Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Бойцева, В. Г. Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности / В. Г. Бойцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 290-295. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63629/ (дата обращения: 16.11.2024).



В возрастной психологии проблема конфликтного поведения в школьном классе недостаточно широко изучена теоретически и экспериментально. В подростковом возрасте ребенок, общаясь со сверстниками и взрослыми, учится выстраивать новую систему взаимоотношений. Без конфликтов такой сложный процесс практически невозможен. В связи с этим данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день.

Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка со сверстниками и самим собой.

На основе самосознания у подростка формируется устойчивый «образ Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. «Образ Я» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, интересах, склонностях, уверенности в себе, положении в коллективе. На основании «образа Я» подросток отличает себя от внешнего мира и от других людей. Низкий социометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком в среде значимых сверстников, способствует развитию конфликтности.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было исследовать психологические особенности «Образа Я» у подростков с различным уровнем конфликтности.

Объект: учащиеся 9 классов.

Предмет: психологические особенности «образа Я» подростков с различным проявлением конфликтности.

Гипотеза. Существуют взаимосвязь между сформированностью «образа Я» и различным проявлением конфликтности у подростков.

Подросткам использующие конструктивные способы разрешения чаще имеют адекватную самооценку, адекватный уровень притязаний в сравнении с подростками использующие деструктивные способы разрешения чаще имеют неадекватную самооценку, неадекватный уровень притязаний.

Методики исследования: 1. Тест т. Томаса. 2. Тест-опросник cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) 3. Определение уровня конфликтоустойчивости / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. 4. Методика «уровень конфликтности личности» Голев С. В.. Материалы к курсу «организационная психология (психология организаций)». 2009. 4. Анкета «Поведение подростков в конфликте».

Экспериментальная выборка состояла из 3 школьных классов, в количестве 87 человек.

Для выявления представлений о конфликте, учащимся была предложена анкета «Поведение подростков в конфликте».

Таблица 1

Предпочитаемые стратегии поведения вконфликте детей

Как чаще всего ты ведешь себя вконфликте

Конструктивное поведение

%

Не злюсь, сдерживаюсь

86,36

Предлагаю поговорить завтра

36,36

Пытаюсь понять

72,73

Предлагаю мириться

81,82

Успокаиваю собеседника

77,27

Стараюсь договориться

72,73

Конформное поведение

%

Просто молчу и слушаю

72,73

Просто ухожу

40,91

Перевожу все в шутку

68,18

Оправдываюсь

59,09

Говорю про другого неправду

18,18

Пугаю чем-то

22,73

Что-то требую

9,09

Деструктивное поведение

%

Кричу

68,18

Ударю

31,82

Обвиняю

59,09

Обзываю нецензурными словами

45,45

Отомщу

31,82

Говорю гадости в лицо

27,27

Чем обычно, по твоему мнению, заканчивается конфликт?

Констуктивные решения

%

...взаимным извинением сторон

81,82

...дальнейшим общением

63,64

...взаимным прощением сторон

81,82

...признанием неправоты одной из сторон, или и той

и другой стороны

68,18

...совместным делом

31,82

Деструктивные решения

...взаимным недоверием

59,09

...разрывом отношений

36,36

...обидой

45,45

...жалобой одной из сторон в администрацию школы

0,00

несправедливым наказанием одной из сторон

родителями, кл. руководителем, админис-ей школы

9,09

Из всех определений, полученных нами от подростков большую часть составили определения, связанные с внешними проявлениями конфликтности подростков, На втором месте находятся определения, содержащие в себе эмоциональные оценки (35,7 % принадлежит подросткам, испытывающим одиночество и 36,7 — не позволяющие на первом этапе определить отношение к конфликту, формам поведения, способам решения конфликтных ситуаций. Полученные результаты показывают, что часть подростков применяют в жизни только деструктивные способы и формы поведения (31 %)

Отвечая на вопрос, чем заканчиваются конфликты подростки на первое место ставят взаимное извинение (81,82 %), взаимным прощением (81,82 %) и дальнейшее общение (66,64 %). Деструктивные ответы, самые выбираемые варианты взаимное недоверие (59,09 %) и обида (45,45 %).

Таблица 2

Сводная таблица по результатам выявления уподростков уровня конфликтности(данные представлены впроцентах)

Уровень конфликтности личности

Определение уровня конфликтоустойчивости

Высокий уровень конфликтности

45,97

6,89

Низкий уровень одиночества

54,03

93,11

Сумма

100

100

Данные таблицы 2 показывают, что часть подростков по различным методикам имеют высокий уровень конфликтности Остальные 47 человек (54,03 % от общего числа испытуемых) составили вторую выборку подростков, с низким уровнем конфликтности.

Теоретический анализ литературных источников позволил нам предположить, что существуют различия в «образе Я» подростков, с низкий уровень конфликтности и подростков с высоким уровнем конфликтности. Для подтверждения нашего предположения мы использовали ряд методик (тест-опросник самоотношения Ч. В. Столина и уровень притязаний Шварцландера; опросник на выявление общей самооценки Дембо-Рубинштейна;). Ниже проведем анализ полученных результатов исследования.

Для исследования комплекса факторов отношения к себе мы использовали тест-опросник самоотношения Ч. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Испытуемым предлагалось выразить свое согласие или несогласие по ряду утверждений.

По результатам сопоставления данных опросника и результатов выявления состояния одиночества мы получили группы подростков, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Сводная таблица по результатам выявления различий вособенностях самоотношения подростков, испытывающих одиночество (данные представлены впроцентах)

Изучаемые параметры

S

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

Подростки с низким уровнем конфликтности

40,4

27,7

90

31,9

54,7

27,7

34

31,9

46,8

59,6

25,5

59,6

Подростки с высоким уровнем конфликтности

57,4

40

44,7

62,5

87,5

62,5

60

77,5

85

92,5

80

82,5

Коэффициент различия

1,594

5,137

4,802

2,896

3,254

3,319

2,45

4,43

3,9

3,826

5,369

2,389

Примечание. Цифрами обозначены следующие параметры: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого; шкала I — самоуважение; шкала II — аутосимпатия; шкала III — ожидаемое положительное отношение от других; шкала IV — самоинтерес; шкала 1 — самоуверенность; шкала 2 — отношение других; шкала 3 — самопринятие; шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 — самообвинение; шкала 6 — самоинтерес; шкала 7 — самопонимание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом — статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом — отсутствие статистически значимых различий.

Анализ представленных результатов позволил сделать выводы о том, что подросткам с высоким уровнем конфликтности, в меньшей степени свойственно принятие своего «Я» (77,5 %), чем, подросткам с низким уровнем конфликтности. Мы считаем, это связано с тем, конфликтные подростки более направлены на подтверждение своих действий со стороны других (60 %). не конфликтным подросткам не свойственна самоуверенность (27,7 %), самоинтерес (2,5 %) и свойственен самопонимание (596 %). Данные характеристики обусловлены, на наш взгляд спокойствием свойственной неконфликтным людям.

В то же время большая часть высоко конфликтных подростков (62,5 %) ждут положительного отношения к себе со стороны окружающих; среди низкоконфликтных подростков таких оказалось лишь 31,9 %. Причину этого мы видим в свойственном конфликтным лподросткам недоверии к людям, приписывании им враждебных намерений в свой адрес.

Далее для выявления достоверных различий в «образе Я» подростков, с высоким и низким уровнем конфликтности, мы использовали критерий φ* — углового преобразования Фишера.

Анализ полученных данных, отображенных в таблице 3, показывает, что существуют статистически значимые различия в самоотношении подростков, с высоким и низким уровнем конфликтности. Так обнаружены различия по шкале I (при р < 0,01), что говорит о том, что подростки, с высоким уровнем конфликтности имеют высокое самоуважение к себе.

Также обнаружены статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкалам II, III, IV, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале II. Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности принимают собственное «Я» таким, какое оно есть. Неконфликтные подростки не уверены в себе, неудовлетворены собой и своими возможностями.

Статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале III. Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности склонны ожидать от окружающих более негативного поведения, чем подростки с с низким уровнем конфликтности.

Так же статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале IV самоинтересов подростки с высоким уровнем конфликтности имеют эгоцентрическую направленность личности, в отличии от подростков с низким уровнем конфликтности.

В ходе исследования выявлено статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 1 (Самоуверенности), Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности оценивают себя гораздо выше чем окружающих, а подростки с низким уровнем конфликтности чаще менее уверены в себе.

Еще одно статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 2 (отношение других). Это свидетельствует о том, что подростки с низким уровнем конфликтности больше учитывают мнение других в своих действиях, в то время как подростки с высоким уровнем конфликтности не ориентированы на других.

В ходе исследования выявлено статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 3 (самопринятие) подростки с высоким уровнем конфликтности не критичны к своим действиям и принимают свои действия как эталонные и безусловные.

Еще одно статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкалам (4–7) Самопоследовательности, самообвинения и самопонимания. Можно сделать следующий промежуточный вывод: подростки с высоким уровнем конфликтности отличаются низким уровнем самопоследовательности, не склонны к самобвинениям, и имеют низкий уровень самопонимания, в то время как подростки с с низким уровнем конфликтности имеют высокую самопоследовательность самопонимание.

Найденные различия позволяют констатировать отличия в самоотношении подростков, высоким и низким уровнем конфликтности.

Для более глубокого изучения представлений о себе мы использовали методики для изучения самооценки и уровня притязания подростков высоким и низким уровнем конфликтности

По результатам сопоставления данных методики и результатов выявления различий мы получили группы подростков, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица по результатам выявления различий впредставлениях осебе вгруппе подростков свысоким инизким уровнем конфликтности (данные представлены впроцентах)

Изучаемые параметры

Самооценка

Уровень притязаний

Конфликтоустойчивость

Подростки с низким уровнем конфликтности47

51,1

62,5

72,5

Подростки с высоким уровнем конфликтности 40

42,5

76,6

77,5

Коэффициент различия

0,804

1,436

2,087 (зона неопределенности)

Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом — статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом — отсутствие статистически значимых различий.

Полученные данные диагностики не дают возможность говорить о статистически значимых отличиях в «образе Я» у подростков высоким и низким уровнем конфликтности.

Для определения достоверности выявленных различий мы использовали статистическую обработку полученных данных с помощью критерия φ* — углового преобразования Фишера.

Анализ данных таблицы 4 показывает, что не существует статистически значимое различие (при р < 0,01) в самооценке уровне притязаний у подростков высоким и низким уровнем конфликтности.

Также обнаружено, что уровень конфликтности имеет статистически неопределенное различие (при р < 0,05) у подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.

Таким образом, найденные различия не позволяют констатировать отличия в представлениях о себе и уровне притязаний в группе подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.

Большинство подростков, с низкой конфликтностью имеют адекватную или завышенную самооценку. Такие различия, на наш взгляд, обусловлены личностными особенностями подростков, а именно, не конфликтные подростки чрезмерно самокритичны к себе, не уверены в себе.

Для определения достоверности выявленных особенностей «образа Я» мы использовали статистическую обработку полученных данных с помощью критерия Крускала-Уолиса. Полученное значение -124,9

Как следует из полученных результатов существуют статистически значимые различия (при р < 0,01) в самооценке. Это свидетельствует о том, что большая часть подростков с низким уровнем конфликтности, имеют адекватную и низкую самооценку; подросткам высоким уровнем конфликтности в большей степени свойственна не адекватная высокая самооценка своей личности.

Таким образом, мы видим, что существуют достоверные различия в типах личности подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.

В целом, в ходе диагностической работы мы рассмотрели ряд психологический параметров и проанализировали особенности «образа Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности. Проделанная работа позволила нам составить обобщенный психологический портрет подростка с низким уровнем конфликтности.

«Образ Я» неконфликтного подростка отличается неуверенностью в себе. Зная свои особенности, он не ждет от них положительного отношения к себе. Испытывающий низкий уровень конфликтности, подросток в групповом поведении демонстрирует самопонимание и понимание позиции других. Ориентация «образа Я» на себя развивает в подростке самопоследовательность. Таким образом, в ходе эмпирического исследования мы изучили особенности «образа Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности. Выдвинутое нами предположение о том, что существуют различия в «образе Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности частично нашло свое подтверждение.

Подводя итог выше сказанному, мы видим, что подростки с высоким уровнем конфликтности — это особые дети, имеющие свои особенности и свое, отличное от других, представление о себе. Знание этих особенностей позволяет в дальнейшем грамотно планировать и проводить работу по преодолению деструктивных форм поведения в конфликте и формированию позитивного отношения к этому чувству в подростковом возрасте, что способствует становлению адекватного «образа Я».

Литература:

  1. Абдулин, А.Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии сборник по материалам научно-практической конференции «название»/ г. Краснодар: КубГУ, 2007. — с.
  2. Агапов, В. С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции // http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/kixyk1.htm.
  3. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. — М.: Смысл, 2004–319 с.
  4. Ярославцева, Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень конфликтности, подросток, уровень конфликтности, Столин, III, взаимное недоверие, дальнейшее общение, различное проявление конфликтности, сводная таблица, школьный класс.


Похожие статьи

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами привязанности

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подростков)

Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Механизмы прерывания контакта у лиц с разным уровнем удовлетворенности супружескими отношениями

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Похожие статьи

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами привязанности

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подростков)

Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Механизмы прерывания контакта у лиц с разным уровнем удовлетворенности супружескими отношениями

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Задать вопрос