О важности развития рефлексии в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 2173 раза

Библиографическое описание:

Геращенко, М. А. О важности развития рефлексии в подростковом возрасте / М. А. Геращенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63595/ (дата обращения: 16.10.2024).



Развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Рефлексия — это то, что идет изнутри, вызволяет ситуацию некого акта само-сознания, само-деятельности. Специфика училища НВМУ ВПКУ, такова, что все нормы задаются извне, так как это четко ориентированное военно-морское училище: определенный распорядок дня, который расписан по минутам; определенный военный режим. Учеба в таком заведение далеко не простая, серьезные ограничения — основная специфика учреждения, поэтому мы находим ту «нишу», в которой мы сможем поспособствовать развитию рефлексивных умений. Наша задача уравновесить некий баланс между внутренним миром нахимовцев и жестокими рамками. Ввиду этой специфики, мы считаем, что важно находить место для развития рефлексии в разных ситуациях, в любой деятельности, в том числе и учебной. Наиболее благоприятна та деятельность, которая вызывает затруднения.

С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С. Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывает: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал?» [8, с.641].

Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С. Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека. [1, с.81].

Специфика подросткового возраста, описанная В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман с позиций интегральной периодизации общего психического развития, обозначена формированием нового типа познавательных интересов, которые приводят к возникновению внутренней рефлексии. Рефлексивность описывается как некоторая обращенность на внутренние основания своих действий и поступков, создающая предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью. Приблизительно в том же ключе находим описание социальной ситуации развития подростков в подходах B. C. Мухиной и К. А. Хвостова (1997). Авторы пишут: «...сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации — подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья». [2, с.27].

О важности рассмотрения рефлексивной деятельности в психологии субъекта также писали Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др. По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста [6, с.127].

Анализ работ психологов и педагогов позволил выявить, что у подростков возникает способность к рефлексии, выражающаяся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, способов овладения понятиями, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самонаблюдению. Следовательно, в подростковом возрасте необходимо и возможно развивать рефлексивные умения. Филиал НВМУ ВПКУ дает нам целое «поле возможностей» для развития рефлексии в подростковом возрасте, так как в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и деятельности. Переходя из детского мира во взрослый у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным для них становится общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Рефлексия позволяет подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Динамика и структура личности подростка / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 138–142.
  2. Цукерман, Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.- С. 23–26.
  3. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980. — 360 с.
  4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; пер. с англ. и фр.. — М.: Международная пед. академия, 1994. — 680 с.
  5. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Наука, 1976. — 304 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  8. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий. — М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, развитие рефлексии, рефлексия, личность, подросток.


Задать вопрос