Лесные пожары наносят значительный ущерб лесному хозяйству, людям, обществу, что вызывает необходимость серьезной систематической борьбы с этим грозным бедствием. Ущерб от лесного пожара складывается из потерь древесины на корню и стоимости работ по тушению.
Целью работы является анализ ущерба лесных пожаров территории Северо-Западного федерального округа, разработка превентивных мероприятий по предупреждению лесных пожаров.
Актуальность. На территории Российской Федерации имеются огромные лесные массивы. Велико значение леса: он используется в народном хозяйстве, оказывает огромное воздействие на окружающую среду, влияет на изменение характера процессов, происходящих в почве и на её поверхности. Учитывая огромную роль леса в экономике страны, в России применяют все возможные меры к его сохранению. Наибольший ущерб лесам причиняют лесные пожары, поэтому борьбе с ними уделяется серьёзное внимание различных ведомств.
С начала пожароопасного периода 2019 года на территории Северо-Западного федерального округа возникло 1250 очагов природных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 705 очагов, увеличение на 545 очагов), на общей площади 9233,5 га [1].
Таблица 1
Площади очагов пожаров субъектов СЗФО за 2019 год сначала пожароопасного периода
Субъект СЗФО |
Общая площадь, га |
Республика Карелия |
591,3 |
Республика Коми |
7500,5 |
Архангельская область |
335 |
Вологодская область |
2,5 |
Калининградская область |
3,5 |
Ленинградская область |
117,6 |
Мурманская область |
250 |
Новгородская область |
3,1 |
Псковская область |
430 |
Санкт-Петербург |
0 |
Ненецкий АО |
0 |
Всего за СЗФО |
9233,5 |
Согласно «Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами», утвержденной Федеральной службой лесного хозяйства РФ, суммарный ущерб от лесного пожара включает стоимость потерь древесины на корню, а также ущербы от повреждения ресурсов побочного лесопользования и молодняков, ущерб от вреда, причиненного лесным пожаром окружающей природной среде, затраты на тушение и восстановление. Расчет стоимости поврежденной древесины проводят по методикам, учитывающим цены той или иной категории древесины, а стоимость вреда для окружающей среды определяется коэффициентом экологической значимости лесов. При оценке экологического ущерба от лесных пожаров его определяют следующим образом [2]:
где — ущерб от снижения прироста древесины, — ущерб от потери товарной ценности леса.
Последние величины рассчитываются так:
где — годовой прирост древесины на 1 га, м; — площадь повреждённого леса, га; — цена древесины, р. за 1 .
где — среднее количество засохших деревьев на 1 га, шт; — площадь поврежденного леса, га; — разность цен древесины разного сорта, р. за 1 ; — количество древесины, получаемой из одного засохшего дерева, 1 .
В «Методике оперативной оценки последствий лесных пожаров» ВНИИ ГОЧС определение последствий пожара также основано на расчете объема поврежденной древесины в зависимости от категории пожара и скорости его распространения [3]. В большинстве стандартных методик расчет ущерба сводится к экономическим потерям от прямого уничтожения различного рода ресурсов. При определении ущерба, наносимого окружающей среде, рассчитывается валовой выброс загрязняющих веществ за все время действия лесного пожара. Такого рода результаты имеют высокую степень агрегации, что делает возможным их использование только при определении самых общих тенденций воздействия лесного пожара на воздушную среду. Задача оценки опасности отдельных лесных пожаров и пожароопасного сезона в целом согласно методикам, применяемым структурами РСЧС, решается на основе определения категории пожара по типу, площади и интенсивности, а также оценки напряженности пожароопасного периода по количеству возникающих пожаров. Но при таком подходе не учитываются возможные социальные и медико-экологические ущербы, без которых опасность пожара не может считаться объективно и полно определенной. Рассмотрение всех видов последствий и ущербов от лесного пожара — это многофакторная проблема.
При ликвидации лесных пожаров эффективно применение авиации. ФБУ «Авиалесоохрана» — единственная российская специализированная служба, которая занимается мониторингом и тушением пожаров в труднодоступной местности и может доставлять группы на пожар с помощью десантирования и высадки на парашютах, находится в ведении Федерального агентства лесного хозяйства [4]. Ниже приведены данные по применению авиации при тушении лесных пожаров в Северо-Западном федеральном округе за дежурные сутки. Но стоит учитывать, что мониторинг и тушение лесных пожаров требует необходимых затрат.
По данным МЧС стоимость одного лётного часа воздушного судна, принимавшего участие в тушении пожаров в этом году, составляет около 30000 руб. Подводя итог, можно отметить, что общий ущерб за 2019 год в лесных массивах Северо-Западного федерального округа составил порядка 4 млрд. руб.
Таблица 2
Применение авиации для мониторинга лесопожарной обстановки итушения лесных пожаров всубъектах СЗФО за дежурные сутки
№п/п |
Тип воздушного судна |
Количество полетов |
Мониторинг районов |
Архангельская область |
|||
1. |
Самолёт Cessna 172 |
1 |
Пинежский |
2. |
Самолёт Cessna 172 |
1 |
Приморский, Холмогорский |
3. |
Самолёт Cessna 172 |
2 |
Шенкурский, Вельский, Коношский, Плесецкий |
4. |
Самолёт Cessna 182 |
1 |
Котласский, Ленский, Красноборский |
5. |
Самолёт Ан-2 |
2 |
Приморский, Лешуконский |
Мурманская область |
|||
1. |
Самолёт Cessna |
2 |
Мониторинг по маршруту № 4 |
2. |
Вертолёт Ми-8 |
1 |
Переброска личного состава |
3. |
Вертолёт Ми-2 |
1 |
Мониторинг по маршруту № 4 |
Итого за сутки |
14 |
||
Основным виновником лесных пожаров является человек — его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий. Статистика природных пожаров показывает, что их всплеск наблюдается в выходные дни, когда люди массово направляются отдыхать на природу.
В настоящее время в соответствии со ст. 261 УК РФ за уничтожение или повреждение лесных насаждений предусмотрена административная и уголовная ответственность [5].
Соблюдение гражданами правил пожарной безопасности позволит сэкономить значительные суммы денежных средств федерального бюджета, которые в дальнейшем могут быть использованы для создания и развития социальной инфраструктуры субъектов Северо-Западного федерального округа.
Данное исследование выполнено с целью формирования аналитической базы для дальнейшего исследования магистерской диссертации.
Литература:
- http://78.mchs.gov.ru/operationalpage/digest
- Балацкий О. В. Теоретические и практические вопросы определения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды/О. В. Балацкий, Л. Г. Мельник. Киев: Знание, 1982. 15 с.
- Методика оперативной оценки последствий лесных пожаров. М., ВНИИ ГОЧС, 2001.
- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10 декабря 2015 г. N 451 «Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесохрана», находящегося в ведении Рослесхоза».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.