Настоящая статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые наблюдаются в работе методических объединений школы № 26 города Костромы. В статье представлен эксперимент по внедрению предложенных рекомендаций по улучшению деятельности МО.
Ключевые слова: методическая работа, методическое объединение, образовательная организация, учитель, образовательная деятельность.
На сегодняшний день в условиях возрастания требований к образованности выпускника общеобразовательной школы, усложнилась организация работы методических объединений. Методическое обеспечение образовательного процесса выдвигается на первый план, как один из основных видов деятельности администрации и педагогов школы. Именно руководитель образовательной организации, а также методическое объединение несут основную ответственность за качество обучения и уровень подготовки выпускников. Основная роль в обеспечении образовательной деятельности возложена на основную структурную единицу школьно-методического объединения, которая сегодня проводит не только образовательные мероприятия и учебную работу, но также занимается вопросами повышения педагогических навыков учителей, организует проектно-изыскательскую деятельность, участвует в экспериментах, занимается дополнительными школьниками во внеурочное время.
Методическое объединение— это основное штатное структурное подразделение школы, профессиональное объединение педагогов (специалистов, воспитателей), осуществляющее и координирующее проведение учебно-воспитательной, методической, опытно- экспериментальной, внеклассной работы, и инновационной, проектной и исследовательской деятельности по одному или нескольким родственным учебным предметам, ступени обучения или воспитательному направлению. [1]
Именно такая многогранная структура, как методическое объединение, и стала объектом исследования, которое проводилось на базе муниципального среднего общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26 им. Героя Советского Союза В. В. Князева» города Костромы. Наблюдение проводилось в течение десяти недель. За этот период были выявлены проблемы в работе МО, разработан план по внедрению изменений в деятельность методических объединений и были определены ожидаемые результаты.
В деятельности методических объединений после наблюдения выявились некоторые проблемы и недостаточное наличие инноваций, что не позволяет в полной мере повысить качество и уровень подготовки выпускников, а также профессионализм педагогов.
К основным из таких проблем относятся:
- Проблема проведения самоанализа деятельности учителя за отчетный период;
- Проблема организации предметной недели как яркого мероприятия, направленного на повышение мотивации учащихся к изучению школьных дисциплин;
- Проблема организации в полном объеме подготовки учащихся к олимпиадам;
- Недостаточная сформированность инициативы у педагогических работников в отношении участия в конкурсах педагогического мастерства и распространения своего опыта;
- Частое отсутствие методического сопровождения молодых специалистов;
- Некомпетентность при работе с компьютером и другими мультимедийными устройствами у педагогов в возрасте.
- Взаимопосещение уроков с последующим анализом и разбором на заседании методического объединения не проводится
После определения главных проблем в деятельности методических объединений, были сформулированы следующие рекомендации по их устранению:
В современных условиях педагогу очень важно быть высокопрофессиональным, и умение анализировать собственную деятельность является одним из условий успеха, которое помогает двигаться вперед. Руководителям методических объединений и методической службе важно учитывать этот факт и чаще планировать индивидуальную работу с каждым из педагогов, осуществлять контроль за их деятельностью, проводить семинары, на которых педагоги обменивались бы передовым опытом друг с другом.
Для успешности учителя важен и показатель участия обучающихся в предметных неделях и олимпиадах. В этом вопросе стоит сказать о колоссальной работе всего методического объединения, а также и администрации школы. Важно работать вместе в привлечении детей для участия в мероприятиях, можно ввести классные туры по предметам для привлечения большего количества детей. Руководству школы важно наладить учебный процесс таким образом, чтобы у педагогов было достаточно времени для подготовки обучающихся, руководителям МО в первую очередь следует уделить внимание методическому обеспечению процесса подготовки к олимпиадам и предметным неделям.
Профессия учителя предполагает постоянное развитие и совершенствование навыков, чему может помочь участие в различных конкурсах педагогического мастерства. Но далеко не у всех педагогов есть стремление в них участвовать. Для повышения мотивации педагогов следует применять как материальные, так и нематериальные способы мотивирования. К материальным способам, конечно же, относится премирование, а также обеспечение рабочего места сотрудника всем необходимым оборудованием и мебелью. К нематериальным способам можно отнести всестороннюю помощь и содействие от лица администрации и руководителей методических объединений при подготовке, это и обеспечение методическим материалом, и выражение благодарности учителю как устной, так и письменной, ведь моральная поддержка важна для каждого человека.
Говоря о поддержке, стоит упомянуть молодых педагогов, которые только начинают свой профессиональный путь. В данной ситуации главной поддержкой является система наставничества. В самом начале работы можно провести анкетирование или опрос начинающего педагога. По результатам анкеты следует составить планы работы. Одним из важных пунктов также является взаимопосещение уроков, позволяющее наставнику делиться опытом, а также корректировать недостатки в преподавании молодого учителя.
Веяния сегодняшнего времени требуют от каждого учителя уверенного пользования компьютером. К сожалению, далеко не все педагоги с этим справляются успешно, прежде всего это люди предпенсионного и пенсионного возрастов. Заполнение электронного журнала, работа с интерактивной доской, поиск информации в сети Интернет представляют для них серьезные проблемы. Для устранения таких трудностей на базе школы следует организовать обучающие курсы, на которых пошагово будут рассматриваться все возникающие в ходе занятия вопросы. Пользование ИКТ помогает значительно уменьшить время подготовки к урокам, делиться своим передовым опытом, а также помогает разнообразить учебные занятия.
В представленной ниже схеме можно увидеть основную цель исследования, обозначенные проблемы и возможные пути их решения, ожидаемые результаты.
В течение десяти недель в методических объединениях школы № 26 внедрялись описанные выше рекомендации. Стоит отметить, что не все ожидаемые результаты оправдались.
Итог исследования следующий:
Индивидуальная работа с педагогами осуществляется не в полной мере. Учителя повышают уровень квалификации зачастую только посредством дистанционных курсов, или посещают семинары, где передовым опытом делятся учителя из других школ. Но на базе школы взаимообмена опытом между педагогами не происходит. Анализ педагогом собственной деятельности носит формальный характер и представляет собой только таблицу, где прописано количество проведенных уроков, контрольных работ за четверть/год, и сколько человек закончили на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Полного анализа работы с целью определения трудностей учителя методические объединения не проводят.
В вопросе подготовки и участия в олимпиадах дела обстоят немного лучше. Администрация школы старалась планировать деятельность образовательного учреждения так, чтобы на период проведения школьного этапа олимпиад в расписании находилось время и для подготовки. Руководители методических объединений обеспечили учителей-предметников необходимой литературой для консультации ребят, участвующих в олимпиадах. Хочется отметить повышение интереса и желания участвовать в олимпиадах у педагогов и учащихся в связи с налаженной системой организации деятельности.
Говоря о мотивации и поддержке учителя, стоит отметить, что в МБОУ СОШ № 26 всегда старались и стараются поддержать каждого педагога. Любое поручение, выполненное в нерабочее время, любая деятельность творческого характера, подготовка призеров и победителей олимпиад и многое другое всегда поощряются как премиями, так и благодарственными письмами от лица руководства школы.
Система наставничества в школе не налажена, в течение всего периода наблюдения вопрос о ее введении не поднимался. Молодым педагогам приходится самим вникать в тонкости работы, и обмена опытом не происходит. Для введения данной системы нужен более длительный срок, руководству школы следует разработать положение о наставничестве, где будут прописаны все цели и задачи деятельности наставника, права и обязанности обоих педагогов.
Можно отметить, что цель освоения педагогами в возрасте ИКТ и применения их на уроках, была достигнута. В каникулярное время проводились занятия с учителями, где подробно и на практике было показано, как пользоваться проектором, интерактивной доской, а также как заполнять электронный журнал. После этих занятий педагоги отметили, что уроки стали насыщеннее и интереснее, стало легче готовиться к урокам и находить нужный материал, и, конечно же, коллеги стали чувствовать себя гораздо увереннее, ведь они стали идти в ногу со временем.
По результатам эксперимента стоит отметить, что некоторые цели были достигнуты в полном объеме, в других же есть недочеты, над которыми нужно работать более длительное время. Но, несмотря на данный факт, важно сказать о том, что коллектив МБОУ СОШ № 26 готов развиваться и двигаться вперед для того, чтобы организация работы, управление школой всегда были на высоком уровне.
Литература:
- Макарова, Т. Н., Макаров, В. А. Организация деятельности методического объединения в школе / Т. Н. Макарова, В. А. Макаров. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. — 160 с.