Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении важно воспитывать патриотизм и гражданственность у учащихся. Находясь в местах заключения, осужденные не должны забывать, что они граждане страны и оставаться патриотами своего отечества и также после своего освобождения из мест лишения свободы.
Ключевые слова: пенитенциарная система, патриотизм, гражданственность, отечество, дисциплины, образование, нравственность, воспитание, учащиеся, урок.
Важнейшая миссия школы при исправительном учреждении — это прежде всего создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных, средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса. Граждане, находящиеся в местах лишения свободы, по-прежнему наши соотечественники. В этой связи важно вести воспитательную работу среди учащихся примерами, показывать патриотизм и гражданственность.
Данное воспитание важно в первую очередь тем, что после освобождения учащийся может лучше социализироваться в обществе. Гражданская позиция помогает более лучшему восприятию жизни окружающего мира и общества после отбытия наказания.Гражданско-патриотическое воспитание поможет снизить риск рецидива преступления. Человек должен чувствовать себя частью страны и общества.
Первоочередными способами воспитания в учащихся гражданско-патриотического сознания, путем преподавания истории является планомерные систематические занятия с учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ рассуждений учеников, на разные актуальные вопросы.
Патриотизм лучше всего воспитывать на примерах прошлого из славных страниц истории нашей страны. История — одна из основных школьных дисциплин, благодаря которой возможно воспитать и привить чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую державу. Не зная прошлого трудно понять и настоящее страны в целом. В такой связи гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе школьного обучения, есть очень важная духовная потребность современного общества.
Успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»... — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [3, с. 117–118].
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда» [2].
По мнению Л. С. Выготского патриотизм включает в себя:
− чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
− уважительное отношение к языку своего народа;
− заботу об интересах Родины;
− осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
− проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
− гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
− гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться — есть важнейшее условие успешного развития России [1, с. 56].
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в школе является системным и структурированным. Только систематические внеклассные мероприятия, классные часы и открытые уроки помогают донести позицию учителя к обучающимся. В школе на каждую важнейшую дату из истории России приурочена лекция и демонстрация презентации, документального фильма. Проводится выставка книг с оформлением цитат великих исторических личностей страны. Данная работа выражается в стремлении привлечь обучающихся участвовать в различных международных, всероссийских патриотических акциях, приуроченных ко Дню народного единства 4 ноября, Дню Победы — 9 мая, Первой мировой войне, предметным олимпиадам. Очень важно вести активную просветительскую работу среди осужденных по каждой значимой дате и традициям нашего многонационального народа. Привлечение на мероприятия морально-нравственного и патриотического воспитания ученых и творческих людей так же поднимает интерес к учебе.
Итак, резюмируя всё вышесказанное, важно особо подчеркнуть, что воспитание патриотизма и гражданской позиции в школе достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Учащиеся в ИК должны понимать значение Родины для человека. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности учащегося и характер изучаемого материала. Важно показать учащимся, находящимся в заключении, что они граждане своей страны.
Литература:
- Выготский Л. С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Педагогическая психология. — М., 1991.
- Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М.: Наука, 1980.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -Т.9.