Основание и порядок применения мер административного пресечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 15059 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Н. А. Основание и порядок применения мер административного пресечения / Н. А. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63633/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [1].

Одной из функций административного права является — правоохранительная функция. Именно административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначает наказания.

Правоохранительная функция осуществляется через методы государственного управления — убеждение и принуждение. Если метод убеждения только стимулирует должное поведение участников правоотношений, то методу принуждения характерно привлечение к административной ответственности и т. д.

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения.

В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок [6].

Основанием для применения мер административного пресечения являются реальные правонарушения, которые представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. В целях защиты их интересов требуется незамедлительное принятие соответствующих мер органами исполнительной власти и должностными лицами.

Среди других мер административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных объектов, различные органы государственной власти должны применять наиболее эффективные средства воздействия для прекращения противоправных действий. В связи с этим в разное время, разными авторами проводились попытки классифицировать и систематизировать эти меры.

В настоящее время принято считать более точной, лаконичной и практичной классификацию мер административного пресечения, данную А. П. Кореневым.

А. П. Коренев предложил классификацию мер административного пресечения исходя из их целей, характера и объекта воздействия:

− меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

− меры имущественного характера;

− меры технического характера;

− меры санитарно-эпидемиологического характера;

− меры финансово-кредитного характера [7].

Так, в частности, согласно данной классификации к мерам, применяемые непосредственно к личности правонарушителя можно отнести требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др. К меры имущественного характера относится изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и т. д. Меры технического характера запрещают эксплуатации неисправного транспорта, приостанавливают работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещают или ограничивают ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности. Меры финансового характера осуществляют прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Меры Санитарно-эпидемиологического характера направлены на отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и т. д.

Под порядком применения мер административного пресечения понимается законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица перед, в момент и после применения административно-пресекательных мер при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемые меры.

При этом говоря о порядке применения мер административного пресечения следует учитывать способ их принудительного воздействия, который закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей, так например, проверка документов, требование прекратить противоправные действия, досмотр сотрудниками полиции граждан на предмет взрывоопасных предметов при посещении культурно-массовых мероприятий и другое, реализуется в процедурном порядке.

Меры же административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, реализуются в порядке, включающем следующие действия:

− документальная фиксация конкретной ситуации;

− рассмотрение уполномоченным должностным лицом данного конкретного дела и принятие по нему решения;

− исполнение принятого по делу решения, т. е. реализация предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

Все эти действия составляют процессуальный порядок применения мер административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы.

Следует также отметить, что рассмотрение и разрешение дел о применении некоторых мер административного пресечения осуществляется также и в порядке административного судопроизводства, например, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (п.6 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

Реализация ряда мер административного пресечения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время некоторые меры административного пресечения могут быть применены только судьями (административный арест, лишение водительских прав, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д.). Следовательно, все меры административного пресечения можно разделить на применяемые во внесудебном порядке и применяемые только по решению суда.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время нет единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения и способов их применения, пресекательная деятельность в сфере государственного управления регламентируется многими законодательными актами, среди которых можно выделить: КоАП РФ, ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее оказании», ФЗ РФ от 30 марта 1995г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др., что само собой создает определенные трудности в порядке применения этих мер. Поэтом в ближайшее время целесообразно было бы пересмотреть и систематизировать в одном нормативно-правовом акте меры административного пресечения и способы из применения.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 17 марта 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. — 544 с.
  2. Административное право: учебник для бакалавриата /Н. М. Конин, Е. И. Маторина, — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 574 с.
  3. Административное право России: учеб. пособие /В. И. Кайнов. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 332 с.
  4. Административное право. Учебное пособие для вузов/Н. В. Макарейко. –М.: Юрайт, 2016.-336с.
  5. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие/Л. А. Гречина.-М.: Проспект, 2017.-112с.
  6. Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий. Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2010 г. - 172 с.
  7. Ковшевацкий В.И. Проблемы классификации отдельных мер административного пресечения. //Юридические науки. 2017. №2. С. 49.
Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, мера, правовая норма, административная ответственность, государственное управление, принудительное воздействие, РФ, ФЗ РФ, Российская Федерация, Санитарно-эпидемиологический характер.


Похожие статьи

К вопросу избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения

О недопустимости доказательств в ракурсе оперативно-розыскной деятельности

Особенности применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части

В данной статье подвергается анализу действующее законодательство в сфере применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Определен объект, условия, цели и основания применения данной меры пресечения.

Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Проблемы обеспечения прав обвиняемого при избрании меры пресечения

Установление оснований и мотивов задержания при признании лица подозреваемым

Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы

Назначение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих

Определение места жительства детей как вид обеспечительных мер

Похожие статьи

К вопросу избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения

О недопустимости доказательств в ракурсе оперативно-розыскной деятельности

Особенности применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части

В данной статье подвергается анализу действующее законодательство в сфере применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Определен объект, условия, цели и основания применения данной меры пресечения.

Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Проблемы обеспечения прав обвиняемого при избрании меры пресечения

Установление оснований и мотивов задержания при признании лица подозреваемым

Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы

Назначение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих

Определение места жительства детей как вид обеспечительных мер

Задать вопрос