Внимание к слову как важнейшее условие формирования читательской грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Гулевская, С. В. Внимание к слову как важнейшее условие формирования читательской грамотности / С. В. Гулевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63646/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная школьная действительность позволяет молодому человеку непрерывно осваивать новое, получать доступ к мировой науке и культуре, совершенствовать свой внутренний мир. Сегодня наш ученик окружён текстами, ему приходится много читать и слушать. На всех уроках он сталкивается с потоком знакомых и незнакомых слов, большая часть которых, к сожалению, уходит в его пассивный запас, никак не осознаётся и в дальнейшем не используется. Мы замечаем, что школьник, даже старшего возраста, не выполняет элементарных заданий, потому что не замечает нужных слов, ставящих перед ним конкретные задачи; не понимает текст, так как читает его бегло, невнимательно, не думая о значении каждого слова.

Как научить ребёнка видеть слово? Как сформировать высокий уровень читательской грамотности, под которой мы понимаем «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей и возможностей»?

Навыки смыслового чтения так или иначе закладываются на любом уроке, но именно мы, словесники, постоянно пребывающие в мире текстов, имеем самые подходящие условия, формирующие у ребят способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текстов.

Среди многообразных путей достижения данной задачи мы остановимся на наиболее эффективных стратегиях иприёмах, формирующих грамотного читателя.

Стратегия «Чтение состановками» применима на уроках русского языка и литературы, изучающих текст малого объёма или фрагмент текста. Стратегия чётко структурирована, включает обязательные 3 стадии:

  1. Вызов. На основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чём будет текст.
  2. Осмысление. Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  3. Рефлексия. Заключительная беседа. Текст снова представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть разными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, творческие сочинения.

Такая работа с текстом развивает умение выявлять связь отдельных элементов, умение выражать свои мысли, учит глубокому пониманию и осмыслению текста, подводит к комплексному анализу текста, требующему определённой подготовки и знаний:

− внимательного прочтения с выделением отдельных частей;

− размышления над заглавием, несущим основную идею;

− составления плана текста;

− изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарям;

− сбора информации об авторе и его мировоззрении; исторической эпохе и особенностях создания произведения;

− знания теории литературы;

− владения навыками выделения художественных средств выразительности

Комплексный анализ текста, рассматривающий произведение в единстве формы и содержания, позволяет увидеть значимость каждого слова, учит осознавать необходимость определённых словесных форм и образов.

На уроках в 6–9 классах часто перед учителем встаёт вопрос, как соотнести и осмыслить имеющуюся информацию с новой, которую получает ученик дома, читая текст самостоятельно. Один из способов активной работы с текстом, при котором ученик анализирует свой читательский и жизненный опыт, — это ведение бортовых журналов. Данный приём позволяет фиксировать в соответствующих колонках собственное восприятие произведения, формулировать комментарии к прочитанному, оценивать себя как читателя.

Пример бортового журнала

Что ячитал по данной теме

Что нового яузнал

С чем согласен

Об этом стоит задуматься

Слово, которое яне заметил

Уже с 5–6 класса я ввожу колонку Слово, которое я не заметил. Это учит пристальному вниманию к каждому слову. На уроках, работая с текстом, уже прочитанным дома, ребята делятся такими находками, рисуют наиболее значимое слово, комментируют его и выходят таким образом на новый виток понимания текста в целом.

IMG_20150105_044549 C:\Users\User\Desktop\DSCN4758.JPG

Поиск слова, незамеченного дома, работа в группах. 5 класс. Рисую незамеченное слово. Работа в группах. 6 класс

Интересным приёмом является Двухчастный дневник. Можно использовать на уроках в старших классах при изучении текстов большого объёма. Развивает навык вдумчивого отношения к слову, учит не только понимать авторскую мысль, но и видеть себя на фоне авторского текста.

Двухчастный дневник

Цитата

Комментарий учащегося

Трёхчастный дневник имеет третью колонку. Это может быть вопрос к учителю.

Может быть и четырёхчастный дневник, который заполняется несколько лет, например

Цитата

Комментарий

(9 класс)

Слово, не замеченное при первом чтении

Комментарий

(10 класс)

С помощью таких приёмов ученик видит себя как читателя на протяжении длительного времени, анализирует собственную читательскую грамотность. Таким образом, старшеклассник привыкает к длительному чтению, исключает возможность поверхностной подготовки и формального подхода к тексту и к уроку.

Открытым вопросом в современной методике преподавания литературы остаётся сегодня технология работы с произведениями крупного объёма. Это романы второй половины девятнадцатого века, изучающиеся в 10 классе (в том числе роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир») и романы двадцатого века, изучающиеся в 11 классе (в том числе роман М.Шолохова «Тихий Дон»). Мы настаиваем на том, чтобы на уроках, посвящённых работе с этими произведениями, не было электронных носителей (телефонов и планшетов), у каждого ученика должен быть печатный текст полного объёма. Только в этом случае читатель видит слово втексте, соотнесённом с книгой, а не обрывок фразы в телефоне.

agnYzS7M3Wo 1V5r-CHxDjM

Работа с текстами большого объёма. Изучение романа Достоевского«Преступление и наказание» в 10 классе. Изучение романа Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — одно из самых сложных произведений школьной программы. Как научить старшеклассника видеть слово и осмысливать его значение в таком большом тексте? Интересен опыт петербургского педагога Е. Ильина, который не просто разработал цикл проблемных вопросов, выявляющих неоценимую роль каждого слова Достоевского, но и предложил вопросы, на которые, на первый взгляд, нет ответа. Например, вопрос, который ставит в тупик многих: «Кто третья жертва Раскольникова?» Как известно, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Но учитель настаивает, что есть ещё и третья жертва… Кто же это? И вот начинается пошаговая очень внимательная работа с текстом первой части, ребята начинают предложение за предложением читать текст сложнейшего романа… Этим вопросом он добивается того, что все его ученики читают роман, а не его краткий пересказ в интернете, в котором нет и намёка на третью жертву. При таком углубленном чтении они не могу не заметить описание Лизаветы, которое заканчивается словами о том, что Лизавета «постоянно была беременной». Значит, Раскольников убивает её не рождённого ребёнка, невинного ангела. Так одно слово приобщает не только к вдумчивому чтению текста, но и выводит учащегося на новый уровень читательского восприятия, заставляет прочувствовать всю глубину страшного преступления Раскольникова, приближает к пониманию авторской позиции.

О работе со стихотворным текстом и роли слова в каждой поэтической строке моя статья в журнале «Русская словесность» (№ 1, 2017 г.) [2]

Литература:

  1. Гулевская С. В. Приёмы формирования навыков рефлексии на уроках русского языка и литературы // Инновационная деятельность: профессиональная готовность к реализации и управлению: материалы региональной научно-практической конференции памяти народного учителя Российской Федерации А. Ф. Иванова / сост. М. В. Чеченкова, С. Н. Распопова. — Калуга, 2017.
  2. Гулевская С. В. «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…» // Русская словесность. — 2017. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, слово, класс, урок, двухчастный дневник, изучение романа, комплексный анализ текста, работа, том, ученик.


Похожие статьи

Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Изучение школьного гимна как пример внеклассной воспитательной работы

Похожие статьи

Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Изучение школьного гимна как пример внеклассной воспитательной работы

Задать вопрос