В возрастной психологии проблема конфликтного поведения в школьном классе недостаточно широко изучена теоретически и экспериментально. В подростковом возрасте ребенок, общаясь со сверстниками и взрослыми, учится выстраивать новую систему взаимоотношений. Без конфликтов такой сложный процесс практически невозможен. В связи с этим данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день.
Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка со сверстниками и самим собой.
На основе самосознания у подростка формируется устойчивый «образ Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. «Образ Я» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, интересах, склонностях, уверенности в себе, положении в коллективе. На основании «образа Я» подросток отличает себя от внешнего мира и от других людей. Низкий социометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком в среде значимых сверстников, способствует развитию конфликтности.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было исследовать психологические особенности «Образа Я» у подростков с различным уровнем конфликтности.
Объект: учащиеся 9 классов.
Предмет: психологические особенности «образа Я» подростков с различным проявлением конфликтности.
Гипотеза. Существуют взаимосвязь между сформированностью «образа Я» и различным проявлением конфликтности у подростков.
Подросткам использующие конструктивные способы разрешения чаще имеют адекватную самооценку, адекватный уровень притязаний в сравнении с подростками использующие деструктивные способы разрешения чаще имеют неадекватную самооценку, неадекватный уровень притязаний.
Методики исследования: 1. Тест т. Томаса. 2. Тест-опросник cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) 3. Определение уровня конфликтоустойчивости / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. 4. Методика «уровень конфликтности личности» Голев С. В.. Материалы к курсу «организационная психология (психология организаций)». 2009. 4. Анкета «Поведение подростков в конфликте».
Экспериментальная выборка состояла из 3 школьных классов, в количестве 87 человек.
Для выявления представлений о конфликте, учащимся была предложена анкета «Поведение подростков в конфликте».
Таблица 1
Предпочитаемые стратегии поведения вконфликте детей
Как чаще всего ты ведешь себя вконфликте |
|
Конструктивное поведение |
% |
Не злюсь, сдерживаюсь |
86,36 |
Предлагаю поговорить завтра |
36,36 |
Пытаюсь понять |
72,73 |
Предлагаю мириться |
81,82 |
Успокаиваю собеседника |
77,27 |
Стараюсь договориться |
72,73 |
Конформное поведение |
% |
Просто молчу и слушаю |
72,73 |
Просто ухожу |
40,91 |
Перевожу все в шутку |
68,18 |
Оправдываюсь |
59,09 |
Говорю про другого неправду |
18,18 |
Пугаю чем-то |
22,73 |
Что-то требую |
9,09 |
Деструктивное поведение |
% |
Кричу |
68,18 |
Ударю |
31,82 |
Обвиняю |
59,09 |
Обзываю нецензурными словами |
45,45 |
Отомщу |
31,82 |
Говорю гадости в лицо |
27,27 |
Чем обычно, по твоему мнению, заканчивается конфликт? |
|
Констуктивные решения |
% |
...взаимным извинением сторон |
81,82 |
...дальнейшим общением |
63,64 |
...взаимным прощением сторон |
81,82 |
...признанием неправоты одной из сторон, или и той и другой стороны |
68,18 |
...совместным делом |
31,82 |
Деструктивные решения |
|
...взаимным недоверием |
59,09 |
...разрывом отношений |
36,36 |
...обидой |
45,45 |
...жалобой одной из сторон в администрацию школы |
0,00 |
несправедливым наказанием одной из сторон родителями, кл. руководителем, админис-ей школы |
9,09 |
Из всех определений, полученных нами от подростков большую часть составили определения, связанные с внешними проявлениями конфликтности подростков, На втором месте находятся определения, содержащие в себе эмоциональные оценки (35,7 % принадлежит подросткам, испытывающим одиночество и 36,7 — не позволяющие на первом этапе определить отношение к конфликту, формам поведения, способам решения конфликтных ситуаций. Полученные результаты показывают, что часть подростков применяют в жизни только деструктивные способы и формы поведения (31 %)
Отвечая на вопрос, чем заканчиваются конфликты подростки на первое место ставят взаимное извинение (81,82 %), взаимным прощением (81,82 %) и дальнейшее общение (66,64 %). Деструктивные ответы, самые выбираемые варианты взаимное недоверие (59,09 %) и обида (45,45 %).
Таблица 2
Сводная таблица по результатам выявления уподростков уровня конфликтности(данные представлены впроцентах)
Уровень конфликтности личности |
Определение уровня конфликтоустойчивости |
|
Высокий уровень конфликтности |
45,97 |
6,89 |
Низкий уровень одиночества |
54,03 |
93,11 |
Сумма |
100 |
100 |
Данные таблицы 2 показывают, что часть подростков по различным методикам имеют высокий уровень конфликтности Остальные 47 человек (54,03 % от общего числа испытуемых) составили вторую выборку подростков, с низким уровнем конфликтности.
Теоретический анализ литературных источников позволил нам предположить, что существуют различия в «образе Я» подростков, с низкий уровень конфликтности и подростков с высоким уровнем конфликтности. Для подтверждения нашего предположения мы использовали ряд методик (тест-опросник самоотношения Ч. В. Столина и уровень притязаний Шварцландера; опросник на выявление общей самооценки Дембо-Рубинштейна;). Ниже проведем анализ полученных результатов исследования.
Для исследования комплекса факторов отношения к себе мы использовали тест-опросник самоотношения Ч. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Испытуемым предлагалось выразить свое согласие или несогласие по ряду утверждений.
По результатам сопоставления данных опросника и результатов выявления состояния одиночества мы получили группы подростков, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Сводная таблица по результатам выявления различий вособенностях самоотношения подростков, испытывающих одиночество (данные представлены впроцентах)
Изучаемые параметры |
||||||||||||
S |
I |
II |
III |
IV |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Подростки с низким уровнем конфликтности |
40,4 |
27,7 |
90 |
31,9 |
54,7 |
27,7 |
34 |
31,9 |
46,8 |
59,6 |
25,5 |
59,6 |
Подростки с высоким уровнем конфликтности |
57,4 |
40 |
44,7 |
62,5 |
87,5 |
62,5 |
60 |
77,5 |
85 |
92,5 |
80 |
82,5 |
Коэффициент различия |
1,594 |
5,137 |
4,802 |
2,896 |
3,254 |
3,319 |
2,45 |
4,43 |
3,9 |
3,826 |
5,369 |
2,389 |
Примечание. Цифрами обозначены следующие параметры: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого; шкала I — самоуважение; шкала II — аутосимпатия; шкала III — ожидаемое положительное отношение от других; шкала IV — самоинтерес; шкала 1 — самоуверенность; шкала 2 — отношение других; шкала 3 — самопринятие; шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 — самообвинение; шкала 6 — самоинтерес; шкала 7 — самопонимание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом — статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом — отсутствие статистически значимых различий.
Анализ представленных результатов позволил сделать выводы о том, что подросткам с высоким уровнем конфликтности, в меньшей степени свойственно принятие своего «Я» (77,5 %), чем, подросткам с низким уровнем конфликтности. Мы считаем, это связано с тем, конфликтные подростки более направлены на подтверждение своих действий со стороны других (60 %). не конфликтным подросткам не свойственна самоуверенность (27,7 %), самоинтерес (2,5 %) и свойственен самопонимание (596 %). Данные характеристики обусловлены, на наш взгляд спокойствием свойственной неконфликтным людям.
В то же время большая часть высоко конфликтных подростков (62,5 %) ждут положительного отношения к себе со стороны окружающих; среди низкоконфликтных подростков таких оказалось лишь 31,9 %. Причину этого мы видим в свойственном конфликтным лподросткам недоверии к людям, приписывании им враждебных намерений в свой адрес.
Далее для выявления достоверных различий в «образе Я» подростков, с высоким и низким уровнем конфликтности, мы использовали критерий φ* — углового преобразования Фишера.
Анализ полученных данных, отображенных в таблице 3, показывает, что существуют статистически значимые различия в самоотношении подростков, с высоким и низким уровнем конфликтности. Так обнаружены различия по шкале I (при р < 0,01), что говорит о том, что подростки, с высоким уровнем конфликтности имеют высокое самоуважение к себе.
Также обнаружены статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкалам II, III, IV, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале II. Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности принимают собственное «Я» таким, какое оно есть. Неконфликтные подростки не уверены в себе, неудовлетворены собой и своими возможностями.
Статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале III. Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности склонны ожидать от окружающих более негативного поведения, чем подростки с с низким уровнем конфликтности.
Так же статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале IV самоинтересов подростки с высоким уровнем конфликтности имеют эгоцентрическую направленность личности, в отличии от подростков с низким уровнем конфликтности.
В ходе исследования выявлено статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 1 (Самоуверенности), Это свидетельствует о том, что подростки с высоким уровнем конфликтности оценивают себя гораздо выше чем окружающих, а подростки с низким уровнем конфликтности чаще менее уверены в себе.
Еще одно статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 2 (отношение других). Это свидетельствует о том, что подростки с низким уровнем конфликтности больше учитывают мнение других в своих действиях, в то время как подростки с высоким уровнем конфликтности не ориентированы на других.
В ходе исследования выявлено статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкале 3 (самопринятие) подростки с высоким уровнем конфликтности не критичны к своим действиям и принимают свои действия как эталонные и безусловные.
Еще одно статистически значимое различие (при р < 0,01) по шкалам (4–7) Самопоследовательности, самообвинения и самопонимания. Можно сделать следующий промежуточный вывод: подростки с высоким уровнем конфликтности отличаются низким уровнем самопоследовательности, не склонны к самобвинениям, и имеют низкий уровень самопонимания, в то время как подростки с с низким уровнем конфликтности имеют высокую самопоследовательность самопонимание.
Найденные различия позволяют констатировать отличия в самоотношении подростков, высоким и низким уровнем конфликтности.
Для более глубокого изучения представлений о себе мы использовали методики для изучения самооценки и уровня притязания подростков высоким и низким уровнем конфликтности
По результатам сопоставления данных методики и результатов выявления различий мы получили группы подростков, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Сводная таблица по результатам выявления различий впредставлениях осебе вгруппе подростков свысоким инизким уровнем конфликтности (данные представлены впроцентах)
Изучаемые параметры |
|||
Самооценка |
Уровень притязаний |
Конфликтоустойчивость |
|
Подростки с низким уровнем конфликтности47 |
51,1 |
62,5 |
72,5 |
Подростки с высоким уровнем конфликтности 40 |
42,5 |
76,6 |
77,5 |
Коэффициент различия |
0,804 |
1,436 |
2,087 (зона неопределенности) |
Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом — статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом — отсутствие статистически значимых различий.
Полученные данные диагностики не дают возможность говорить о статистически значимых отличиях в «образе Я» у подростков высоким и низким уровнем конфликтности.
Для определения достоверности выявленных различий мы использовали статистическую обработку полученных данных с помощью критерия φ* — углового преобразования Фишера.
Анализ данных таблицы 4 показывает, что не существует статистически значимое различие (при р < 0,01) в самооценке уровне притязаний у подростков высоким и низким уровнем конфликтности.
Также обнаружено, что уровень конфликтности имеет статистически неопределенное различие (при р < 0,05) у подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.
Таким образом, найденные различия не позволяют констатировать отличия в представлениях о себе и уровне притязаний в группе подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.
Большинство подростков, с низкой конфликтностью имеют адекватную или завышенную самооценку. Такие различия, на наш взгляд, обусловлены личностными особенностями подростков, а именно, не конфликтные подростки чрезмерно самокритичны к себе, не уверены в себе.
Для определения достоверности выявленных особенностей «образа Я» мы использовали статистическую обработку полученных данных с помощью критерия Крускала-Уолиса. Полученное значение -124,9
Как следует из полученных результатов существуют статистически значимые различия (при р < 0,01) в самооценке. Это свидетельствует о том, что большая часть подростков с низким уровнем конфликтности, имеют адекватную и низкую самооценку; подросткам высоким уровнем конфликтности в большей степени свойственна не адекватная высокая самооценка своей личности.
Таким образом, мы видим, что существуют достоверные различия в типах личности подростков с высоким и низким уровнем конфликтности.
В целом, в ходе диагностической работы мы рассмотрели ряд психологический параметров и проанализировали особенности «образа Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности. Проделанная работа позволила нам составить обобщенный психологический портрет подростка с низким уровнем конфликтности.
«Образ Я» неконфликтного подростка отличается неуверенностью в себе. Зная свои особенности, он не ждет от них положительного отношения к себе. Испытывающий низкий уровень конфликтности, подросток в групповом поведении демонстрирует самопонимание и понимание позиции других. Ориентация «образа Я» на себя развивает в подростке самопоследовательность. Таким образом, в ходе эмпирического исследования мы изучили особенности «образа Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности. Выдвинутое нами предположение о том, что существуют различия в «образе Я» подростков с высоким и низким уровнем конфликтности частично нашло свое подтверждение.
Подводя итог выше сказанному, мы видим, что подростки с высоким уровнем конфликтности — это особые дети, имеющие свои особенности и свое, отличное от других, представление о себе. Знание этих особенностей позволяет в дальнейшем грамотно планировать и проводить работу по преодолению деструктивных форм поведения в конфликте и формированию позитивного отношения к этому чувству в подростковом возрасте, что способствует становлению адекватного «образа Я».
Литература:
- Абдулин, А.Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии сборник по материалам научно-практической конференции «название»/ г. Краснодар: КубГУ, 2007. — с.
- Агапов, В. С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции // http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/kixyk1.htm.
- Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. — М.: Смысл, 2004–319 с.
- Ярославцева, Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.