Современная школьная действительность позволяет молодому человеку непрерывно осваивать новое, получать доступ к мировой науке и культуре, совершенствовать свой внутренний мир. Сегодня наш ученик окружён текстами, ему приходится много читать и слушать. На всех уроках он сталкивается с потоком знакомых и незнакомых слов, большая часть которых, к сожалению, уходит в его пассивный запас, никак не осознаётся и в дальнейшем не используется. Мы замечаем, что школьник, даже старшего возраста, не выполняет элементарных заданий, потому что не замечает нужных слов, ставящих перед ним конкретные задачи; не понимает текст, так как читает его бегло, невнимательно, не думая о значении каждого слова.
Как научить ребёнка видеть слово? Как сформировать высокий уровень читательской грамотности, под которой мы понимаем «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей и возможностей»?
Навыки смыслового чтения так или иначе закладываются на любом уроке, но именно мы, словесники, постоянно пребывающие в мире текстов, имеем самые подходящие условия, формирующие у ребят способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текстов.
Среди многообразных путей достижения данной задачи мы остановимся на наиболее эффективных стратегиях иприёмах, формирующих грамотного читателя.
Стратегия «Чтение состановками» применима на уроках русского языка и литературы, изучающих текст малого объёма или фрагмент текста. Стратегия чётко структурирована, включает обязательные 3 стадии:
- Вызов. На основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чём будет текст.
- Осмысление. Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
- Рефлексия. Заключительная беседа. Текст снова представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть разными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, творческие сочинения.
Такая работа с текстом развивает умение выявлять связь отдельных элементов, умение выражать свои мысли, учит глубокому пониманию и осмыслению текста, подводит к комплексному анализу текста, требующему определённой подготовки и знаний:
− внимательного прочтения с выделением отдельных частей;
− размышления над заглавием, несущим основную идею;
− составления плана текста;
− изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарям;
− сбора информации об авторе и его мировоззрении; исторической эпохе и особенностях создания произведения;
− знания теории литературы;
− владения навыками выделения художественных средств выразительности
Комплексный анализ текста, рассматривающий произведение в единстве формы и содержания, позволяет увидеть значимость каждого слова, учит осознавать необходимость определённых словесных форм и образов.
На уроках в 6–9 классах часто перед учителем встаёт вопрос, как соотнести и осмыслить имеющуюся информацию с новой, которую получает ученик дома, читая текст самостоятельно. Один из способов активной работы с текстом, при котором ученик анализирует свой читательский и жизненный опыт, — это ведение бортовых журналов. Данный приём позволяет фиксировать в соответствующих колонках собственное восприятие произведения, формулировать комментарии к прочитанному, оценивать себя как читателя.
Пример бортового журнала
Что ячитал по данной теме |
Что нового яузнал |
С чем согласен |
Об этом стоит задуматься |
Слово, которое яне заметил |
|
|
|
|
|
Уже с 5–6 класса я ввожу колонку Слово, которое я не заметил. Это учит пристальному вниманию к каждому слову. На уроках, работая с текстом, уже прочитанным дома, ребята делятся такими находками, рисуют наиболее значимое слово, комментируют его и выходят таким образом на новый виток понимания текста в целом.
Поиск слова, незамеченного дома, работа в группах. 5 класс. Рисую незамеченное слово. Работа в группах. 6 класс
Интересным приёмом является Двухчастный дневник. Можно использовать на уроках в старших классах при изучении текстов большого объёма. Развивает навык вдумчивого отношения к слову, учит не только понимать авторскую мысль, но и видеть себя на фоне авторского текста.
Двухчастный дневник
Цитата |
Комментарий учащегося |
Трёхчастный дневник имеет третью колонку. Это может быть вопрос к учителю.
Может быть и четырёхчастный дневник, который заполняется несколько лет, например
Цитата |
Комментарий (9 класс) |
Слово, не замеченное при первом чтении |
Комментарий (10 класс) |
С помощью таких приёмов ученик видит себя как читателя на протяжении длительного времени, анализирует собственную читательскую грамотность. Таким образом, старшеклассник привыкает к длительному чтению, исключает возможность поверхностной подготовки и формального подхода к тексту и к уроку.
Открытым вопросом в современной методике преподавания литературы остаётся сегодня технология работы с произведениями крупного объёма. Это романы второй половины девятнадцатого века, изучающиеся в 10 классе (в том числе роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир») и романы двадцатого века, изучающиеся в 11 классе (в том числе роман М.Шолохова «Тихий Дон»). Мы настаиваем на том, чтобы на уроках, посвящённых работе с этими произведениями, не было электронных носителей (телефонов и планшетов), у каждого ученика должен быть печатный текст полного объёма. Только в этом случае читатель видит слово втексте, соотнесённом с книгой, а не обрывок фразы в телефоне.
Работа с текстами большого объёма. Изучение романа Достоевского«Преступление и наказание» в 10 классе. Изучение романа Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — одно из самых сложных произведений школьной программы. Как научить старшеклассника видеть слово и осмысливать его значение в таком большом тексте? Интересен опыт петербургского педагога Е. Ильина, который не просто разработал цикл проблемных вопросов, выявляющих неоценимую роль каждого слова Достоевского, но и предложил вопросы, на которые, на первый взгляд, нет ответа. Например, вопрос, который ставит в тупик многих: «Кто третья жертва Раскольникова?» Как известно, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Но учитель настаивает, что есть ещё и третья жертва… Кто же это? И вот начинается пошаговая очень внимательная работа с текстом первой части, ребята начинают предложение за предложением читать текст сложнейшего романа… Этим вопросом он добивается того, что все его ученики читают роман, а не его краткий пересказ в интернете, в котором нет и намёка на третью жертву. При таком углубленном чтении они не могу не заметить описание Лизаветы, которое заканчивается словами о том, что Лизавета «постоянно была беременной». Значит, Раскольников убивает её не рождённого ребёнка, невинного ангела. Так одно слово приобщает не только к вдумчивому чтению текста, но и выводит учащегося на новый уровень читательского восприятия, заставляет прочувствовать всю глубину страшного преступления Раскольникова, приближает к пониманию авторской позиции.
О работе со стихотворным текстом и роли слова в каждой поэтической строке моя статья в журнале «Русская словесность» (№ 1, 2017 г.) [2]
Литература:
- Гулевская С. В. Приёмы формирования навыков рефлексии на уроках русского языка и литературы // Инновационная деятельность: профессиональная готовность к реализации и управлению: материалы региональной научно-практической конференции памяти народного учителя Российской Федерации А. Ф. Иванова / сост. М. В. Чеченкова, С. Н. Распопова. — Калуга, 2017.
- Гулевская С. В. «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…» // Русская словесность. — 2017. — № 1.