Цель занятия: Развивать интерес к жизни птиц, закреплять и систематизировать знания о птицах, вызывать сочувствие и заботу.
Задачи:
– Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам
– Знакомить с тем, как птицы устроены птицы.
– Воспитывать любознательность, проявлять помощь и сочувствие птицам.
– Развивать слуховое и зрительное мышление, речь, память у детей.
– Активизировать словарь.
Оборудование: костюм для взрослого в виде птицы; бумажный за ламинированный фотоаппарат; наклейки птиц; макеты птиц или объемные рисунки; отдельно подготовленные части птиц; 2 мольберта магнитных на которых, можно рисовать; маркеры; крылья; столы; сундук; кормушки; корм; за ламинированная картинка-фото птиц, вложенная внутрь фотоаппарата.
Ход занятия.
Прогулка в осенний теплый, сухой период.
Дети выходят на прогулку, там их ждет воспитатель, одетый в одежду птицы.
В руках у воспитателя рисунок фотоаппарата на ленточках, внутри фотоаппарата картинка птиц. Сюрпризный момент (Дети об этом не знают)
Воспитатель вешает каждому ребенку фотоаппарат на шею.
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами станем не просто детьми, а станем исследователями — орнитологами. Как вы думаете, кто такие орнитологи?
Дети: — Это ученые.
Воспитатель: — Правильно это люди-ученые, которые изучают птиц. Дети, какое сейчас время года? Как вы это поняли?
Дети: — Осень. Много разноцветных листьев, где-то деревья уже стоят голые.
Воспитатель: — Какие месяцы осени вы знаете?
Ответы детей: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: — Молодцы, правильно
Воспитатель: — Ребята, я вам загадаю загадку, а вы скажите, кто же спрятался между строк!
Загадка:
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.
Дети: — Птицы.
Воспитатель: — Правильно ребята, а как вы думаете, что может произойти, если птиц не станет?
Ответы детей: — Будет плохо, много насекомых. Птицы помогают от насекомых.
Воспитатель: — Правильно ребята, все в нашем мире взаимосвязано.
Воспитатель предлагает детям пройти к месту, где растут деревья. Все вместе идут к деревьям.
На веточках у дерева сидят птицы (игрушечные или картинки объемные).
Воспитатель задает вопросы и акцентирует внимание на птиц, сидящих на ветках.
Воспитатель: — Дорогие мои орнитологи, каких птиц вы видите?
Ответы детей: — Синица, голубь, сова, ястреб, кукушка, аист, голубь, лебедь, снегирь, свиристель и т. д..
Воспитатель: — Дорогие мои ученые, а какие птицы зимующие?
Ответы детей: — Голубь, ворона, воробей, сорока, снегирь, свиристель
Воспитатель: — Какие птицы улетают на юг осенью или в конце лета?
Дети: — Аисты, соловьи, грачи, лебеди, скворцы, жаворонки
Воспитатель: — Ученые-орнитологи, а как вы думаете, какая я птица?
Ответы детей: Снегирь, аист, свиристель. (взрослый сам выбирает, в какой костюм птицы облачиться)
Воспитатель: — Ребята давайте сделаем нашими фотоаппаратами фотографию понравившейся птицы?
Дети подходят к понравившейся птице и делают фото.
Воспитатель: — Скажите, из каких частей состоит каждая птица?
Дети: — Голова, тело, хвост, лапки, крылья.
Воспитатель: — Вы очень умные орнитологи, а давайте с вами поиграем в игру кто быстрее? На мольберте надо расположить правильно птицу, все ее части разделены.
Если дети что-то хотят дополнить они могут нарисовать маркером (глаза, ветка, на которой сидит птица, трава, земля и т. д.).
Воспитатель: — А теперь мы с вами превратимся в разных птиц и поиграем. Раз, два, три, в птичку превратись.
Воспитатель снимает фотоаппараты и раздает детям крылышки разных птиц, а на куртку приклеивает картинку птицы, которой они становятся.
Физкультминутка. Повторить 3–4 раза.
Летели птички — собой невелички (Дети бегают, машут руками)
Как они летели, все люди глядели
Как они садились — все люди дивились (Дети садятся на корточки, руки выпрямляя по телу заводя назад)
Сели, посидели. (Сидя на корточках, дети поворачивают голову влево — вправо, вниз — вверх. Гимнастика для глаз, сильно сожмурить глаза, широко открыть).
Взвились, полетели — песенки запели. (Дыхательная гимнастика, вдох носом выдох ртом проговаривая чик-чирик)
Воспитатель: — Пара превращаться обратно в ученых-орнитологов. Раз, два, три, в деток изменись.
Воспитатель собирает крылья и снимает наклейки с курток детей, раздавая обратно фотоаппараты.
Воспитатель: — Ученые мои скажите, а как нам помочь птицам в зимний период?
Дети: — Кормить, сделать домики-кормушки.
Воспитатель: — А давайте с вами сделаем кормушки? Как вы думаете, какая кормушка должна быть?
Дети: — Безопасная, удобная, без острых углов. Не состояла из железа, а то птицы могут пораниться.
Воспитатель: — Правильно. Я как раз принесла вам кормушки безопасные и деревянные, давайте соберём их по образцу и повесим для наших птиц? Я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую.
Дети проходят к столам, на которых лежат макеты кормушек, собирают кормушки.
Воспитатель: — А как надо правильно вешать кормушки на дерево?
Ответы детей: — Аккуратно не поранив дерево, но плотно к стволу дерева, чтобы кормушка от ветра не опустилась. А еще чтобы не было доступа для кошки.
Дети вместе с воспитателем идут вешать кормушки, закрепляя к дереву.
Воспитатель: — Мы с вами повесили кормушки, а что нам надо сделать еще?
Дети: — Насыпать корм, положить еду.
Воспитатель: — Чем можно кормить птиц?
Ответы детей: — Ягоды, геркулес, пшено, семечки, пшено, кусочки несоленого сала, яблоки, фрукты.
Воспитатель: — Можно ли дать хлеб птицам?
Дети: — Можно, если хлеб стал жестким, черствым и сухим.
Воспитатель: — Молодцы!
Воспитатель предлагает вернуться в мастерскую и посмотреть, а не лежит ли там корм.
Дети возвращаются и находят сундучок, в котором лежит корм. Дети спокойно разбирают корм и несут его в кормушки.
Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, как нужно в дальнейшем ухаживать за кормушками и птицами?
Ответы детей: — Следить за чистотой кормушки, ее безопасности и чтобы каждый день в кормушке был корм.
Воспитатель: — Молодцы, теперь я точно знаю, что вы не просто дети, а ученые — орнитологи и научите всему других, как надо ухаживать за птицами. Нам пора попрощаться с птицами и возвращаться в группу, а на память о нашем приключении, давайте посмотрим какие фотографии птиц у вас получились?
Воспитатель помогает вытащить картинку внутри фотоаппарата, у каждого ребенка своя птица.
Рефлексия:
— Каких запомнили птиц?
— Как называется птица на твоей фотографии?
—Какие птицы остаются зимовать, а какие улетают?
— Как безопасно делать и вешать кормушки?
— Чем надо кормить птиц?
— Какая часть прогулки вам понравилась больше всего?
—Какая информация для вас стала неожиданной и новой?
— Что вам было тяжело сделать?