом надзора является соблюдение требований законов, подзаконных актов, нормативных актов уполномоченного органа (регулятора).

Имеются различные виды надзора (функциональные и институциональные, общий и пруденциальный, дистанционный и контактный, текущий и на стадии регистрации, пр.).

Регулирование и надзор между собою тесно связаны. При этом надзор может оказывать существенное влияние на регулирование. В процессе надзора могут выявляться новые риски, которые в свою очередь, могут создавать новые объекты регулирования, в ходе анализа могут выявляться отклонения, нарушения, которые потребуют создания новых норм или стандартов, привести к отмене или изменению уже действующих.

Значение регулирования для развития банковского сектора определяется целью самого регулирования. Цель регулирования в самом общем виде определяется как обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Будем подразумевать под этим способность банковского сектора удовлетворять потребности экономики в банковских услугах. Если рассматривать цель регулирования с точки зрения потребителей банковских услуг, то регулирование должно обеспечить защиту интересов акционеров, кредиторов, вкладчиков организаций банковского сектора.

Значение банковского регулирования заключается в обеспечении стабильности и устойчивости всей банковской системы и отдельных кредитных организаций, защите интересов акционеров, кредиторов, вкладчиков организаций банковского сектора.

Достижение цели регулирования возможно при условии, что воздействие регулирования распространяется как на всю банковскую систему, так и на каждую отдельную кредитную организацию. Исходя из этого, разделяют уровни регулирования: макроэкономический и микроэкономический уровни регулирования.

Макроэкономический уровень регулирования — его воздействие направлено на поддержание стабильности всей институциональной структуры банковского сектора, своевременности и стабильности банковских операций, адекватности норм банковского регулирования и надзора международным принципам и стандартам. Оно включает в себя комплекс административных, организационных и правовых мер, направленных на регулирование системных рисков всей банковской системы.

Микроэкономический уровеньэто система мер микроэкономического регулирования направлена на уровень кредитных организаций и включает в себя комплекс мер микропруденциального надзора, таких как: лицензирование деятельности, нормы и нормативы, определяющие достаточность и структуру собственных средств, уровень принимаемых рисков и пр., а также требования к законности и обоснованности проведения банковских операций, качеству риск-менеджмента и пр. Устойчивость банковской системы в микроэкономическом аспекте должна поддерживаться качеством управления на уровне отдельной кредитной организации.

Регулирование банковской деятельности может осуществляться на национальном уровне и международном. Примером международного банковского регулирования может служить деятельность Базельского комитета по банковскому надзору.

Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) представляет собой объединение представителей центральных банков при Банке международных расчетов, которые собираются для выработки стандартов банковской деятельности, занимаются вопросами повышения качества банковского надзора в странах-участницах, вырабатывают единые стандарты (например, стандарты достаточности капитала «Базель I», «БазельII», «Базель II.5», «Базель III»). Деятельность БКБН соответствует стандартам банковского регулирования, однако его нормы носят рекомендательный характер, и он лишен права требовать соблюдения установленных им правил. Вместе с тем, его рекомендации находят отражение в банковских нормативных документах стран-участниц и других стран.

На национальном уровне регулирование банковской деятельности может осуществляться на уровне государства и на уровне специального уполномоченного органа банковского регулирования (регулятор). На уровне государства путем принятия законов и подзаконных актов устанавливаются правила, ориентиры, параметры банковской деятельности.

Регулятор, т. е. специальный уполномоченный орган может иметь различный статус, который зависит от организации национальной системы банковского регулирования и надзора в государстве. В ряде стран (Австралия, Армения, Белоруссия, Италия, Казахстан, Россия) регулирование банковской деятельности осуществляется исключительно центральным (национальным) банком. В других странах (Германия, США, Швейцария, Франция) — центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.). В некоторых странах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) регуляторами выступают не центральные банки стран, а другие органы.

В случае, если центральный (национальный) банк делит полномочия по регулированию и надзору с другими органами, можно выделить несколько моделей: германская (агентство по надзору занимается только банками и является органом специальной компетенции); английская (единое агентство ведет надзор за различными секторами финансового рынка); американская (банковский надзор условно разделяется по целевому принципу — за системную стабильность отвечает ФРС, которая надзирает за банками, составляющими основу национальной платежной системы, а за защиту кредиторов и вкладчиков отвечают другие органы).

В случае если банковское регулирование и надзор осуществляется вместе с надзором за организациями других секторов финансового рынка (страховые компании, участник рынка ценных бумаг, пенсионными фондами и др.), создается единый надзорный орган общей компетенции, который выходит за пределы банковской системы. В этом случае речь идет о мегарегуляторе. Как правило, такой вариант используется в странах, где имеет место тесное сращивание банковского бизнеса с другой финансовой деятельностью. Начиная с 2014 г. такая модель регулирования финансового рынка, включая и банковскую деятельность, применяется в Российской Федерации.

Литература:

  1. Котляров М. А., Рыкова И. Н. Гармонизация банковского законодательства и регулирования банковской сферы стран ЕАЭС// Финансовый журнал — 2018 — № 1.
  2. Пыткина С. А., Зике Р. В. Генезис понятий «управление, регулирование, надзор» в банковской деятельности// Российское предпринимательство — 2013, № 7.
  3. Рыкова И. Н. Исследование подходов к гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере Евразийского экономического союза на 2015–2030 гг. («дорожная карта») Научный доклад. М.: НИФИ — 2015.
  4. Симоновский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит — 2007 — № 1.
  5. Финансовая политика в рамках евразийской интеграции / под ред. Б. В. Хулхачиева, М.: Магистр — 2018.
  6. http://safbd.ru/sites/default/files/basel.pdf —Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала.
  7. http:// www.cbr.ru/today/ms/bn/1.pdf —Базельский комитет по банковскому надзору. Повышение устойчивости банковского сектора.
Основные термины (генерируются автоматически): банковская деятельность, банковское регулирование, государственное регулирование, банковская система, банковский надзор, банковский сектор, регулирование, надзор, орган, финансовый рынок.


Похожие статьи

Тенденции развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием корпоративного законодательства в России. Анализируется корпоративное законодательство и выделяются разные направления его реформирования. Отмечаются положительные и отрицательные ас...

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Роль государства в рыночной экономике

Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирова...

Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности

Статья посвящена изучению, обобщению и анализу правового механизма государственного регулирования банковской деятельности на современном этапе. Данная статья отражает вопросы правового регулирования в последние годы развития банковского сектора Росси...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

В статье авторами рассматриваются основные проблемы государственного финансового контроля, сформировавшиеся на современном этапе развития финансового права Российской Федерации, а также пути их решения.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Принцип законности по отношению к банковской деятельности

В статье рассмотрено значение системы принципов банковского права, вопросы взаимосвязи и взаимовлияния общеправовых и отраслевых принципов, форма реализации принципа законности по отношению к банковской деятельности. Определено актуальное направление...

Проблемы развития корпоративного законодательства в РФ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. Анализ развития корпоративного законодательства Российской Федерации указывает на недостаточный уровень корпоративного управления и необходимост...

Общая характеристика механизмов государственного регулирования в строительстве

В статье проводится анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования в строительстве, что позволило выделить основные механизмы государственного регулирования в строительстве, определить их цели и особенности. Раскрыты хара...

Похожие статьи

Тенденции развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием корпоративного законодательства в России. Анализируется корпоративное законодательство и выделяются разные направления его реформирования. Отмечаются положительные и отрицательные ас...

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Роль государства в рыночной экономике

Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирова...

Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности

Статья посвящена изучению, обобщению и анализу правового механизма государственного регулирования банковской деятельности на современном этапе. Данная статья отражает вопросы правового регулирования в последние годы развития банковского сектора Росси...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

В статье авторами рассматриваются основные проблемы государственного финансового контроля, сформировавшиеся на современном этапе развития финансового права Российской Федерации, а также пути их решения.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Принцип законности по отношению к банковской деятельности

В статье рассмотрено значение системы принципов банковского права, вопросы взаимосвязи и взаимовлияния общеправовых и отраслевых принципов, форма реализации принципа законности по отношению к банковской деятельности. Определено актуальное направление...

Проблемы развития корпоративного законодательства в РФ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. Анализ развития корпоративного законодательства Российской Федерации указывает на недостаточный уровень корпоративного управления и необходимост...

Общая характеристика механизмов государственного регулирования в строительстве

В статье проводится анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования в строительстве, что позволило выделить основные механизмы государственного регулирования в строительстве, определить их цели и особенности. Раскрыты хара...

Задать вопрос